Тетради раздел 1

Сергей Станиловский
                ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ

(Вступление в философию)

1. Философия есть, по определению Гегеля, «мышление о мышлении». Как и всякая наука, она должна определить свой предмет исследования и метод его проведения. Всякое мышление поднимается до понятий, исходя из непосредственных представлений о предмете, обращая на него свою деятельность.
Представление о мысли есть неопределенность. Поэтому, чтоб перейти от неопределенности к конкретному понятию о мысли нужно познать законы и методику ее построения.
Предметы сознания, как бы они ни различались друг с другом по форме, остаются разными ипостасями одной и той же мыслящей субстанции. Поскольку осознаваемые мысли и чувства есть одной стороной понятия, как взятые на щит мыслью, а второй стороной – непосредственные представления, философия берет первую их сторону, т.е. замещает представления – понятиями.
Допустим, я беру объектом своего исследования интерес ребенка к окружающему миру. С точки зрения философии, его интерес не исчерпывается каждым познанным единичным свойством предмета (вода мокрая, снег холодный, чайник горячий), но является  составной частью становления личности ребенка, призванного стать в будущем духовно развитым человеком, имеющим правильно настроенные чувства в отношении добра и зла. Правильное отношение к добру и злу подразумевает всяческое способствование первому и ненависть  ко второму. Познавая на опыте физические законы этого мира, ребенок с возрастом переходит от них к духовным, - являющимся по отношению  к первым более высокой реальностью. Задача воспитателя - привить воспитаннику их знание, каковое есть в подлинном смысле умение применять их  на практике, в окружающей человека повседневной действительности. В этом и состоит задача философии – научить человека видеть в низшем высшее, в разрозненном единичном – всеобщее.
Понятие включает в себя всякое представление о единичных свойствах предмета, и хотя противоположное утверждение тоже отчасти верно, т.е. представление частично содержит и свое понятие, однако, единичному представлению не дано знать своего понятия, ибо именно понятие играет к представлению определяющую роль, а не наоборот.
В необходимости мыслить философски лежит потребность, которая коренится в несовершенстве или даже, если хотите, в неряшливости обычного сознания, ставящего себя в зависимость от всего внешнего, случайного, находящегося в плену личного опыта и чувственных впечатлений, ибо берет своим исходным пунктом внешнее восприятие.
Истинное содержание сознания может быть только в мыслях, очищенных от представлений житейского опыта, который у каждого индивидуален, и не может служить всеобщим мерилом Истины.
Из всего вышесказанного следует, что размышление есть, собственно, философская форма деятельности мысли.
2. Философия делает своим содержанием действительность, имея целью приведение в соответствие с ней человеческого сознания. Причем процесс этот обоюдный: сознание, осмысляя окружающую действительность, делает ее объекты своими определениями, а действительность под воздействием преобразующей силы мысли становится более разумной и справедливой, начиная являть собой некий симбиоз мысли и материи. Таким образом, материя, под воздействием человека воплощающая в себе продукты его мысли, становится в некоторой степени мыслящей. В материи, принявшей вид произведений искусства, - скульптуры, живописи, архитектуры и пр., раз и навсегда запечатлелся замысел ее создателя - скульптора, художника, архитектора. В этом смысле мысль, преобразующая безразличную к себе материю, - глыбу мрамора, кусок холста, строительные и отделочные материалы – как бы вживляет себя в нее, делая материю одушевленной, а значит, и в существенной мере, мыслящей. 
Философская мысль приводит к примирению с собой самосознание человека, его познающий разум, т.е. разум, получающий впечатления через чувства, и разум действительный, осмысляющий полученную из чувств информацию.
Тем самым, можно сказать, через взаимодействие 2-х сторон разума  - познающей и осмысляющей (что и составляет, собственно, мыслящую деятельность), - мы приводим в соответствие себя со своей сущей действительностью.
