Актёр Евгений Урбанский

Петр Панасейко
        Евгений Урбанский, как актёр, подавал большие надежды. Достаточно посмотреть все двенадцать фильмов, в которых он успел сыграть. Зрители, без сомнения, увидели бы ещё десятки фильмов с его участием, если бы не трагедия: актёр погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма "Директор", где играл главную роль. Ушёл из жизни в возрасте Христа, в тридцать три года.

        Женя родился в Москве 27 февраля  високосного 1932 года. Возможно, здесь и надо искать некоторые причины случившейся трагедии. А может ему просто выпала такая судьба: ярко блеснуть на небосклоне кино и уйти на "вечный покой"? Кто знает?!

        Семья не избежала сталинских репрессий 1930-х годов: когда сыну исполнилось пять лет, арестовали отца, второго секретаря ЦК ВКП(б) Узбекистана и отправили в ГУЛАГ под Воркуту, его жену с сыном выслали в Казахстан, где Женя и пошёл первый раз в первый класс. Однако заканчивал школу в Коми АССР, куда по этапу перевели отца. Получив аттестат без проблем ( всё же "сын врага народа"), поступил в Московский дорожный институт, затем перевёлся в Горный.

        Студентом увлёкся художественной самодеятельностью. Появилась мечта: стать актёром. В 1952 году поступил в Школу-студию МХАТа. Евгений стал всеми узнаваем после выхода на экраны фильма "Коммунист" (1957 год). Для нас теперь не очень важно, сам ли он предложил, как говорят, себя режиссёру на главную роль, или ему её предложил Юлий Райзман, а важно то, что мы сейчас, пересматривая этот фильм, не представляем другого актёра в роли Василия Губанова. Вот это, пожалуй, главное. Этой ролью сын "благодарил" отца-коммуниста, которого очень любил. К счастью, последний выжил в том сталинском аду тридцатых годов прошлого века.

        На следующий год Урбанский сыграл эпизодическую роль (фронтовик-инвалид) в легендарном фильме "Баллада о солдате", но нам, зрителям, запомнился также хорошо как  Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко. Талант, одним словом!

        Как сказано выше, актёр сыграл немного ролей, но половина из них - главные: кроме Василия Губанова, проводник Сергей ("Неотправленное письмо"), лётчик, Герой Советского Союза ( "Чистое небо"), Виктор ("Большая руда"),  комбат ("Пядь земли").

       Последней завершённой ролью в кино стал болгарский фильм "Царь и генерал". А не сыгранной до конца ролью - конечно же, директор в одноимённом фильме.

       Трагедию во время съёмок "Директора" хорошо описал Фёдор Раззаков в своей книге "Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца".

       Натурные съёмки фильма проходили в ноябре 1965 года в Узбекистане, в пустыне. Во многих фильмах в титрах приходится читать фамилии каскадёров. Их лица зрители не видят, но без них фильм становится менее интересным. На съёмках "Директора" каскадёры тоже присутствовали. Ещё бы: предстояли эпизоды полного опасности автопробега по пескам.

       Второй режиссёр Салтыков, в тот день проводивший съёмки, сразу же предложил посадить за руль каскадёра при прыжке машины через бархан. По не совсем понятным причинам (версий несколько) Евгений Яковлевич решил ехать сам. Режиссёр уступил просьбе актёра. Мне интересно, как бы в данной ситуации поступил главный режиссёр фильма? Но что случилось, то случилось.

       Автор книги приводит слова  каскадёра Юрия Маркова, находившегося в кабине с Урбанским в тот трагический момент: "Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колёсами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевёрнутый "газик", а под ним Женю..." Конец цитаты.

       Как оказалось, Евгения придавило остовом рамы лобового стекла, но страшнее то, что он перед этим получил сильнейший удар по голове аккумулятором, до того "спокойно" лежавшим на заднем сидении. Если бы аккумулятор принадлежал, скажем,  "Жигулям", а не оказался танковым, то спасти актёра, не исключено,  удалось бы. Какое-то роковое стечение обстоятельств.

       Много приходилось читать, когда самовнушение человека приводило его впоследствии к трагедии. Упоминает его и Фёдор Раззаков в книге, ссылаясь на Владимира Балона, исполнявшего роль французского гонщика. Вот что тот рассказал:
"На одном из барханов стали укладывать доски для трамплина, чтоб эффектней смотрелся прыжок автомобиля. От песка ведь невозможно оттолкнуться. Мы с Урбанским поднялись на вертолёте, посмотрели сверху панораму съёмки. Зависаем над  строящимся трамплином. Глядя в иллюминатор, Женя неожиданно  произносит: "Смотри, могилу мне роют..." - "Типун тебе на язык", - добавив пару крепких слов, отреагировал я. Когда ехали в автобусе на съёмку, Женька, взяв гитару, затянул: "Гори,гори, моя звезда.." Сходя по ступенькам, вдруг оглянулся: "Прощайте, друзья". У меня на душе заскребли кошки". Конец цитаты.

      Последствия трагедии для съёмочной группы не обошли стороной: приказом по Госкино её  расформировали. Салтыкову запретили на полтора года (?!) заниматься режиссурой. Его фильм "Бабье царство" зрители увидели только в 1967 году. Через несколько лет "Директор" вышел на экраны, но уже с Николаем Губенко в главной роли.

28.06.2017 г.

Фото из Интернета