Нам было двадцать лет. Я стюардесса

Людмила Корина
Людмила Корина

Геннадий Копосов и Лев Шерстенников, начало пути в фотоискусстве. Я стюардесса
Дневниковые записи лет нашей юности.На фото мой снимок Невы в солнечный день.

Геннадий Копосов – фотограф, критик, фоторедактор, наставник для нескольких поколений отечественных фотожурналистов. Родился в 1938 г. в Ленинграде. Рано увлекся фотографией, посещал известный на всю страну Ленинградский фотоклуб при Выборгском доме культуры. В 1955 г. начал сотрудничать с печатными изданиями. Работал в Ленинградском отделении Фотохроники ТАСС, с 1961 г. – в фотоотделе журнала «Огонек», который возглавил в годы перестройки Умер в 2001м году

6 апреля 60 Мне 22 Для гостей 5го с милой и доброй хозяйкой комнаты(Клавдией Константиновной Вешняковой) в мансарде дома, что рядом с Дворцовой пл. на Невском, в Алексеевском покупаем коньяк, шампанское, сыр, огромный торт из “Севера”.Солнце, хорошее настроение, забежала в фото лабораторию, как прежде. Без Игоря  Александровича Лухтанского там пусто. Смотрела “Даму с собачкой”.

Пришли мои гости. Геннадий, Лёвушка и Светлана. Ребята подарили двух смешных надувных жирафят с удивлёнными  глупыми мордочками, потратились зачем-то на маникюрный набор. Светланка подарила серебряную чашечку с блюдцем для шоколада. Осталось немного - шикарную квартиру, куда её поставить.22 свечи на торте всем понравились. Танцевали.

Лёва с Геннадием зовут на день рождения своего друга. Я удивила преподавателей и наших дев - на занятиях занималась так себе, а сдала на две пятёрки. Сашка испугался и не пришёл сдавать. Говорит :”Ты опять лучше всех ответила ? “Выложилась , посерела, взяла рубеж.. Я немало поварилась в кошмарном котле неустроенности и прочих бед. На дне рождения друга  мы с Лёвушкой пили на брудершафт, а Гена стоял у двери, полуобернувшись, видя нас. Провожали они меня вдвоём. В прошлом году апрель - это мечта о ВГИКе и публичка, сейчас Интурист.

22го мая Мы с Лёвой снимали парад пионерский, у них годовщина. Вернее, снимал он, а я ему пыталась находить кадры. Снимали с балкона нашего дома.
Не хотелось отпускать его сегодня. Принёс мне фотографию - снимал меня в Токсово, куда ездили втроём 8 мая, с Геной. Я для них позировала в весеннем лесу. Но получилась одна фотография - кружусь, обхватив ствол берёзки. Это он так скадрировал, что создало эффект движения. В глазах затаённая радость. Такой я себя не видела. Спасибо.

Вся светилась покоем, рядом два друга -  мальчишки. Утёнок вихрастый - чёрная голова лежит на правом колене,  белобрысая голова Гены  - на левом. Мы отдыхаем на тёплом пригорке в лесу. Почки на деревьях ещё не распустились, но тепло и солнечно. Я бросила бутылку с кофе в воду и Гена, смешно подобрав брюки, пошёл за ней. Уговаривал пить кофе. Пила. Нашли бугорок сухой среди берёз. Фотографировал Лёва. Обратно шли по шпалам в восьмом часу вечера. Лёва увлёкся и по рельсу прошёл дальше, мы идём с Геной вдвоём. Заходит солнце. Я несу ветки вербы. Я и мои спутники- молодые, красивые, высокие.

Сезон туристский заканчивается, решила перебираться в пригород Москвы к родственникам. Всё продавать. Много истратила сил. Потом решила - не продавать. Сначала исключила пианино, потом с трудом и муками шубу. Только фотоаппарат. Позвонила Боре Пономарёву, он покупает-продаёт камеры, а сам ходит в рваном свитере - старый молодой человек. Взял 2й академический отпуск, не бросает ВУЗ, жалко родителей. Едет в Москву, поучиться у Генде -Роте. Один из молодых клуба, провожая меня, сказал :”Видел ваше фото у Лёвки Шерстенникова, у берёзки.У вас чистые глаза. С вами так хорошо говорить”.