Примечание 1:
Нельзя не предположить, что в огромном мире многообразия явлений человеческому сознанию покорно все: окружающий мир меняется, взаимодействуя с человеком через его деятельность, все в большей  степени становясь зависимым от него. Разумная деятельность человека упорядочивает этот мир, находящийся во власти случайности, приводит его к единству,
Посредством человеческой деятельности, мир вносит в себя новые свойства и определения, и, к сожалению, не всегда это приближает человека к совершенствованию и примирению его разума с разумом сущностным, который разлит в природе. Этот сущностный разум заставляет природу жить по своим законам (зимой природа засыпает, весной пробуждается, летом цветет, осенью дает человеку свои дары). Заповедники, где природа охраняется, - образец разумного отношения человека с ней. Повсеместные свалки, постепенно поглощающие весь земной шар неразлагаемыми продуктами химической промышленности, – пример противоречия человека и гармонии земли. Согласие с природой наступит только благодаря духовной работе человека внутри себя. Ибо только человек, чей внутренний мир соразмерен и находится в гармонии с собой может вступать во взаимный контакт с законами разума, действующим в природе, ничего при этом не разрушая в существующем порядке мироздания.
Пример взаимной обусловленности человека и окружающего мира: человек не может жить, не привнося в жизнь своего влияния, которое растет с увеличением его возможностей, ибо, в противном случае, своей бездеятельностью он отрицает собственное Я. Но в то же время человек не может жить и без влияния на него природных сил, дарующих ему все необходимое – воздух, еду, воду и другие условия жизни, без которых о не мог бы существовать. В этом смысле, человек такой же природный элемент, как и вся окружающая его флора и фауна, правда, он находится на особом положении, ибо, в отличие от братьев наших меньших наделен разумом.
Вот образец разумного построения  человеком своих отношений с внешним миром: нужно, чтобы действительность узнавала себя в деятельности человека, а это станет возможным, лишь когда действиями человека будут руководить законы разума, воплощенного и в природе. Познание их, с целью приложения к своей деятельности человеком, и является целью философии, призванной примирить человека  с законами мироздания. Только такой путь разбудит стремление к лучшему и в нас, и в окружающем стремительном потоке жизни.

Примечанеие 2:
Философская действительность отличается от физической реальности тем, что реальность  - это тот хаос, то немыслимое нагромождение всякого рода несуразностей, зла, бестолочи и толчии, которыми кишит наша жизнь, а подлинная действительность – это царство соразмерности, гармонии и красоты, которые пребывают только в духовном мире человека. Недаром Спаситель говорил, что Царствие Его не от мира сего, имея в виду, в том числе, и это. Все, что является характеристиками физической реальности, имеет в ней роль случайную, ту, которой могло бы и не быть, имеющую отношение лишь к конкретным обстоятельствам, месту и времени. Не было бы их, было бы что-нибудь другое, подобное. Поэтому стихия окружающего мира при всей своей кажущейся изменчивости все же постоянна. Ее неизменные характеристики – случай, разделенность, непредсказуемость. Многие посвящают себя ловле в этой стихии удачи, или, как говорит пословица, «рыбки в мутной воде». Успех их всегда случаен, вероятностен и сомнителен, потому что, волей изменившихся обстоятельств, почти всегда оказывается преходящим. И только философ ищет твердой почвы под ногами, которую дает только наука размышлять.
Тот, кто оказался на вершине успеха и власти, а для многих – это одно и то же, ищет в жизни не единства, даруемого Истиной, но единообразия. Лишая людей внутренней свободы политическими запретами, они просто грубо нарушают течение жизни, в отправлении тысячи ее повседневных мелких дел. Но это не имеет с установлением согласия между человеком и его духовной сущностью ничего общего. Другими словами, авторитарный правитель или диктатор устрожением порядков, неизбежным спутником которых является бюрократический культ, не несет своей пастве счастья, ибо его устремления далеки от истины, и не имеют иной цели, кроме укрепления его собственной власти.
 Останавливая поток движения жизни в угоду своим сиюминутным интересам, авторитарный правитель насильно устанавливает искусственный порядок, отвечающий минувшему положению дел, который отражает лишь некие отмершие исторические реалии (таким общественным реликтом были, скажем, колхозы, сохранявшиеся в СССР, вплоть до его развала, когда на уборку урожая в помощь колхозникам посылалось практически все трудоспособное население страны, - студенты, солдаты, школьники, сотрудники НИИ и т.д.).
