Сила авторитета

Михаил Шаргородский
Люди в быту и в обычных разговорах довольно часто употребляют выражения
«Сила авторитета» либо «Авторитет силы». Несмотря на сходные слова, выражения эти имеют глубоко противоречивый смысл.
Мне хочется рассказать маленькую историю, которая связана с «Силой авторитета».
Я в то время работал в управленческих структурах.
Жили мы неподалеку от школы, где учились мои дети, и их товарищи и друзья довольно часто заходили к нам домой.
Таким образом, мы вольно или невольно, оказывались в курсе почти всех школьных дел, в особенности значимых.
Директором школы была известная в городе женщина-фронтовичка, украшенная целым иконостасом наград. Каждого нового ученика, которого надо было принять в школу, она приглашала к себе на собеседование. Иногда с родителем, чаще одного. Ученик заранее получал заряд образцового поведения и понимание, что его школа лучше всех, а директор фигура никак не меньшая, чем Валентина Терешкова.   
Мой сын и все его друзья были учениками выпускного десятого класса.
Однажды, придя домой, я услышал, что ребята слишком громко спорят.
Выяснилось, что классная руководительница, сравнительно молодая учительница, решила вывести свой класс на природу.
Ехали в автобусе. Зная маршрут, ребята вспомнили, что там стоит пивная будка. И стали собирать деньги, чтобы каждому досталось по кружке. Все мальчики отдавали все, что у них было.
Разумеется мелочь какая-то, которую дома давали на школьный бутерброд. Денег явно не хватило. Вдруг кто–то сообщил всей ватаге, что у одного из учеников есть 5 рублей, но он их не отдает.
Сколько с ним не говорила вся компания, он уперся - нет и все.
В этот период группа ребят создали в школе своего рода  «Союз джентльменов». Там было много пунктов, помогающих  простым пацанам превратиться в джентльменов. В том числе один пункт провозглашал доктрину защиты девочек. От хамства, оскорблений, и, не дай Бог, от физического воздействия.
Когда стали выходить из автобуса, мальчик, который не давал деньги, был впереди. За ним шла девочка. А у мальчика было длинное пальто. Когда он уже сошел, пола его пальто еще оставалась на ступеньке автобуса.
Девочка, шедшая за ним, не заметила и наступила на неё. Естественно он дернулся вперед, но отойти не мог и упал. А когда встал грязно выругал эту девочку, которая нечаянно  наступила  на его пальто. Может, даже ударил, точно не помню.
В автобусе были 4 мальчика из «группы джентльменов».
Они отвели нарушителя конвенции в сторону и побили его. Он видимо неудачно упал, ударился, и в конечном итоге попал в больницу.
На другой день в школе начался тарарам. Классная руководительница интерпретировала
события следующим образом. Группа хулиганов вымогала у мальчика деньги. Он не отдал. За это они его избили так, что он попал в больницу.
Все это она описала в докладной и хотела сдать в милицию. Если бы это произошло, то грозило бы «джентльменам» серьезными последствиями. К счастью докладная вначале попала к директору. Та страшно возмутилась.
«Как это, я на свою школу буду жаловаться  в милицию? Что сама не могу разобраться?»
Хорошо зная меня, она позвонила и попросила приехать.  Я приехал. Мы переговорили с ней.
У нее была такая задумка - на следующий день собрать всех участников события с их родителями, а также старост старших классов.
С каждым из обвиняемых переговорила  лично, с глазу на глаз. Судя по всему, она хорошо подготовилась к мероприятию.  Я полностью согласился со всем, что она делает,  и мы дружески расстались.
На второй день актовый зал был битком набит. Я не присутствовал. Была моя жена (Царство ей небесное).
Первое слово предоставили классной руководительнице  Она выступала со своих позиций. Но директор лучше владела материалом и стала задавать уточняющие вопросы, на которые та не могла ответить. В том числе на первопричину ссоры, что наступили на полу пальто  пострадавшего, из-за чего он упал. Короче говоря, ее выступление оказалось неубедительным, и она почувствовала отрицательную реакцию зала.
