Фаталистам посвящается

Эльрида Морозова
Анна гордилась своей работой. Она была проводницей на машине времени.
Как-то к ней зашла женщина вся в слезах.
- Девушка, только вы можете помочь!
- Что случилось? – встревожилась Анна.
- Вы же можете отправить меня из настоящего в любое другое время?
Анна тяжело вздохнула. Это были обычные разговоры среди пассажиров, путешествующих во времени. Они хотели вернуться в прошлое, чтобы переделать что-то, исправить ошибки и перестать мучиться угрызениями совести. Они наивно полагали, что, вернувшись обратно, они обнаружат тут результаты своего труда. Горький опыт говорил о том, что исправлять ошибки нужно, находясь в настоящем времени, а не улетая куда-то.
Анна приготовилась долго объяснять принципы машины времени.
- Понимаете, вы можете заново прожить какое-то прошлое и даже исправить что-то. Но когда вернетесь назад, ту же секунду все сотрется.
- Мне не нужно что-то исправлять в прошлом. Мне нужно убраться из настоящего. Понимаете... – Женщина вдохнула и вытерла слезу. – Я сходила в гадалке, погадала на будущее. И она сказала, что 12 июня этого года меня убьют. Я этого совершенно не хочу! Давайте вы отправите меня куда-нибудь, просто чтобы я не оставалась в настоящем!
С такой странной просьбой к Анне обращались впервые. Пришлось сказать:
- К сожалению, это не в моих силах. Машина так устроена, что переносит вас в любое другое время на 24 часа. В том измерении вы проживаете целые сутки. А здесь проходит всего лишь одна минута.
- Это нечестно! – воскликнула женщина. – Переделайте параметры машины. Я не хочу 12 июня быть в настоящем. Я отправлюсь в любой другой день. Ну пожалуйста, девушка! Это вопрос жизни и смерти!
Анне не нравились люди, которые слезами вымаливали для себя поблажки. Даже если это касалось вопроса жизни и смерти. Но Анна была хорошей бортпроводницей, желание клиента – закон, если только он не противоречит естественным физическим законам этой вселенной.
- Я прекрасно понимаю ваше настроение, - сказала Анна. – Но машина времени не может работать по-другому. В настоящем вас не будет ровно минуту. Я не могу сделать так, чтобы вы провели в другом временном континууме больше или меньше времени. Вот тома с первого по шестнадцатый.
Анна указала на полки. Женщина махнула рукой:
- Меня они не интересуют! Главное – выжить!
Анна постаралась придать своему голосу как можно больше дружеского участия.
- Не ходите больше к гадалкам. Ваша судьба – в ваших руках.
- Если завтра меня убьют, я вообще никуда больше не пойду! – в отчаянии воскликнула женщина и затрясла Анну за руку: - Но хотя бы на одну минуту вы можете удалить меня из настоящего?
- На одну минуту – да, конечно. Именно так и работает машина времени.
- Гадалка сказала мне время смерти. Три часа пятнадцать минут. Вы можете именно в эту минуту отправить меня в другой временной континуум?
Анна внимательно посмотрела на женщину. Неужели гадалка может предсказывать настолько точно? Обычно они говорят что-то очень расплывчатое, чтобы в случае неудачи сослаться на то, что это неправильно трактовано. А эта – назвала и дату, и точное время смерти. Анна всегда считала гадалок шарлатанами. И вдруг впервые подумала: «А что, если они действительно что-то видят в будущем?»
- Каким образом вы попали к этой гадалке? – спросила Анна.
- Хотела узнать, счастливая или несчастная у меня судьба.
- А что, вы сами этого не понимаете? Как незнакомая женщина может сказать вам об этом? По-моему, счастье – это личное дело каждого.
- Ну, вот теперь я стала несчастной, - снова заплакала женщина. – Умереть в таком возрасте... Очень уж нечестно! Пожалуйста, пожалуйста, помогите!
- Ладно, - сказала Анна. – Приходите завтра в три часа. В три пятнадцать я отправлю вас в другое время.
- Спасибо, спасибо!
В порыве благодарности женщина схватила Анну за руку. Та с трудом вырвала ладонь. Пришлось даже повысить голос:
- Приходите завтра! У меня сейчас другие посетители!
Женщина вышла из павильона, продолжая кланяться и благодарить:
- Спасибо, спасибо, добрая девушка, спасительница вы моя! Дай тебе бог счастья. Я помолюсь за тебя, попрошу у бога для тебя милости...
