Я-дочь офицера. 21. Я-артистка!
"Едут новосёлы по земле целинной,
Песня молодая далеко летит…»
Дружно, а главное очень старательно пел женский хор воинской части.
- Стоп, стоп, - резко обрывает их пение руководитель хора , - вы, Татьяна Васильевна, отстали от хора, у всех уже «летит», а у вас ещё «Песня молодая».
Взмах руки:
- Приготовиться! Ещё раз…!
И снова и снова звучит песня, но вновь заминка: у Татьяны Васильевны «новосёлы всё ещё едут» .
Вконец потерявший терпение дирижёр, в который раз остановив уже вполне слаженное пение, заявляет.
- Татьяна Васильевна, вы, думаю, можете не ходить на наши занятия... Всё же у вас... ребёнок маленький…
Но женщина, уговорить которую посещать добровольно - принудительные занятия хора до сегодняшнего занятия было невозможно, вдруг заявляет.
- Нет! Я буду. Знаю я.., ваш замполит тогда из-за меня мужа моего на ковёр в очередной раз вызовет. Да и … понравилось мне. Буду петь!
- Вооот незадача, - думает про себя дирижёр. И что же мне с ней делать?
- А что вы ещё умеете? – спрашивает он заартачившуюся женщину.
- Нанайскую борьбу могу показать, - с весьма быстрой реакцией отвечает она.
- Ах, Нанайскую борьбу…? Вот, вот! Именно этого нам и не достаёт. Так приходите завтра или ... лучше послезавтра на репетицию, а пока мы вас освободим .
- Правда, товарищ майор? – поворачиваясь к присутствующему на всех репетициях (дабы посещаемость была высока) замполиту и незаметно ему подмигивая, говорит с чувством облегчения явно повеселевший дирижёр.
-Да! Да! Разумеется. - Кивает в знак согласия офицер.
Репетиции..., репетиции..., репетиции..., генеральная репетиция.
Наконец смотр в нашей части.
Мы, дети, заблаговременно оккупировавшие первые скамейки, а это были именно крепко сбитые самые простые, добротные, выкрашенные серой краской солдатские скамьи, расположенные крылообразно от стоящего в центре стола, за которым с гордым и весьма умным видом восседала комиссия, возглавляемая начальником гарнизонного Дома Офицеров, с нетерпением ждём начала концерта.
И воот!
Медленно расходится занавес из тёмно -красного плюша. И женский наш хор в длинных до самого пола, кремового цвета платьях, взятых напрокат в Доме Офицеров, с красиво уложенными волосами в немецких парикмахерских по столь важному случаю,
выстроенный дугой на сцене, грянул .
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой,
В горе, надежде и радости...
Затем следовала песня о России.
Россия, Россия, Россия -
Родина моя.. .
Затем ещё несколько столь же значимых и содержательных и действительно красивых , исполняемых в два голоса советских песен.
После четвёртой песни дети стали ерзать на своих местах, но после пятой, последней, провожая хор со сцены, аплодировали громче всех.
После каждой песни дирижёр кланялся залу и потихоньку поглядывал на центральный стол с принимающей программу концерта комиссией. Но все члены её имели вид весьма строгий и неприступный, что по сути соответствовало происходящему на сцене.
Нанайская борьба оживила зал. Два активно тузивших друг друга маленьких нанайца вдруг, совершенно неожиданно , во всяком случае для нас, детей, превратились в развернувшуюся во весь её немалый рост улыбающуюся, розовощекую Татьяну Васильевну.., грозившую ещё совсем недавно сорвать выступление всего хора.
И впрямь, во всяком человеке талант есть!Да не всегда проявлялся он при хоровом исполнении поистине замечательных советских песен.
Сменялись одна за другой картинки и артисты на сцене, все больше оживлялся зал, благодушнее становились лица представителей комиссии, оценивающей конкурс.
Но вдруг ... появившийся на сцене с моим аккордеоном замполит части и наш сосед Александр Курепин буквально сразил меня.
