Чужие мысли из старых записных книжек - 5

Михаил Бортников
 
Две молитвы, которыми я восхищаюсь:

Молитва последних Оптинских старцев на начало дня:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Господи, какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Господи, Великий, Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомления сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Как ясно, чётко, доступно! Ни одного непонятного слова. И ни одного лишнего, хоть в камне вырубай. Может быть,  где-то и вырублено.

Нравится мне ещё одна известная молитва - святого Франциска Ассизского, но она больше подходит именно для людей духовного звания, таких, как он сам. А вот вторая её часть годится и для простых смертных:
 
...Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешения, сколько самому утешать,
Не столько искать понимания, сколько самому понимать,
Не столько искать любви, сколько самому любить.
Ибо воистину, кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается в Вечной жизни... Аминь.

Из книги психолога Михаила Литвака: Потребности человека определяют три инстинкта: пищевой, оборонительный и сексуальный. Четвёртая потребность молчит, пока не удовлетворены первые три. Но как только человек удовлетворит три свои основные потребности, он почувствует, что ему чего-то не хватает. Это - удовлетворение чувства собственной значимости. Для его удовлетворения есть только один путь - путь развития своих способностей, превращение способностей в навыки. Человек должен состояться.

И если эта потребность не удовлетворена нормальным ростом вверх, она начинает удовлетворяться ростом вниз или вбок: удовлетворять чувство собственной значимости за счёт чрезмерного удовлетворения оборонительного инстинкта, пищеварительного инстинкта, сексуального инстинкта. Она может проявляться в чрезмерной заботе о детях, чрезмерной заботе о родителях, о сексуальном партнёре. Или появляется  страсть к накопительству, различные увлечения, хобби, стремление к власти, противоправные действия.

Но стать счастливым можно только постоянно удовлетворяя чувство собственной значительности, и единственный нормальный способ для этого  - это личностный рост.

Верный в малом, верен и в большом.

Предъявлять требования к другим - признак социологической незрелости.

Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии, и такова уж его природа, что чем больше его имеешь, тем больше его не достаёт. Шарль Перро.

Перевоспитать можно только себя. Судьбу определяет характер человека. Легче всего жить в соответствии со своей природой. Марк Аврелий.

Посеешь случай — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу. Пословица.

Утеряны деньги - ничего не потеряно, утеряно здоровье - что-то потеряно, потерян характер - всё пропало.

Если в детстве вам не пришлось столкнуться с трудностями, вам следует срочно купить их за любые деньги. Джон Стейнбек.

Самые невыносимые люди - это мужчины, считающие себя гениальными, и женщины, считающие себя неотразимыми. Анри Аселен, французский писатель.
 
Грех советовать человеку то, чего не делаешь сам.

Близкие люди всегда кажутся недалёкими. Л.Леонидов

Из двенадцати апостолов только Иоанн умер своей смертью.

Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей навредит? Евангелие от Матфея.

Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других, и хорошо о вас. Лев Толстой.

Это удивительно, как мало сна нам нужно, если предстоит сделать важную работу!

Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. Профессор Преображенский - Борменталю.

- Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?
- Заметьте, не я это предложил. Идемте. (Из "Покровских ворот". Бессмертный диалог).

Верный способ остаться в здравом уме на вечеринках: садясь за стол, выбрать самую невзрачную из женщин, и поглядывать на неё время от времени. Как только она покажется симпатичной, пить прекращаем!

- Мне таблетки от жадности, пожалуйста. И побольше, побольше!

Какое удовольствие от правил, если их иногда не нарушать?  Э.М.Ремарк

Как у кума болит зуб, так хоть терпеть можно. А как у меня заболит, так и терпения нет.

Цыплята-табака. Все мы любим цыплята-табака, толком не зная, что это такое. Но однажды мне попалось на глаза разъяснение знатока, и оказалось, что правильное название такого блюда - цыплята-Тапака по названию тяжелой чугунной сковородки ТАПА, на которой и положено жарить молоденьких цыплят, не имеющих никакого отношения к табаку. Рецептов в интернете сейчас множество, переписывать не стану. Главное - это распластать цыплёнка на сковороде, как каток размазывает асфальт, и придавить тяжеленной опять же крышкой, или тарелкой с грузом вверху. Годится и бутыль с водой.

Ответственность за террористический акт взяла на себя организация "Молодые волки". Как меня бесит эта бездумно тиражируемая фраза. Не то, чтобы я не понимал , что она означает, но какую ответственность могут взять на себя эти пацаны? Сдаться органам правопорядка? Озолотить семьи погибших? Но даже этого никто не делает. Другое дело, что уголовные кодексы различных стран оговаривают ответственность за преступления террористического характера, вот это мне понятно.

Welcome everything that comes to you, but do not long for anything else. Andre  Gide.(Принимайте благосклонно всё, что пошлёт вам судьба, но не просите у неё лишнего). Перевод мой.

Лучше быть сытым, чем голодным, лучше жить в мире, чем в злобе,
Лучше быть нужным, чем свободным, это я знаю по себе.

Я верю, верю любому зверю, а тебе, ежу, погожу.
То не порок, что хвостик короток.
(Читал когда-то приключенческий роман, довольно слабенький, хотя автор и известный. Не моряк, он много неточностей допустил в произведении о моряках, и читать его порой было даже смешно. Я ещё подумал, фантаст, он и есть фантаст. Но был в этой книге один любопытный персонаж, старший помощник капитана. Он был буквально нафарширован народной мудростью и рассыпал крохи её где попало. Вот из-за этих афоризмов мне и хочется перечитать повесть. Поиски начну с Еремея Парнова.)