Поезд как социальный институт

Максим Геннадьевич Комаров
     Альтернативой небесному пассажирскому лайнеру является транспорт железнодорожный.  В силу обстоятельств я решил воспользоваться этим достижением сети транспортных услуг. И те, кто знаком с предметом поезда, тот наверняка окунался в неконтролируемую круговерть жизни по ту сторону вагона. Особенно привлекательны и насыщенны поездки на дальнее расстояние. И когда тебе выпадает возможность длинного путешествия в рамках железнодорожной коробки, то есть шанс окультуриться, глубже проникнуть в сознание людей, открыть для себя сильные качества тысяч рядовых пассажиров. Монета путешествия имеет аверс с благородными влияниями людей, но имеет и реверс, сущность которого туманна и непредсказуема, как прогноз погоды на государственный телеканалах. Когда едешь поездом дальнего следования, то окунаешься в раздумья о судьбе целой страны, через каждого отдельного человека. Примечательно, что я, глядя на это муравьиное общежитие, задумался о судьбе России. И это, учитывая тот факт, что еду я из Минска, и в моей стране хватает также глобальных проблем и сердце болит за родную синевокую. Тем не менее, огромное государство застывает в мыслях при мелькании населённых пунктов, лесов и полей за окном. Пожалуй, эта ассоциация  имеет корни с детства, когда самый доступный и масштабный отдых был возможен на территории пятой части суши всего мира.
     На мой взгляд, главным достоянием любой нации, в том числе и русской, являются люди. Эти амбициозные твари предстают в своём бытовом обличие, когда дело заходит до коммуникации в обществе.  Поезд  - это не только быстро завариваемые макароны, набирающие объём под пачкой кроссвордов, это не острых запах салями и носков в узком проходе и даже не звуки отвинчивания крышки от бутыли минеральной воды, что с лихвой глушатся криками на перроне во время остановок. Транспорт железнодорожный как отдельная вселенная, в которой установлены свои правила, нормы и запреты. Место, где учебником жизни, палачом и судьёй являются случайные знакомые.  Односпальные места, купе-кровати на массивных колёсах и бумажный билет, с которого всё спонтанно начиналось.
     Люди – универсальный сосуд доброты, вредных привычек, тщеславия и порока. С этим приходиться иметь дело тем, кто оказался лицом к лицу со странными пассажирами. А таковыми можно считать каждого второго из числа принявших обет следования до конечного маршрута. И истории здесь обитают жизненные, под стать скандальной чересчур эмоциональной передаче на первом канале с Малаховым Андреем. И весомая доля этих историй настоящие, нереальные по накалу и сюрреалистичные по сюжету, цель которых пригласить тебя рядом с собой на простыночку, поделившись чем-то сердечным и трепетным. 
     Картина первая – неудачная любовь.
Женщина возраста спелой ягоды едет с дочерью к морскому побережью. Цели их просты и прозрачны: ребёнок желает сполоснуть брюшко на береговой линии, а мать будет работать в гостевом доме, который, по её скромному мнению, даст ей нового загорелого мужчину. И дело не в пигментации кожи, а в желании «играть в любовь без обязательств». За чашкой ароматного чая на кипятке с тепловозного нагревателя, я узнаю, что муж её, уже в прошедшем времени, бил красивую и ответственную женщину, несмотря на её тягу к портвейну по пятницам.  Я не стал уточнять чем и по каким местам, но что-то мне подсказывает, что синеватый оттенок лица у неё не из-за рукоприкладства её бывшего ненаглядного. Я как в воду глядел, к вечеру дама достала из чемодана настойку и предложила рюмашку за знакомство. Отсюда же я узнал, что муж часто уходил из дома, но однажды решил на совсем. Из вещей взял только принтер и семейный автомобиль. Не обошлось без историй о пылкой любви в начале отношений. После наливочки женщина стала неуклюжей и излишне откровенной. Диапазон историй расширился от штопанных дырок на его любимых носках, до сексуальных утех  на куртках гардероба в кинотеатре. На большой станции женщина в состоянии губки решила пойти за пивом, а получилось практически по рукам. Дедуля, что ёжился по соседству, оценил её задницу в шортах десяток раз. Столько же старик ронял круассаны в чай. Я всё гадал отчего дед двинет кони быстрее, от запредельного количества тестостерона на почве женских упражнений или же от порций сладких булочек в форме полумесяца.
