Истинное, а не показушное богословие

Сергей Воронин Аристарх Граф
Постоянно слушаю по ТВ лекции профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. Это вам не какой-нибудь изгнанный из стен московского патриархального управления и потому на всех озлобленный дьякон Кураев, бесконечно обсасывающий тему "голубизны" в церкви. Осипов - авторитетнейший богослов. Он ни на кого не озлоблен, никому не мстит. Не пытается пролезть в приближенные к Кириллу. Он - уже глубокий старик на пенсии, абсолютно ни от кого независим и самодостаточен. И потому в своих речах предельно откровенен. Он просто РАЗМЫШЛЯЕТ, ссылаясь не на нынешнего президента или патриарха, а исключительно на Библию и святых отцов. И каждое его слово на вес золота! И вот недавно вижу его выступление не в академической аудитории, где свою речь он прежде записал на бумаге, а потом - прочел, потому что это - официальная лекция, иначе нельзя.
 Нет, здесь он просто шел мимо группы паломников в каком-то монастыре, те его остановили и стали расспрашивать о наболевшем и записывать его ответы на видео. И получилось нечто неожиданное! Судите сами.

Вопрос паломников: "Что вы думаете о паломничестве в монастыри? Есть от этого польза людям?"

Осипов: "Верующим людям пользы скорее всего никакой! Подчеркиваю - ВЕРУЮЩИМ. Потому что нужно посмотреть: КТО и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ  организует подобные паломнические поездки сразу по трем-пяти, а то и десяти монастырям? Организуют их турфирмы. С одной лишь целю - заработать! В их глазах не Бог, а - Маммона. НЕверующим такие поездки - да,  пойдут на пользу. Они познакомятся с тем, что им до этого было неведомо. Глядишь, и приобщатся к церкви. А что это даст верующим? Посмотреть на архитектуру? Да разве ж в монастырь приезжают на стены смотреть? Вот и судите сами..."

Вопрос паломников: "Если помолиться не в обычной церкви, а в монастыре, то такая молитва будет более действенной - разве не так?"

Осипов: "Прежде всего нужно понять: что такое молитва? Для чего она нужна? Нужна ли она Богу? Вы, может, удивитесь, но как раз Богу она совсем и не нужна. Да-да! Совсем! Спросите - почему? Да потому что Богу все равно, сколько часов в день вы ему молитесь. Сколько поклонов за раз кладете - пять или тысячу. Богу до этого и дела нету. В конце концов он дал вам свои 10 заповедей - вот и будьте добры их исполняйте. Исполняете - хорошо! Нет - ну так это ваше личное дело! Бог не настаивает. Но только потом не пеняйте на Бога за то, что у вас в вашей жизни начались неприятности или вообще трагедии. Вы же сами пошли вопреки требованиям Бога. Он же вас сразу предупредил! Следовательно, для КОГО нужна молитва? В первую очередь для ВАС САМИХ! А для ЧЕГО нужна молитва именно вам? А вот для чего.  Молитва - это осмысление СЕБЯ: насколько верно ты исполняешь данные тебе заповеди. Грешишь или нет. А если грешишь - то как это следует исправить. Отсюда следующий вопрос: а умеете ли вы молиться? Посмотрите на НЫНЕШНИХ  монахов. Сами-то они умеют молится? Честно отвечу вам - НЕТ! Со стороны вам может показаться, что они молятся беспрерывно. Как проснулись в 5 утра, как отправились на утреннюю службу, так и начали молиться. И потом весь день каждое свое действие сопровождают молитвой. И беспрерывно крестятся. Но я вас спрашиваю: какой в ЭТОМ смысл?! Нет никакого смысла! Потому что это не РЕАЛЬНАЯ МОЛИТВА, а всего лишь беспрерывное бормотание... Кому оно нужно?  Показуха чистейшей воды! Почему ТАК? Да потому что в современной России утеряна ИСТИННАЯ  монашеская жизнь! Чему вы научитесь в СОВРЕМЕННОМ  монастыре? Скотину пасти - вот чему вы научитесь! Молчать и рабски безропотно подчиняться ХОЗЯИНУ! А уж в женском монастыре - это вообще слов нет! Поражаюсь установившимся там порядкам! Если не угодишь игуменье - она монашку якобы за непослушание вообще "съест"! Наказаниями замучает! Но разве в ЭТОМ суть настоящей монашеской жизни? Она заключается вовсе не в умении шить, или кашеварить на всю братию на кухне, или за скотиной ухаживать. А ведь именно к ЭТОМУ свелось всё нынешнее монашество. К каком-то рабству. Уже не секрет, что некоторые игуменьи у пришедших к ним послушниц сразу забирают паспорта, чтобы они не сбежали, и заставляют их работать по 12 часов в день. Это - что?! Проверка на истинную верность Богу?! Так ведь они после этого наоборот - БЕГУТ из монастыря! Бегут! Сломя голову! И рассказывают о тамошних порядках всем вокруг. И тем самым отвращают от монашества и вообще от церкви народ.
 Ой, пора мне прекращать... а то я, кажется наговорил много лишнего... разговорился что-то...
 Или вот еще дикость - другого слова просто не подберу - игумен или священник накладывают на провинившегося епитимью. Ну ладно, если человек очень сильно провинился, то его действительно следует наказать. И как же наказывают? Обязывают его прочитать сто раз "Отче наш"! И вот бедный, несчастненький два часа беспрестанно бормочет: "...иже еси на небеси... да святится име твое..." Пробормотал невнятно и всё! Очистился! И веселый побежал грешить дальше... Да разве же молитва? Это - НАКАЗАНИЕ! И разве ее читают, как какой-нибудь шаманский заговор? Отбубнил что-то непонятное и дело сделано. Всё. Путь в рай свободен. Нет! Молитва - это наша ПОПЫТКА установить связь с Богом. Просьба, чтобы Бог вразумил нас. Но как же он вразумит вас, если эта связь - односторонняя. Если вы сто раз бубните себе под нос одно и то же: "...да святится име твое... да святится име твое... да святится име твое..." Это как разговор по сломанному телефону: один пытается что-то сказать другому. Умоляет. Потом уже кричит даже! А тот, другой, его и не слышит. И даже не думает услышать. Потому что с самого начала обратной связи нет. Точно так и Бог пытается вам что-то сказать, но вы его не слышите, вы только всё бессмысленно повторяете:"...да святится име твое..." Разве ЭТО - монашество? Разве ЭТОГО требует от нас истинная вера?!"