- А сейчас.., а сейчас перед вами выступит...
- Дядя Шаша, - не мешкая и, привстав со скамнейки, почти крикнул сидевший со мной рядом шестилетний, шепелявившиший из-за недостатка двух молочных зубов Вовчик Садовский.
-Да нет, Володя, не я, а вот Светланку, вот эту девочку, что рядом с тобой, мы попросим на сцену. Уж очень понравилось мне вчера, как играла она, вальс "Над волнами".
Все знающие меня в зале и важная комиссия обернулись в мою сторону.
Выхода у меня не было. Я понимала одно : "Ни в коем случае я не должна сорвать смотр...Ну, ни в коем случае!"
Так надоевший мучитель мой - аккордеон, сменивший фортепиано (класса преподавания по которому здесь не было, впрочем, также как и балетной школы ) в связи с очередным переездом нашей семьи к новому месту службы, и здесь меня нашёл. Разумеется, три года усердных занятий по фортепиано , предшествующие переезду в Германию, даром не прошли, и я легко освоила правую клавиатуру, но левая сторона... С ней мне было нелегко.
Более всего страдала я от веса, величины самого инструмента, который был полным и невероятно тяжёлым для весьма хрупкой одиннадцатилетней девочки.
- Нет, не так , не так играешь, - говорит раздосадованный моей уже полуторачасовой игрой - борьбой с неподдающимся мне никак ритмом "Вишнёвого сада", отец.
- Та-та, та-та, та-та, та-таааа..., - напевает он мне, сидяшей со связанными за спиной
полотенцем ремнями аккордеона, уже изнемогающей от усталости и готовой расплакаться.
А сколько же было таких занятий!
Сколько терпения нужно было проявить мне! Сколь велико же было желание моих родителей приобщить меня к высокому искусству!
-"Вальс над волнами" исполняет Светлана С. Смотрите мне, чтобы хлопали все хорошо, громко.
И вдруг все и захлопали.
- Играй, не бойся никого, - шепнул мне "дядя Шаша", помогая устроится поудобнее с инструментом.
Я стала играть.
Первая часть..., вторая ... с нежным мелодичным звучанием..., вновь повторяется первая, но уже с переходом на вторую вольту... Конец.
- Боже, неужели я справилась ?
Пытаюсь подняться, но замполит, появившийся из-за кулис, объявляет.
- "Неаполитанская песенка" Чайковского и вновь улыбнувшись, исчезает.
Зал подбадривает меня аплодисментами. И я уже почти без боязни играю и "Неаполитанскую песенку" и "Колыбельную Светланы", и "Ландыши" и "Вишнёвый сад", и песню " Огней так много золотых..." из очень модного тогда фильма " Дело было в Пенькове".
Не помню, бурными ли были аплодисменты, но я была счастлива. Счастлива от того, что я совсем как взрослая выступила, что сумела преодолеть свой страх, собраться и сыграть.
Я шла к своему месту на скамейке с детьми , как победительница, но все же боясь поднять голову. Я победила самое себя. Решив все-таки глянуть в зал, замечаю, что уже совершенно другим, - уважительным и серьёзным взглядом, смотрят на меня и взрослые, и дети.
- Ну, что, товарищ подполковник, сможем мы открыть теперь и класс фортепиано в нашем Доме Офицеров? Говорят, что эта девочка на фортепиано очень неплохо играет. Послушаем её на следующем концерте? - обращается прямо со сцены наш улыбающийся замполит к главному члену жюри - подполковнику А ...
- Думаю что сможем. Да. Постараемся во всяком случае, - с доброжелательно и благосклонно отвечает начальник гарнизонного центра культуры.
Слово своё он сдержал, и вскоре я вернулась к урокам по фортепиано, вела которые очень молодая, привлекательная внешне, и, что мне особенно нравилось, - очень модно и всегда красиво одетая, Юлия Николаевна.