Но Анна считала, что судьба полностью находится в руках самого человека, а не бога, которого если не попросишь, то и не вспомнит о тебе. Когда дверь за женщиной закрылась, Анна вздохнула свободно. Ей очень надоело слушать причитания и смотреть на слезы.
«Скорей бы уж прошло это 12 июня», - подумала Анна.
Конечно, гадалке она не верила, а вдруг... Анна побоялась даже представить. А вдруг случится именно то, что приведет к смерти? Она с легкостью согласилась отправить женщину в другое время. А вдруг у нее аллергия на перемещение во времени? И вдруг она погибнет именно потому, что села в машину? Анне не хотелось отвечать за чужую смерть. Было бы очень некрасти, если бы женщина вдруг умерла в павильоне машины времени. Это был бы такой скандал! Приехали бы репортеры, началось расследование, работа машины была бы остановлена. Анна не хотела даже об этом думать. Если женщине суждено погибнуть в этот день, пусть это случится в другом месте. Может, ей лучше было бы умереть в три пятнадцать ночи в постели у себя дома? Тогда бы Анна уже ни о чем не беспокоилась.
Утром следующего дня Анна шла на работу. Возле павильона «Машина времени» она заметила чью-то фигуру. Возможно, какой-то нетерпеливый пассажир поджидает с самого утра. Анна подошла ближе и узнала в человеке вчерашнюю женщину.
- Добрая девушка, здравствуйте! Я решила придти заранее, чтобы не пропустить время.
- Но до вашей поездки еще семь часов! – напомнила Анна.
- Ох, лучше придти заранее, чем опоздать!
- Вы что же: сразу как проснулись, двинули сюда?
- Ах, девушка. Я глаз не сомкнула. Все переживала. Завещание на всякий случай составила. Некоторые вещи надо было срочно доделать. Ведь если меня сегодня не станет...
«Кажется, денек сегодня предстоит тяжелый», - подумала Анна. Ей предстоит семь часов наблюдать истеричную женщину, боящуюся смерти.
- Ладно, проходите, - сказала Анна, ключом открывая дверь в павильон. – Только не мешайте работать. Сидите где-нибудь тихонечно, ладно?
- Да, да, я в уголочке... Помолюсь пока. Да и надо с родственниками связаться. Я вчера нашла хорошую похоронную фирму, надо им адрес дать.
Анна внимательно посмотрела на женщину:
- Зачем вы готовитесь к смерти, если пришли сюда специально, чтобы избежать ее?
- Так на всякий случай. Надо быть готовой к худшему.
- А зачем? Вы понимаете, что у смерти больше шансов придти к вам, если вы будете ее ждать?
- Как это? – не поняла женщина.
- Да то же самое, что и с друзьями. Вы ждете в гости тех, кого приглашаете, верно? А если вы их приглашаете, то потом ждете, не так ли? Сейчас вы приглашаете смерть и распахиваете ей все двери. Ей не останется другого выхода кроме как придти, неужели не понимаете? Если хотите выжить, не составляйте завещание и не обзванивайте похоронные бюро!
- Так я на всякий случай. Я уже придумала, что вам в качестве сувенира оставлю. Вот у меня колечко есть. После мой смерти возьмите себе.
Анна подвела глаза к потолку. Потом взглянула на часы. Пять минут девятого. Ей предстоит терпеть эту посетительницу еще  семь часов 10 минут. Жизнь показалась крайне несправедливой, а любимая работа резко разонравилась.
- Вон там уголочек, - показала Анна пальцем. – Вон там сидите, молитесь. А ко мне больше не обращайтесь. Мне нужно работать.
Этот день, 12 июня, проходил медленно и утомительно. Анна устала так, будто она разгрузила вагон кирпичей, а не безобидно нажимала кнопки на панели управления.
В обеденный перерыв женщина вцепилась в руку Анне:
- Не закрывайте павильон! Не бросайте меня одну!
- Ничего не случится! – пыталась убедить ее Анна, хотя сама не была в этом уверена. – Гадалка сказала, что вы умрете в три пятнадцать. У нас еще два часа свободного времени. Отпустите мою руку и дайте пройти.
- А вдруг вы не вернетесь с обеденного перерыва?
- С чего бы вдруг?