Пришла домой юная, долго не могла заснуть. Так хочется снимать !Зачем же мне продавать “Практику”? Наоборот, надо к ней купить пентапризму…

В 61м ребята и я переехали в Москву. Прошли три года…
Повидалась с друзьями своей фотографической юности -Геной Копосовым и Лёвой Шерстенниковым. Гена идёт по восходящей, и всё по плану. Лёвушка смешной, явное комедийное дарование. Оба работают успешно в “Огоньке”, живут в избушке на территории Измайловского парка. Главное в их жизни - по-прежнему фотография. 9.2.63

Завершение  истории с кинооператором. Неутихающая боль длилась дней десять. Вспоминала свой любимый фильм “Как быть любимой”. Хожу на курсы итальянского, и выгляжу хорошо, скрывая то, что внутри. В середине января встретилась в  ресторане Дома журналиста с Геной и Лёвой. Ждут в метро, рады видеть. Хочешь быть нашей женой ? Как хорошо было с ними... январь 64

Всех разгаданных снов не вместила
Зачарованность этой души.
Как под парусом, ты уходила.
Лишь на  миг задержись, не спеши !

Из письма Светлане - Посмотри 28й номер “Огонька”, заметка - Геннадий Копосов, мой товарищ по Выборгскому фотоклубу в 58-59м, получил Гран-при на международной фотовыставке. Прелесть ! 7.7.64

Первая запись в трудовой книжке

25.8.59 Я стюардесса. Мы, несколько девушек, ждали в коридоре, чтобы войти в кабинет врача.У каждой выходившей почему-то пылало лицо. Подумала- что же там проверяют, кто и как ? Вошла. Кушетка и лохматокудрый еврей мне - разденьтесь !Полностью, совсем. Разделась.Ложитесь на кушетку ! Проверяет пульс.
Пульс оказался по его словам, как у тренированной спортсменки.Никакого волнения - оделась и вышла. А он на что рассчитывал ? Жерар Филиппом себя считает, от взгляда или прикосновения которого учащается пульс...

Лежу одна в неубранной комнате  общежития.По радио передают песни
Шарля Трене - чудную музыку.Читаю последний номер журнала “Экран” со статьёй- весточкой из экспедиции “Неотосланных писем”.Ин.М. счастлив, глаза Тани светятся.В Л-де идут фильмы международного кинофестиваля.Посмотрели с Розитой “Дневник Анны Франк”,“Приговор”.Диктор заглушал авторский текст, мы злились.

 Шелка и меха в   прозрачных мешках.

19го августа наша команда везла артистов американского варьете - шелка и меха в   прозрачных мешках.Я себя неважно чувствовала. Переводчик, из КГБ по-видимому, спросил заискивающе, почему я не выражаю своих чувств. Ответила, что начну дарить улыбки, как только приступлю к своим обязанностям. Один из артистов решил размяться и сделал несколько па в проходе между креслами.Наш экипаж был приглашён на концерт.Посмотреть стоило.На следующий день поездка в Адлер -море, сытный обед, утром купалась и загорала до часу, загорела.

Наша старшая Женя Мелёхина потом изсучилась, доведя до потери чувств. Перед наглостью я теряюсь, и всё у меня в работе не ладилось. Потом два выходных.Проводила Розиту в её Йошкар-Олу, тащили её чемодан. На станции увидели Камнева Володю с группой английских бизнесменов. Розита была грустна. Вспоминали нашу комнату в общежитии на Стачек, как мы коммуной жили, сдавая в общий котёл по 15 рублей из 22х стипендии - картошка в мундирах и кисель. Осталась фотография “Едоки картофеля”.Из общежития на Желябово надо съезжать. Знакомая бортпроводница Таня с разрешения мамы зовёт к ним в дом Капеллы, но я боюсь им мешать и самой надо отдыхать от полётов и перегрузок.