Сохраняя порядки, отражающие вчерашние отношения в обществе, такой правитель приходит к абсурду, ибо продолжает насаждать закон, отвечающий требованиям вековой давности. Называя эту нелепую ситуацию сохранением вековых устоев, правитель не видит, что его «вековые устои» таковыми давно не являются, что они будут опрокинуты жизнью, сразу после его ухода. И чем дольше правитель стоит на месте, сохраняя порядок вещей, отражающий давно минувшие отношения в обществе, тем дальше он отстоит от окружающей действительности, предпочтя теплую лужу самоуспокоенности, свободе разумных действий, действительно соответствующих сегодняшней действительности. Часто он сам вынуждает себя поплатиться головой за былое высокомерие, ввергая себя и страну в пучину войн и смут. сопровождающихся чередой бунтов и гражданских нестроений.
 Примером застоя в жизни общества, может служить эпоха правления Брежнева, который за 17 лет не удосужился развить и реформировать впадающую в стагнацию экономику СССР, а наоборот, предпочел интегрироваться в мировую экономику по арабскому варианту: продавать газ и нефть, в обмен на необходимые СССР товары и оборудование. Причем продавать их начал не за золото, а за доллары, что ввело СССР в сферу экономического господства США, печатавших эти доллары. Это и привело СССР к экономическому краху, в связи с падением долларовых цен на нефть, а также отсталостью и неконкурентоспособностью всей советской экономики, в целом. Правда, сам Брежнев этого не увидел, т.к. почил за 5 лет до перестройки, предоставив решать неразрешимые экономические проблемы СССР молодому Горбачеву.
 3. Философия есть всякое знание, чьим предметом является необходимость в море эмпирической случайности.
Познание устойчивой меры, находящейся в единении внутренней и внешней природы, черпает знание в собственном созерцании.
Согласно Гегелю, познание начинается с атома познания – фиксации факта некоего явления, которое существует в скрытом нереализованном состоянии, когда его бытие практически равно небытию. Примером такого существования может служить спящее в земле зерно. Его побег еще не вырос, но под влиянием солнца и воды он прорастет. Его жизнь пока не видна, ее пока как бы и нет, но, в то же время, ее существование предопределено его будущим развитием под воздействием внешних факторов. И эти внешние факторы задают необходимый вектор необходимости ее развития. Существование не взошедшего ростка или не зачатого младенца находится в преддействительности, т.е. в той области бытия, где нет пространства и времени, обозначаемой в человеческом языке словом вечность. Это то, чего с одной стороны нет, но, с другой, необходимо появится в дальнейшем.
Под воздействием внешних факторов развитие жизни (в терминологии Гегеля, Идеи, ибо жизнь, по его мысли, определяет Идея, как код ДНК определяет развитие любого организма) начинается с накопления количества. Т.е. любое явление мира духовного или физического вначале своего существования количественно растет. Увеличение количества родит новое качество предмета. Что же подразумевает неизбежность появления нового качества? Гегель вводит новое понятие, характеризующее неизбежность его появления. Это мера. С одной стороны отдельные качества предмета, рассмотренные изолированно друг от друга, стремятся к обособленности (притча о том, как трое слепцов пытались описать слона), но с другой, эта же обособленность гонит их к единству их понятия. Человек – это острый взгляд, быстрые ноги, сильные руки, прозорливый ум, - кажется не связанные друг с другом качества, - но все они объединяются в охватывающем их понятии человек. Мера определяет соотнесение количества и качества, их переход одного в другое. Развитие новых качеств объекта необходимо приводит его к окончательному понятию. Такому, как и мыслит его в своей истиной природе, философия. Поэтому философски мыслить многообразие изменчивых окружающих нас предметов природы, по Гегелю, значит, мыслить предметы в их понятии. Или же, иными словами, видеть в низшем скрытое в нем высшее, в повседневном - идеальное. Как писал Гегель, «…идеальность конечного есть основное положение философии, и каждое подлинно философское учение есть поэтому идеализм». Видящий окружающий мир в его понятии (т.е. прозревающий в зерне будущий урожай, в беспомощном младенце -  храброго воина, будущего поэта или мыслителя, в зернах повседневных конфликтов - будущие войны) мыслит мир в его необходимости, т.е. в определенных законами диалектики неизбежных законах развития. Философия дает человеку в руки руль и парус познания в изменчивом море эмпирической случайности, не позволяющие ему сбиться с курса, чтобы выбраться в конце пути на твердый берег Истины. 
4. Философия будит разум, бередит мысли, разжигает в сердце жажду познания.