Вопрос паломников: "И как же восстановить истинную монашескую жизнь?"

Осипов: "Не знаю... Но она в большинстве монастырей была утеряна давным-давно. Еще при царях. Ведь люди раньше шли в монастырь - зачем? Ведь они же шли не к стенам... Они шли к ПРАВЕДНИКУ! Последним праведником на Руси был кто? Серафим Саровский. Один на всю Россию! До него, пожалуй, только Сергий Радонежский. И всё! На все многие столетия российской истории наберется лишь 5-6 праведников. До Сергия праведники жили лишь в первом-втором веках. Эти люди либо сами, либо их деды и прадеды своими глазами видели Андрея Первозванного, Апостола, приезжавшего на Русь. Им передалась часть апостольской святости. Некоторые из таких праведников воочию зрели чудеса. К ним являлись ангелы! Эти люди прославились всей своей праведной жизнью. Они и сами могли совершать чудеса!  Затем эта праведность с течением веков только уменьшалась и уменьшалась. И на сегодня ее не осталось совсем. Ни у кого... А чем прославились нынешние монахи? Тем, что беспрерывно крестятся и что-то себе под нос беспрестанно бормочут? Да периодически постятся?.. Разве ЭТО - праведность?!
 Ой... разговорился я сегодня... Ой, аж самому страшно!.. Пора прекращать...
 Нет! Праведничество - это ценнейший и редчайший дар! ДАР !!!  Но и мало того - его нужно еще и заслужить! Особой монашеской жизнью. Вразумительной молитвой! СЕГОДНЯ на Руси такого дара ни у кого нет. Так что никакой разницы в том, помолишься ты в монастыре или в простой церкви в своем городе - нет! Хуже того. Подобное паломничество - это пережиток язычества. Да-да. Именно современное язычество. Ведь как рассуждает такой паломник? "Вот слышал я, что есть где-то некий старец, к которому я как приползу на коленях! Который за меня как помолится! Так его молитва сразу и взлетит к небесам! И прямиком Богу в уши! И я после этого попаду в конце жизни только в Рай! И не иначе."
  Ведь так размышляют? Так... И при этом люди забывают, ЧТО ТАКОЕ есть ЛИТУРГИЯ. А ведь она - это самая великая церковная служба, во время которой приносятся в жертву Плоть и Кровь Христовы в виде хлеба и вина. То есть к вам является сам Христос. Незримо. Всякий раз, когда совершается литургия. То есть РЕГУЛЯРНО. Чего ж вам еще? Так нет же! Паломнику этого мало! Ему дай другого чуда. Ему недостаточно, что Бог явился к нему незримо. Ему подай какого-то там неведомого старичка или вовсе уж грязного, обросшего, дурно воняющего юродивого,  живущего где-то за тридевять земель, про которого кто-то там говорит, что он якобы новый праведник. Чудотворец! И ползут к нему на коленях... И лобызают ему руки!.. И ждут от него чуда!.. Ну и что это такое как не возрожденное язычество?!
 Ой! Совсем я что-то сегодня распустился! Как бы меня не наказали за то, что наговорил тут вам лишнего..."

 Если послушать этого доктора богословия Осипова, то его речи НИЧЕМ  не отличаются от речей самого ярого современного атеиста!
 О чем это говорит? Нет... лично я опасаюсь делать какие-либо выводы... Их предстоит делать только тебе самому, уважаемый мой читатель...