Актриса Галя Барышева летела на пробы из Киева. Говорили с ней о театре, о БДТ, куда она пробовалась на роль Настасьи Ф.в “Идиоте”. Трагические воспоминания, она чуть в Фонтанку не бросилась. Эта роль осталась за примой  Ольхиной.О Кеше говорила тепло, перешла к Акимову, играла в “Вешних водах”.Её муж Саша Куницын - преподаватель театрального института. Помогала ей искать потерявшийся чемодан. Нашёлся чемодан, и мы с ней обнялись на радостях.Супруги трогательно меня благодарили. И ещё одну актрису везла в Москву -Лилию Осиповну Гриценко. Она - “Я одинокая женщина”. Её зовут в Лен. театры.И опять актриса в смуте надежд, неудач и может быть профессиональной зависти. А мне так  хочется окунуться в фотографию.

8.10.59 Посмотрела в зеркало - я взрослая, другая. Короткая стрижка, тени у глаз от перегрузок полётов.На улице осень. Давно так не хотелось - не бежать больше, а остановиться и дышать запахами листьев, бродить по парку.Сдала все экзамены на год раньше, но нет зачёта (пассивного сидения на нескольких уроках) и выдача диплома перенесена на год.Для завершения институтских дел взяла на работе положенные дни и рада была этому перерыву. Старшие напарницы мучают меня, я выслушиваю их поучения. Мне надо вернуть естественность, равновесие.

Пассивная педпрактика.Не хватает нескольких уроков, простого сидения. Слёзы подступали к горлу, когда я боролась с этой волокитой, сопротивляясь до последнего необходимости отложить диплом на год.Домой пришла каменная.Но справка, что мне надо 2 недели на педпрактику, послужила во благо. У меня две недели отдыха.Как хорошо, что у меня на полгода есть эта комната на Невском вблизи Дворцовой, ведь я устаю, на работе меня совсем загоняли.Обедаю в нашей институтской столовой, ведь я живу рядом с институтом на Мойке.Зашла в фотолабораторию - висят два пальтишки наших голубков.

Ужин в гостинице “Астория”

13го ноября 59 В Ленинград везли афганских парламентариев, с ними ехали операторы. У одного очень милое и почему-то знакомое лицо, хотя я вижу его впервые.Стал говорить по-английски, дал свой телефон, спросил  мой адрес.Юрий Фёдорович Бородяев, лет 40. Я приглашена им в роскошную Асторию - устроил мне королевский приём. О том, что я об операторском факультете мечтала, я ему ещё в самолёте сказала. А сейчас добавила, что с женихом поссорилась,чтобы не разлетался в апартаментах, и он сник. Он красавец писаный - высокий аристократ, воспитанный, ухоженный, похож на известного немецкого актёра Отто Вильгельма Фишера.Я была в своей немецкой кожанке на подстёжке из яркожёлтых лис.Она мне идёт и очень тёплая.Этот его заман выглядел комичным. Поговорили о фотографии. Поужинали.Оставил мне свой домашний телефон в Москве.

Новый 60й год встречали со Светой, первый и единственный раз в жизни.
На столе стояли южные  мимозы.Светочка, свечечка, розы...  На работе  меня заели завистливые бабы. Командир Калмыков защищал меня, но я подала заявление об уходе. Это таскание тяжёлых  сотен“польт” туда-обратно в течение часа полёта, подсчёт багажа на холоде и свирепом ветру у самолёта, пока старшие берегут причёски, перегрузки взлётов и смертельные посадки...  Уже не могу, как раньше, легко взбегать по лестнице. И давление у меня не то, что так поразило лохматого врача-еврея.Хватит. Пора менять жизнь.Свобода до экзаменов, публичка, музеи, день и вечер мои. ДИПЛОМ. Я счастлива.

 Людмила Корина 18.11.16 Генуя