О неисправимости народа

Зия Мурадов
Очень часто повторяемые фразы.
 
Нас не исправить. Мы не изменимся. Мы такой народ, который обязательно будет делать так, а не иначе. Нас не перевоспитать.

 И много очень похожих по звучанию, по смыслу фраз, поставивших крест (не знаю, насколько это правильно звучит по отношению к стране, в данном случае моей, считающейся мусульманской, хоть и со светским правлением) на собственном народе.
На ум приходят очень известные люди по истории, которые поменяли не только ее ход, но и свои народы.
 
Многие из них делали это может быть не только из за любви к своему собственному народу, может у них были совсем другие соображения, может эгоистичные, завоевательные, экономические. Может даже из за мести. Как говорили многие , когда мы были маленькими, Ленин Владимир Ульянов разрушил великую страну из за своего брата, которого казнили при царе. Поменял полностью.
 
Но в основном запомнились те, которые все делали для своего народа. В той же России Петр Первый сбривал бороды, заставлял напялить парики, унижал бояр, вводил новые правила. По тем временам, занимался самодурством. По нынешним, преобразовывал всю страну, менял полностью менталитет, уничтожал старое, создавал новое.
 
Меняли полностью страну, менялся и народ.
 
Можно всего за несколько лет из высокообразованного и умного народа слепить тупых, фанатичных фашистов, которые будут уничтожать без зазрения совести  представителей другого народа. Можно из остатков разрушенной империи создать новую страну, как сделал Ататюрк, можно организовать тихое , ненасильственное сопротивление самой сильной к тому времени империи у народа, который состоит из самых разношерстных кланов, племен и народностей, которые даже между собой не могли общаться из за языкового барьера, как Ганди.

Самый древний пример это Моисей, со своим народом, которого он водил 40 лет по пустыням, чтобы последний, кто видел, знал рабство и жил по тем законам ушел из жизни, чтобы новое поколение знало только свободу.

Можно народ довести до состояния животного, с его жестокостью и атавизмом и инстинктами.

Яркий пример тому, что народ можно поменять и сделать из него ,слепить все что угодно это Корея, расчлененная на две части. Южная , самая успешная, современная, свободная, культурная, а Северная самая отсталая, жестокая, униженная, с диктатурой, со средневековыми восхвалениями и тотальным контролем над всеми и вся.

Как может один и тот же народ стать и таким и другим, как может позволить делать то или другое это совершенно другой вопрос, другая тема. Наверное, есть у каждого народа что-то свое, что-то этому народу свойственное. Что, скорее всего над одними можно проделать что-то, которое они позволят, а с другими это не прохляет. Одни что-то допустят, на что-то промолчат, другие не будут молчать и сопротивляться.
 
Но если присмотреться к истории, то получается , что пословица "терпение и труд, все перетрут" применимо и к тем и к другим народам, что в конце концов даже из самого умного и образованного народа можно сделать самых уродливых и отъявленных негодяев, и  самых отсталых привести к процветанию через образование, воспитание, через многолетний, кропотливый труд по изменению самосознания и самопознания.
У меня когда-то была одна утопическая идея. Закрыть все границы для одной страны, отменить все законы, закрыть все государственные организации, полностью оставить народ с самим собой на долгие годы. Никого не выпускать из страны и никого не впускать. И посмотреть, станет ли этот народ заново создавать какие-то институты власти, саморегуляции, будет ли народ восстанавливать сам по себе все структуры, которые были до роспуска всего государственного, создаст ли себе полицию, суды, учреждения, школы, садики для детей в конце концов. Или начнут резать друг другу горло ввиду отсутствия законов и наказаний, тюрем и судов. Будут ли пользоваться одеждой, будут ли насиловать прямо на глазах у всех, будут ли чистить зубы и купаться или все таки дойдут до уровня животного и перестанут вообще что-то соображать.

Образовывает ли государство народ или наоборот? Яйцо или крокодильчик? Не могу знать. Государственные образования это хорошо для народа или все-таки зло, нарост, раковая опухоль, которое из народа высасывает все его жизненные соки , оставляя его с носом и разбитым корытом? Тоже не знаю. И что получится в результате эксперимента не в курсе. Не проводил.
 
А то, что творится в отсутствии или в присутствии чего-то наблюдаю долгое время.
Есть определенные моменты, когда народ деградирует, разлагается даже невзирая на благоприятные обстоятельства, несмотря на то, что есть и законы и свобода, демократия и образование, философы и свободные граждане. Надеюсь, все поняли о каком древнем государстве идет речь. Исчезло тоже.
 
Варвары, которые захватили и все разрушили оказались сильнее и умнее зажравшихся свободных граждан и создали новый, чуждый, жестокий мир со своими правилами. Уничтожили цивилизацию. Им цивилизация была не нужна. У них была своя. Может тоже цивилизация. Может ниже по уровню. Быть умным народом, быть сильным народом, быть воинственным народом, быть образованным, культурным, и всяким другим не гарантирует ни от чего. Против лома иногда не бывает приема.

Если абстрагироваться и представить , что с развалом СССР что-то похожее случилось с новообразованными странами, то кривая развития у каждого народа имеет совершенно разное направление.

