Доклад Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. на Международной научно-практической конференции «Противодействие экстремизму и терроризму» на тему «Уголовно-правовые средства предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма»
7 июня 2017 г.
Московская академия Следственного комитета
Российской Федерации
Добрый день,
уважаемые участники конференции!
Организованная сегодня в стенах Московской академии Следственного комитета Международная научно-практическая конференция на тему «Противодействие экстремизму и терроризму» является очередным шагом к выработке дальнейших согласованных мер, направленных на предотвращение этим самым опасным вызовам для человечества в ХХI веке. И своё выступление я хотел бы посвятить уголовно-правовым средствам предупреждения и пресечения преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
Прежде всего хочу отметить, что мы находимся в условиях, когда международные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран.
Достаточно сказать, что только в текущем году террористами из ИГИЛ, а также примкнувшими к ним экстремистами из числа беженцев Северной Африки и Ближнего Востока совершены теракты в Стокгольме (7.04.2017 грузовик врезался в пешеходов на ул. Дроттнинггатан), в Париже (20.04.2017 террорист ИГИЛ открыл огонь по полицейским). А в Великобритании, считавшейся «стабильной» в плане безопасности страной, за последние два с половиной месяца совершено уже три террористических акта (22.03.2017, 23.05.2017, 04.06.2017), в том числе взрыв после концерта на стадионе «Манчестер Арена» 23 мая 2017 года.
Как вы знаете, в настоящее время террористам из «ИГИЛ», «Джабхат ан-Нусры» и другим подобным террористическим объединениям удалось поставить под контроль значительные территории в Сирии и Ираке. Они пытаются распространить свое влияние на другие страны, включая Россию.
В связи с этим одной из главных задач Следственного комитета Российской Федерации является активное пресечение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
К примеру, в 2016 году следователями Следственного комитета возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера. В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 – о терроризме.
По большинству из оконченных дел уже вынесены обвинительные приговоры.
Так, совместно с сотрудниками ФСБ России следователями Главного следственного управления были изобличены члены банды Галлиева, которые, проповедуя идеи радикального ислама, совершили серию подрывов объектов топливно-энергетического комплекса в ряде субъектов Приволжского федерального округа (в республиках Башкортостан, Татарстан, в Кировской, Ульяновской и Самарской областях).
В ходе следствия перекрыты каналы финансирования банды, изъято значительное количество экстремистской литературы. Установлены пути, по которым члены банды получали оружие, методическую литературу по осуществлению террористических актов (изготовлению и использованию взрывных устройств), идеологические материалы, пропагандирующие так называемый джихад. В настоящее время большинство членов банды осуждены к длительным срокам лишения свободы, в том числе главарь банды Галлиев – к 22 годам лишения свободы.
Кроме того, в Уральском федеральном округе пресечена деятельность Юсупова, который, совершая разбойные нападения на граждан, одновременно осуществлял подготовку к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для участия в деятельности международных террористических организаций.
Помимо этого, Главным следственным управлением Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу в марте текущего года завершено расследование в отношении жителя Республики Дагестан (Девлетмурзаева), который осуществлял сбор денежных средств (в сумме свыше 650 тысяч рублей на свою банковскую карту и банковскую карту своей матери) для участия жителей Республики Саха (Якутия) и Ставропольского края в деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.
Приведенные примеры свидетельствуют о согласованных действиях следователей Следственного комитета и сотрудников оперативных подразделений МВД и ФСБ России по активному пресечению деятельности экстремистов и террористов.
Справочно: на состоявшемся 13 декабря 2016 года в г. Москве совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба отмечено, что в результате упреждающих действий правоохранительных органов в 2016 году удалось предотвратить на стадии подготовки 42 преступления террористической направленности. Нейтрализованы 129 боевиков, в том числе 22 главаря бандитского подполья, включая главаря так называемого «Вилаята Кавказ», позиционирующего себя главарем ИГИЛ на Северном Кавказе.