- Ну мало ли что может случиться? Может, вас задавит машина, когда вы дорогу переходите?
- Я не перехожу дорогу, столовая в этом же квартале.
- Может, вы подавитесь и умрете, а я тут прожду вас зря, а потом погибну на месте? А можно я пойду с вами? Буду вас оберегать! Если вдруг подавитесь, я похлопаю по спине. А вдруг пища будет отравлена, а мы даже не узнаем об этом? Вы уверены, что в той столовой, куда вы ходите, нормальная пища?
Анна подумала о том, что если с ней что-то случится в этот день, то виновата будет отнюдь не пища. На самом деле она даже есть не могла под пристальным взглядом женщины. И действительно подавилась. Женщина сразу же вскочила с места, чтобы прохлопать ее по спине.
Анна отставила тарелку:
- Все, не могу больше. Я наелась!
- Что ты, что ты, добрая девушка! Покушай еще, - принялась уговаривать женщина.
- Не хочу. Сыта по горло!
- А вдруг у тебя не хватит силы запустить машину времени? Или ты упадешь в голодный обморок, и я останусь в три пятнадцать здесь? Нет уж, добрая девушка, ты, пожалуйста, покушай хорошенько. Подумай не только о себе, но и обо мне.
Анна поняла, что со вчерашнего дня только и делает, что думает об этой женщине. Ах, если бы она могла переключить мысли на что-то другое. Скорей бы уж три пятнадцать.
После обеда стало совсем невмоготу.
- А у вас часы верно идут? А время точное? А вдруг ваши часы опаздывают? Давайте-ка я лучше позвоню и узнаю точное время.
И напрасно Анна объясняла, что в Павильоне времени – самые наиточнейшие часы в мире. И что Анна не забудет о посетительнице и отправит в нужное время пошлет ее куда надо. Женщина продолжала и продолжала жужжать над ухом:
- Господи, кто же теперь будет молиться за ситуацию на Ближнем востоке? Я же всегда у бога не только о себе прошу...
Анна подумала, что если эта женщина перестанет молиться, возможно, ситуация на Ближнем востоке улучшится.
В три часа женщина залезла в машину времени и сказала, что если придут другие посетители, то пусть подождут. У нее ситуация приоритетнее.
«Осталось совсем немного, - уговаривала себя Анна. – Потерплю совсем чуть-чуть. Скоро эта женщина куда-нибудь денется: либо на тот свет, либо просто уйдет после поездки».
В три ноль пять женщина стала уговаривать Анну, чтобы та взяла секундомер.
- Да вот же часы: на стене висят.
- Нет, возьмите лучше секундомер в руки.
Анна поняла, что сама находится на грани нервного срыва.
- Как вы думаете, получится у меня? – спросила женщина дрогнувшим голосом.
- Не знаю, - честно сказала Анна. – Вам известно время вашей смерти. И вы растянули эту минуту на целых двадцать четыре часа в другом временном континууме. У вас там будет гораздо больше времени и шансов покончить с собой. Что бы с вами произошло в эту минуту, если бы вы остались в настоящем? Как бы вы могли умереть в павильоне Машина времени? Просто ума не приложу. Но вы едете туда, где больше возможностей умереть. Возможно, вы делаете это специально, чтобы не было пути назад?
- Вы же сказали, что главное – это настоящее. И что даже если я умру там, но проявлюсь здесь через минуту в нормальном состоянии. Я поступаю правильно. Всего лишь хочу уйти от судьбы и избежать смерти.
- Если бы вы действительно хотели уйти от судьбы, то не ходили бы к гадалке, - проворчала Анна. – А сейчас приготовьтесь. Привязной ремень крепче. Скоро поедем.
- Пожелайте мне удачи, - сказала женщина.
«Интересно, что она считает удачей?» - подумала Анна, но вслух ничего не сказала.
Анна смотрела на циферблат секундомера. В три часа четырнадцать минут пятьдесят девять секунд она нажала кнопку. Машина засветилась неоновым светом, мигнула и исчезла.
Впервые со вчерашнего дня Анна почувствовала облегчение. Как же она устала от этой посетительницы! Сейчас вот только встретит ее, а потом уже выпроводит навсегда. Осталось потерпеть совсем немного.
Через минуту место, где была машина, засветилось неоновым светом. А потом словно из ниоткуда там снова образовалась машина времени.
