Зелёный

Вадим Светашов
                Предисловие.

             В рассказе «У меня была собака (окончание)» я уже писал, как я попал в Молдавию, где и кем работал, где проживал. Поэтому повторяться не буду, отмечу только, что настоящий сборник охватывает период, когда я жил в посёлке Григориополь (теперь город) и работал лесничим Григормопольского лесничества Бендерского лесхоза. Территория лесничества охватывала леса трёх административных районов по обоим побережьям реки Днестр: Григориопольского, Дубоссарского и Криулянского. Леса произрастали в основном  в пойме Днестра и по балкам, но были и по отдельным урочищам среди полей, садов и виноградников, расположенных иногда далеко друг от друга. Флора и фауна своеобразна и оригинальна.
            В этом и следующем сборнике я хочу познакомить читателей с особенностями фауны этого благодатного,  юго-западного края бывшего СССР.


                Зелёный.

            Первой птицей, которую я встретил в Григориополе была нет, не воробей, а кольчатая горлица. Она сидела на столбе около дома и выводила «куку-шшка, куку-шшка». Но про неё я уже писал. А вот первую незнакомую мне птицу я увидел уже на следующий день. Утром следующего после приезда дня, едва выйдя из дома, я услышал незнакомые крики. Голос был явно птичий и напоминал громкий клёкот: «глей-глей-глей-глей» и повторялся многократно. Казалось, он слышится совсем близко, прямо за сараем.
            До работы ещё было время, да и контора лесничества находилась в пятидесяти шагах от дома, и я прихватив бинокль, отправился на поиски неизвестного крикуна. По мере удаления в лес звук как бы удалялся, но становился чётче. Деревья ещё стояли голые, и видимость в лиственном лесу была хорошая. Наконец увидел двух птиц, перелетающих друг за другом с дерева на дерево, постоянно перекликаясь. Удалось поймать их в бинокль. Как я разочаровался! Обычные для Урала птицы --седоголовые дятлы!  Сколько я их там встречал! Единственно, что меня смущало, это голос. Он лишь отдалённо напоминал крик седого дятла. Хотя я уже не очень удивлялся, побывав на Дальнем Востоке. Вороны Урала и Приморья тоже кричат по-разному.
             Неожиданно птицы повернули в мою сторону и стали приближаться. Я заволновался: птицы показались значительно крупнее седого дятла, примерно с горлицу. А когда  увидел на одной из них красную шапочку на голове и чёрную маску на «лице», тогда сообразил, что впервые вижу пару зелёных дятлов. 
           Недалеко от меня дятлы опустились на землю и принялись ворошить старые опавшие листья. Передвигались они при этом скачками. Теперь я смог разглядеть их без бинокля.  Поначалу обе птицы показались совершенно одинаковой окраски. Спина и крылья тёмно-зелёные с охристым отливом. Щёки, горло, грудь и брюшко светло-зелёные. И только взяв бинокль, рассмотрел, что у одной из птиц от клюва под маской находятся красные «усы», а у другой чёрные. К сожалению, времени на дальнейшее наблюдение не оставалось, надо было возвращаться.
             В дальнейшем с зелёным дятлом приходилось встречаться не часто и больше видеть его на земле, чем на дереве. Никогда не слышал от него весенней барабанной дроби, никогда не видел, чтобы он долбил дерево, добывая пропитание.
            Через год, в конце февраля (снега уже не было), проходил по лесу мимо большого муравейника. Как вдруг с другой его стороны с криком и шумом вылетел зелёный дятел. Обойдя муравейник, обнаружил раскопанную нору, уходящую в глубину сооружения. Так вот чем дятлы питаются зимой! Вечером сходил в библиотеку и просмотрел всю литературу, касающуюся жизни зелёных дятлов. Оказалось, что действительно, в отличие от других дятлов, зелёный питается преимущественно на земле. В его рацион входят муравьи и их личинки, мухи, пчёлы, гусеницы, дождевые черви, улитки. Ближе к осени переходит на питание мякотью падалиц плодов и ягод. Предпочитает сладкое: шелковицу, черешню, сливу, грушу.
          На следующий год удалось обнаружить дупло зелёного дятла.  Произошло это так. Поднимаясь после небольшого дождя по тропинке  к вершине склона балки, услышал невнятные голоса. Остановился, прислушался. Голоса стихли. Я подумал, что ослышался. Но едва тронулся в путь, как звуки повторились.
Не то писк, нетто щебет. Громкость шла по нарастающей, а потом так же медленно сошла на нет. Я бы не пошёл мокнуть в траве, но тропинка вела в направлении голосов. Уже вышел на кромку поля, когда вдруг звуки послышались сзади и довольно близко. В них я чётко распознал голоса голодных птенцов. Остановился и стал приглядываться внимательнее. Вот мелькнула какая-то тень около старого толстого тополя и оттуда послышались требовательные крики птенцов. Из-за ствола вылетел зелёный дятел и скрылся в лесу. Я обошёл дерево. Ага! Вот оно дупло! От ствола, на высоте около трёх метров. отвалился старый гнилой сучок, и на этом месте дятлы выдолбили и выщипали в гнилой древесине дупло. Дупло явно не свежевыдолбленное. Похоже, им пользовались в течение нескольких последних лет.
           Я нашёл длинную палку, поднял её и медленно затенил леток. При этом другой рукой поскрёб по  коре дерева снизу вверх. Слабый писк птенцов усилился до громких криков, и в проёме дупло показалось сразу три головы с раскрытыми жёлтыми клювами. Не узнать птенцов зелёного дятла было сложно. А тут подлетела и взрослая птица с червяком в клюве.