Что же касается расследования обстоятельств уголовного дела о террористическом акте в метрополитене г. Санкт-Петербурга, совершенного 3 апреля 2017 года, то кратко скажу о том, что Главным управлением по расследованию особо важных дел расследование этого трагического для всей страны теракта (16 человек погибли) активно продолжается (предполагаемый террорист-смертник Акбарджон Джалилов). На данный момент по уголовному делу проходит 11 фигурантов, всем им предъявлено обвинение (п. «б» ч. 3 ст. 205 и ч. 2 ст. 222.1 УК РФ – совершение террористического акта, незаконный оборот взрывчатых веществ или взрывных устройств). В настоящее время следователи продолжают установление всех обстоятельств теракта. Ведется работа с потерпевшими, проводятся необходимые экспертизы, отрабатываются связи фигурантов уголовного дела. По итогам расследования уголовного дела будет дана всесторонняя правовая оценка действиям всех лиц, причастных к этому террористическому акту.
Уважаемые коллеги!
Как мы все наблюдаем, прогнозируемое обострение ситуации с началом участия Воздушно-космических сил России в боевых действиях против террористов в Сирийской Арабской Республике подтверждается исходящими угрозами от ИГИЛ и других международных террористических организаций. В Российскую Федерацию пытаются проникать боевики из «горячих точек» (Сирии, Ливии, Йемена, Ирака), проводятся теракты в отношении российских граждан за рубежом.
Такая сложная оперативная обстановка требует координации усилий всех противодействующих экстремизму и терроризму структур, пресечения вербовочной деятельности со стороны международных террористических организаций, ликвидации ресурсного и финансового обеспечения бандгрупп.
В целом, как вы знаете, такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579).
Кроме того, в Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы. Их основная задача – раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
Именно благодаря слаженным действиям таких групп к длительным срокам лишения свободы осуждены:
– несколько участников преступного сообщества, возглавляемого Асланом Гагиевым, совершивших в 2004 – 2014 годах ряд убийств на территории Республики Северная Осетия – Алания и других субъектах Российской Федерации;
– Али Тазиев – один из приспешников Шамиля Басаева и организатор банды, на счету которой 78 убийств, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Северо-Кавказском федеральном округе;
– шестеро участников банды «Хасавюртовский сектор», входящей в состав террористического сообщества «Вилаят Дагестан», совершивших в декабре 2013 года террористический акт около здания Госавтоинспекции МВД России в городе Пятигорске Ставропольского края (руководитель банды Турал Атаев и двое его сообщников уничтожены в ходе проведения спецоперации по их задержанию).
Изобличен и впоследствии осужден бывший мэр Махачкалы Саид Амиров и его подельники, готовившие террористический акт против главы регионального Пенсионного фонда.
Изоляция от общества этих и других особо опасных преступников в значительной мере позволила нанести ощутимый урон бандподполью.
Кроме того, как вы знаете, ещё в 2015 году вынесены суровые приговоры (вплоть до пожизненного лишения свободы) организаторам и участникам экстремистского сообщества «Боевая организация русских националистов» (Горячеву, Исаеву, Баклагину), на счету которого десятки особо тяжких преступлений, в том числе убийства судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой (за которое уже ранее осуждены Тихонов и Хасис).
И таких примеров множество. Они широко освещались в средствах массовой информации и свидетельствуют о высоком профессионализме и четком взаимодействии следователей с оперативными подразделениями МВД и ФСБ России.
Уважаемые коллеги!
Подчеркну, что с момента своего образования Следственный комитет неоднократно поднимал вопрос об усилении уголовной ответственности за экстремизм и терроризм.
В итоге в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены существенные поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма», введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 УК РФ Реабилитация нацизма).
Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Уголовный кодекс дополнен статьей 205.6 «Несообщение о преступлении», устанавливающей ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности.