Анна с облегчением и некоторой долей разочарования увидела за передним сиденьем знакомую женщину. Облегчением было то, что она не умерла в другом жизненном континууме. А разочарованием – что снова придется с ней общаться.
Анна распахнула перед пассажиркой дверцу.
- Вот видите: все нормально.
- Сколько сейчас времени?! – спросила женщина.
- Посмотрите сами. Часы показывают три шестнадцать.
- Неужели получилось? Спасибо, господи! Он всегда слышит мои молитвы.
- А вы сами никогда не пробовали его послушать? Ведь, кажется, бог против того, чтобы люди ходили к гадалкам.
Женщина не услышала и это.
- Спасибо тебе, добрая девушка. Ты так помогла мне! Можно сказать, ты спасла мою жизнь.
- Пожалуйста. Выход вон там.
- А можно, я тут еще немного посижу? Боюсь выходить на улицу. Ведь двенадцатое июня еще не кончилось.
Анна почувствовала, что у нее заболели зубы.
- Понимаете, другие посетители...
Как назло, сейчас не было других посетителей. Анне даже сослаться было не на что.
- Мне нужно работать. Протереть машину времени тряпочкой...
- Я помогу! Я же должна как-то отблагодарить тебя. Без тебя я была бы уже мертва.
Анна подумала, что если женщина сейчас же не уберется, она убьет ее сама. И тогда нелепое предсказание сбудется. Анна не хотела быть причастной к доказательству того, что судьба не в руках человека, а все расписано на небесах. Уж лучше потерпеть еще немного.
Вечером Анна закрыла павильон и обратилась к женщине:
- Я ухожу. Нет смысла сидеть тут. Пойдемте домой.
- А вы проводите меня до дому? Я так боюсь идти одна.
- Чего именно вы боитесь? – повысила голос Анна.
- Дорогу переходить, ночных хулиганов боюсь, что споткнусь и упаду, что Аннушка разлила масло на трамвайные рельсы.
- Ну хорошо, - выдавила из себя Анна. – Но поклянитесь, что потом отстанете от меня?
- Да, тринадцатого июня совершенно отстану, - поклялась женщина.
- Пойдемте.
Анна закрыла павильон, взяла женщину под руку и пошла с ней к дороге.
- Самое главное – дорогу перейти. Нынче такие бешеные водители... – приговаривала по пути женщина.
Мимо них пробежали два мальчишки. Один держал в руке игрушечный пистолет, а другой – простую палку.
- Я убью тебя в три пятнадцать! – закричал один.
Женщина остановилась как вкопанная. У Анны расширились глаза. Как на замедленной пленке она наблюдала за игрой двух мальчишек. Один вскинул на другого деревянную палку:
- Ты умер!
- Нет, я в домике!
- Нет там никакого домика! Я попал в тебя!
- Не попал! Я был за тетенькой. Ты ее убил, а не меня!
Анна и женщина посмотрели друг другу в глаза. Время замерло. Иногда оно делает такие фокусы и без специальных приспособлений типа машины времени. Оно может пронестись в одно мгновение, зависнуть, не двигаясь, или начать отматывать назад. Сейчас перед сознанием Анны в одну секунду пронесся весь ее тяжелый день. Ради чего она жертвовала собой и шла на поводу у странной пассажирки? Чтобы оградить ее от игрушечного убийства из деревянной палки, совершенного в «три пятнадцать»? Стоил ли этот  нечаянный момент всех ее усилий и переживаний?
- Всего лишь так? – спросила женщина.
Анна только кивнула в ответ.
- Но почему в три пятнадцать?
- Вы просто не знаете подросткового жаргона, - объяснила Анна. – Это выражение обозначает «с легкостью», «просто». «Я убью тебя в три пятнадцать» значит «Я легко убью тебя».
- Значит, из-за этого я потеряла весь день?! – воскликнула женщина.
- Не только. Вы еще вытрепали мне нервы и потеряли мой день.
- Господи, да если бы я знала... – Женщина посмотрела вслед убегающим мальчишкам. – А ведь я завещание составила. Неужели это все зря?
Анна улыбнулась. Впервые за последнее время ей стало весело.
- Завещание – это вы зря. Еще будете на собственной свадьбе гулять!
Лицо женщины стало задумчивым.
- Свадьба, говорите? Надо будет сходить к гадалке и спросить, выйду ли я замуж.

12.06.2017, Иву