После этого на ковер стали вызывать по одному провинившихся. Все они практически одинаково изложили события. Причем все придерживались главного, что побили его не из-за вымогательства, а за хамское поведение к девочке, да еще в присутствии «Отцов-основателей союза джентльменов».
Все признавали, что побили, но не так сильно, чтобы попасть в больницу. Выступали многие.
Кто- то поддерживал ребят, кто-то был против.
Пострадавший со своей матерью были в зале. Его одним из последних вызвали на допрос. Он немного путался, но факт вымогательства не подтвердил.
Он сказал, что точно не знает за что его побили. За конфликт, который начался еще в автобусе, или за последующие действия. Чувствовалось, что он не хочет особенно обострять и так накаленную ситуацию.
Мать его все время сидела молча. В самом конце она попросила слово. Среди четырех обвиняемы был один, который являлся председателем учкома школы.  Он пользовался авторитетом у своих соучеников и педагогов.
Очень часто, когда у соучеников возникал конфликт, ребята просили его разобрать ситуацию. Вердикт, который он в этом случае выносил, считался неоспоримым, и, как правило закрывал конфликт . Его потому и избрали председателем учкома, что он был авторитетен в кругу школьником. Он мало радовался этому избранию, потому что не
очень любил общественные мероприятия.
Когда мать взяла слово, она предупредила, что много говорить не собирается. Ее интересует один  единственный вопрос, который она бы хотела задать председателю учкома. Ей разрешили. Она этого парня хорошо знала  и  обратилась к нему по имени.
Неужели ты тоже бил моего сына? Он ответил: «один раз ударил». 
Она обернулась к сыну, тот подтвердил.   
Женщина сказала : «Когда я шла сюда, я готова была разнести всю школу и сама наказать виновных в избиении моего сына. Выслушав всех, у меня мнение во многом изменилось. Но главное в другом. Если даже (она назвала имя председателя учкома) ударил моего сына, это значит, что мой сын виноват. Я глубоко убеждена, что он не мог допустить, а тем более участвовать в несправедливости. Поэтому я вместе со своим сыном глубоко извиняемся перед школой и всем ее составом за причиненные вам трудности»
После ее выступления в зале воцарилась мертвая тишина. Вопрос, по существу, был закрыт. И это поняли все.
Директор видимо обдумывала, как наиболее эффектно обыграть неожиданный финал.
Во время возникшей паузы, слово попросил дедушка одного из учеников. Он был полковник в отставке, весь увешан орденами. Он обратился к директору, вероятно, как фронтовик к фронтовику.
«Как  Вам и всем присутствующим здесь не стыдно, что Вы порядочных ребят, заступившихся за честь и достоинство человека, судите, как преступников. 
Да их портреты надо бы вывесить у входа, чтобы все видели, что и кого  уважает школа.
Ведь школа не только грамоте должна учить, но и воспитывать граждан, которые не останутся равнодушными там, где попирается честь и достоинство человека».
Директор очень коротко обратилась к залу и подчеркнула, что об авторитете школы должны заботиться все.
Даже выпускники, которые уже уходят, должны думать о своих младших братьях и сестрах, которые завтра придут на их места.
Так закончилась эта история.
На мой взгляд, главное в ней, это яркое проявление силы авторитета школьника, соученика ее сына, в которого она верила. В жизни довольно часто сила и власть авторитета, оказываются всего сильнее.
Но это очень непростая задача. Авторитет должен воспитываться и домом и обществом. Но самое главное, чтобы человек сызмальства, сам ли, с помощью ли родителей, детских учреждений, где ему придется быть, стремился к добру и справедливости, которые и создают авторитет человеку.
В повседневной жизни мы нередко становимся свидетелями, что власть авторитета сильнее авторитета власти. Хотя у последней есть места, где она необходима и неизбежна. Армия. Флот. Железная дорога. Многие производства и т.д.
Однако очень неплохо, если и там будет существовать и проявляться власть авторитета.