Этим же законом в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены дополнения, создающие возможность самостоятельного проведения российскими органами предварительного расследования и судами по делам (экстратерриториальная юрисдикция) о любых преступлениях, подпадающих под предписывающую юрисдикцию России (ст. 12 УК РФ), следственных и иных процессуальных действий (включая задержание и применение иных мер процессуального принуждения) за пределами территории Российской Федерации (также и не по месту совершения преступления), в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (включая подозреваемых и обвиняемых), в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ и наделяющие юридической силой собираемые таким путем доказательства.
Тем самым создана внутригосударственная правовая основа для самостоятельной экстратерриториальной процессуальной деятельности в дополнение к традиционным, «классическим» инструментам международной правовой помощи и полицейского содействия по уголовным делам, что было уже давно востребовано следственной практикой.
Помимо этого, Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 «Акт международного терроризма» (введена этим же Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ), выделяющей в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны.
Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республике Андрея Карлова. В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц.
Касаясь вопроса об информационном противодействии экстремизму следует отметить, что в Российской Федерации принят закон о блокировке экстремистских сайтов (Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). А в ноябре 2014 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации.
Это позволяет Следственному комитету Российской Федерации совместно с другими государственными органами, прежде всего с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Минюстом России оперативно реагировать на провокации экстремистов, использующих интернет-ресурсы для разжигания национальной и религиозной вражды, удалять информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Уважаемые коллеги!
С учетом того, что вербовщики террористической организации ИГИЛ целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые «спящие» ячейки, которые можно мобилизовать на теракты, думаю, что необходимо принять комплексные меры, в том числе законодательного характера, для ужесточения контроля миграционных потоков.
Как вы знаете, в 2016 году в ходе реформы правоохранительных органов полномочия в сферах контроля за миграцией и противодействии незаконному обороту наркотиков отнесены в первую очередь к компетенции МВД России. Считаю, что это значительно повысит результативность противодействия данным угрозам.
Вместе с тем полагаю, что назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства (в настоящее время вопросы миграции в общей сложности регулируют уже свыше 700 нормативных актов), где требуется указать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев и выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, чётко определив порядок учёта мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же следует закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более действенный и результативный миграционный контроль.
Представляется, что именно такие меры послужат главной цели – не только оперативно пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.
Кроме того, в целях повышения эффективности профилактики экстремизма полагаю, что территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний необходимо разработать дополнительные профилактические и административные меры, направленные на снижение степени влияния радикалов на осужденных, на воспрепятствование осуществлению бывшими членами бандподполья идеологической обработки контингента учреждений пенитенциарной системы, а также вербовки среди них своих новых сторонников.
Примеры такого влияния уже имеются.
Так, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве в августе 2016 года суд приговорил к четырем годам лишения свободы Юсупова за призывы к сокамерникам в следственном изоляторе после отбытия наказания присоединиться к террористам ИГИЛ, воюющим в Сирии.
Следственным комитетом также неоднократно предлагалось принять дальнейшие меры к ужесточению контроля за распространением SIM-карт, принимая строгие административные меры, включая приостановление деятельности и лишение лицензии операторов мобильной связи, не соблюдающих правила предоставления услуг связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Помимо этого, считаем, что необходимо принять действенные меры к запрету торговли SIM-картами вне официальных офисов операторов мобильной связи.
В настоящее время такой законопроект подготовлен по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Надеюсь, что предлагаемые поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях позволят, наконец, закрыть все лазейки в действующем законодательстве, позволяющие продавать SIM-карты анонимно и, тем самым, использовать их для совершения преступлений экстремистской направленности и террористического характера.
Следственный комитет выступает также за введение уголовной ответственности в отношении юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института невозможна и репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.
Уважаемые коллеги!
После исторического воссоединения Крыма с Россией проводится активная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в Крыму.
С участием сотрудников Следственного комитета создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия проявлениям экстремистской и террористической деятельности. Образована также постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию умышленных убийств.
Все эти организационные меры и нацеленность на конечный результат позволили значительно активизировать работу по раскрытию и расследованию указанных преступлений, совершенных, в том числе с применением огнестрельного оружия.