У некоторых ни одного яркого представителя, а так тихо, мирно идут к своей цели, что создается ощущение, что они имеют какие-то инопланетные возможности для перераспределения среди всех общей идеи, да так, что каждый делает именно то, что нужно всем.

А у некоторых появляется яркий лидер, который определяет и направление, и стратегию, знает как и что делать и как-то все сразу принимают его лидерство, идут за ним, слушаются, боятся, боготворят, любят его. Ну по всякому. И бывает за глаза тоже ругают, но на виду сгибаются перед ним в три погибели. Врут прямо в лицо, как они его любят, а потом втихаря плюют прямо в лицо портрета на стене, который вынужденно вешают на стену, потому что надо,  иначе не выжить.
 Точно такое же отношение к судам, полиции, законам. Вроде они нужны, чтобы как-то урегулировать отношения в обществе. Все понимают необходимость оных, но когда дело доходит до личного все предпочитают их ругать и держаться от них подальше.
Пока закон не старается наказать тебя , а сдержать других от противоправных действий в отношении тебя ты его любишь, как только он начинает применяться к тебе из за твоего "плохого" поступка ты его ненавидишь.

Кроме законов написанных есть неписанные. Кроме общепринятых правил есть у каждого свои предпочтения.
 
Мы не муравьи или пчелы с четко налаженной системой взаимоотношений и иерархией, с четким распределением обязанностей и привилегий, хотя в природе никаких привилегий не бывает. Ты сильный или слабый. Но съедают и сильных и слабых. На каждого сильного находится более сильный, и каждый слабый может найти другого слабого. Все равны в круговороте. Самые слабые могут оказаться сильнее самого слабого и наоборот.
 
В человеческом немного другая система. Она разная. Но почти так же , как и у животных, какой-нибудь неуч может оказаться во главе сообщества, где все остальные умнее его. Или информированнее. Профессионалами своего дела. И ими может руководить профан именно в этой области и прекрасно справляться со своими подчиненными , используя варварские методы, которым будут подчиняться умнейшие и светлые головы. Только лишь потому, что им некогда , что их интересуют совсем другие области или мысли, что они не хотят заморачиваться на этом, что им некогда, что им неохота или что-то еще другое. Нас понять очень сложно.

Но находятся и люди, которые руководят самыми непонятливыми и отсталыми и приводят, подводят их к какой-то черте, после которой начинается совершенно другая жизнь, другие отношения. Как так получается, почему во главе у одних находятся те, а у других не те, понять не в моих силах. Законы общества сколько бы не изучались всегда дают сбой перед лицом очередного диктатора, самодура или гения и лидера. И как они поступают, что у них получается, а что нет, к чему все это приводит, тоже не очень-то легко рассчитать, понять, систематизировать, оценить, предсказать, связать одно с другим. Только в масштабе  столетий и тысячелетий удается как-то проследить динамику, связь, причины и последствия. И то не всегда. Иногда, мнение в одном столетии может противоречить полностью мнению в другом. А с точки зрения вечности и мироздания оба мнения могут быть просто заблуждением.
 
Но в маленьких, в мелких масштабах иногда можно углядеть какие-то закономерности.
Простые примеры воспринимаются некоторыми не так как сложные. Им кажется , что чем такие примеры проще, тем они ниже по значению. А в природе и в о всем мире все просто. Это мы накрутили много чего, пытаясь увиливать от истины. Напридумали тысячу причин чтобы не делать и столько же чтобы делать. Придумали слова, чтобы скрыть мысли, чтобы управлять другими, добиться своих эгоистичных целей или все таки сделать мир лучше. Если не мир, то хотя бы себя, свой дом, своих близких, друзей, соседей, коллег, земляков, жителей своего города, свой народ. Ну, кому столько дано! Сколько сил или желания. Кому судьба улыбнулась, кого вывела волна, а кому посчастливилось, кто больше старался, кто ходил по трупам по пути к своей мечте, кто убивал, кто лечил, кто помогал, кто страдал.

И вдруг кто-то выходит на авансцену. Может его ждали, может нет, может выбрали, может он сам пробился. Может у него была цель, а может нет. Еще раз повторюсь, что никак не могу проследить этот путь, который выводит какую-то личность на Олимп.

Был ли востребован он или нет, сколько времени понадобилось, какие события должны были случиться для этого, тоже почти невозможно прогнозировать .
Но приходит день и приходит личность, который начинает менять все.
Был ли готов народ к этому или нет, тоже неясно.

Получится у него все менять при жизни или нет, или его деяния дадут всходы к следующим поколениям, сделают вид, что он прав и подождут, когда он умрет или уйдет вернутся опять к своим предпочтениям тоже невозможно сказать.
Но есть момент, когда все неизвестные факторы выстраиваются в ряд, как парад планет и начинается великое преобразование народа.
 
Когда меняется все.

И ты, и я , и все начинаем это чувствовать, сопереживать, трудиться, отдавать все силы, прилагать усилия.

И то чувство единения, общности начинает проникать в сердце каждого.
Это единение может привести к плачевным результатам. Как и во многих случаях, о которых я упомянул, а может и к хорошим.
 
Это вопрос истории, человечества, общественных законов.

Но народ начнет меняться.

Народ меняется.

Народ можно поменять.

Надо его просто любить .


Зия Ф.М.
13.06.2017