К примеру, по результатам расследования Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым в г. Симферополе вынесен приговор активному участнику массовых беспорядков в феврале 2014 года в г. Киеве (Костенко), незаконно хранившего по месту жительства огнестрельное оружие и причинившего телесные повреждения сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» (виновному назначено наказание в виде четырех лет двух месяцев лишения свободы).
Особо подчеркну, что Следственный комитет Российской Федерации не остается в стороне от трагических событий на юго-востоке Украины. Оперативно возбуждается уголовное преследование военных преступников и националистов, от рук которых гибнет мирное население, наши соотечественники. Всего с 2014 года возбуждено 128 уголовных дел, по которым привлекаются к уголовной ответственности 98 лиц. Эти уголовные дела всесторонне расследуются, собираются необходимые доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие. Это лишь вопрос времени.
Уважаемые коллеги!
Важнейшим условием успешной реализации задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и терроризму является целенаправленное взаимодействие с институтами гражданского общества.
Такой диалог с представителями общественности способствует не только эффективному участию населения в программах профилактики преступлений экстремистской направленности, но и совершенствованию работы самих следственных органов Следственного комитета, укреплению их авторитета в регионах, формированию у граждан четких представлений о высокой общественной значимости деятельности следователей и криминалистов.
Особая роль в осуществлении этой работы принадлежит общественным советам при следственных органах Следственного комитета, деятельность которых позволяет на постоянной основе объединить усилия работников следственных органов и наиболее авторитетных представителей общественности для достижения общих целей по укреплению правопорядка.
Касаясь этого важного вопроса следует отметить, что в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране, необходима продуманная и последовательная концепция информационной политики.
Представляется важным определиться с пределами цензурирования в России глобальной сети интернет и средств массовой информации, так как эта проблема в настоящее время вызывает острые дискуссии в свете активизации защитников прав на свободу получения и распространения информации.
Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения противоправной информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию.
При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных государственных органов в суд.
Считаю, что такой порядок даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в интернете.
Справочно: в 2016 году всего по России зарегистрировано 953 преступления по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (+15,5%) (2015 г. – 825), в том числе с использованием сети Интернет – 682 (+31,4%) (2015 г. – 519).
Помимо этого, полагаю, что в целях противодействия экстремизму и терроризму необходимо также принять также меры к закреплению на законодательном уровне сроков хранения сведений о получателях оружия на заводах-изготовителях минимум 40 – 50 лет, обязательного клеймения оружия, позволяющего проследить его путь от изготовителя к потребителю, а также создания базы данных, обеспечивающей ведение подобного контроля и доступной для работы следователей по указанной категории уголовных дел.
Кроме того, Следственным комитетом поддерживается предложение ФСБ России о создании на международной арене общей базы данных иностранных террористов-боевиков и разработке дополнительных способов установления их местонахождения, что позволит поставить дополнительный барьер для перемещения террористов в нашу страну.
Уважаемые коллеги!
В завершение отмечу, что в условиях сложной международной обстановки, нам важно принять и другие действенные меры к обеспечению адекватного реагирования на возрастающие экстремистские проявления и террористические угрозы, наращивать усилия, направленные на дальнейшее снижение активности бандподполья на Северном Кавказе.
Учитывая имеющиеся факты выезда из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц, в первую очередь из числа молодёжи, необходимо принять дополнительные меры к исправлению ситуации. Для этого необходимо усилить антиэкстремистскую работу с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, волонтёров, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.
В качестве дополнительной меры считаю также необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.
В завершение выступления скажу несколько слов о Концепции внешней политики, которую Президент Российской Федерации утвердил 30 ноября 2016 года.
Это обновленная Концепция, в которой отражено, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.
Добавлю, что в преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – Кубка конфедераций 2017 года (пройдет с 17 июля по 2 июля 2017 г.), а также чемпионата мира по футболу в 2018 году в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.
Убежден, что для каждого из нас участие в научно-практической конференции откроет дополнительные возможности для продуктивной научной, законотворческой и правоприменительной работы, направленной на противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Благодарю за внимание!