     Через купе сидел парень, а кажется, долго, лет пятнадцать минимум. В нём таки и светилась индивидуальность. Правда, омрачалась она тёмными чернилами, ибо похож он был на стену в одном из грязных подъездов в столичной пятиэтажке. Наколки десятком фраз отражали непростой жизненный путь и веру  в нереализованный доселе план. Наверняка, даже Майкл Скофилд, прорабатывая гениальный план по побегу из Фокс Ривер, имел свойство консультироваться у этого парня. Живописный персонаж в не менее колоритном месте.

    Отдельная тема такого пути - маленькие дети. Здесь неокрепшие граждане делятся на две категории: уравновешенные детки и неадекватные гавнюки, укушенные бешеной собакой. Если первым достаточно поесть, поспать и порции внимания, то для вторых я бы выделил отдельный вагон. Сделал бы одно окошко, и это бы стало единственным источником связи с внешним миром. Убрал бы из вагона всяческие поручни, полки, большие выступы, бьющие и шелестящие предметы, чтобы дети учились ценить тишину смолоду. Причём, иногда кажется, что дети в закрытом пространстве плодятся в перерыве между станциями. Сто километров пути и на два жужжащих ребенка с неограниченным запасом энергии стало больше.  Будто демографическая политика Китая образца 2010 года снизошла на колёсный состав.
     На глаза мне попадается молодая девушка с ребёнком, читающая «Цену счастья» Ольги Бузовой. Выбор для чтива не самый лучший, но ситуация всегда подскажет путь вашим убеждениям. Молодая мать очень часто использовала слово «симпатично» в своей речи. И для оценки творчества своего сына, и для объектов за окном и даже для ответов на сложные вопросы. Синдром Бузовой, как манипулирование через литературу. Как дважды два. В какой-то момент её сын падает с верхней полки, в порыве одолеть рекордную высоту и мамаша, отхлебнув чаю, сказала лишь «не симпатично, Егорушка, вставай». Словарный запас, говорят, отражает глубину вашей души. То ли это великое безразличие до того, кого ты называешь своим сыном, кроется в воспитании новоиспечённой мамаши, то ли книги Оли нужно запретить в свободной продаже.
     Апогеем детского баловства стал десятилетний мальчик, который бегал по вагону и кричал о том, что он сын Путина. В это сложно поверить, но с каждым его оглушительным воплем хотелось отправить его туда, где даже «отцовские» спецслужбы не нашли бы это ребёнка. Нет, я люблю детей. Своих. И некоторых спокойных. Самое интересное, что генетические родители это мальчика, смотрели на всё это совершенно спокойно, с долей безразличия в глазах. Будто ребёнок пусть покричит, может так и заручимся уважением и поддержкой хотя бы в лице окружающих. Малец подошёл к первой леди всея Руси – к своей матери, и спросил: «А если бы дядя Гена был бы без лысины, то стали бы его любить другие тёти?» Наверное, про Зюганова рассуждали, ведь семейка официальных лиц может себе позволить такие повороты детского любопытства. 
    Мне повезло, моё купе обслуживали молодые проводницы. Выходцы из гомельского университета транспорта стажем в два года, две зелёные девчонки, возрастом младше меня сопровождали пятьдесят долгом пути. Но, я не обольщался, ведь дальше чем совместное пятиминутное чаепитие мы не зашли. Порой эти девушки казались такими беззащитными, что во мне взыгрывали отцовские чувства,  хотелось помочь, подсказать, оставить совет и напутствие. С ними можно пробовать многое, но обойдёмся разговорами о профессиональной деятельности.  Плотно уложенная проводница Екатерина любезно согласилась дать несколько ответов на мои вопросы путевой викторины. Говорит, что в дальнем пути находятся мужики, которые пытаются подсунуть свои несвежие бубенцы в купе проводника под нелепыми предлогами. Из сладенького в пути только парни из столицы и горький шоколад. Катерине работа нравится, хотя в детстве она хотела стать танцовщицей. Заметил, что проводник может неплохо совмещать эти два ремесла, главное, чтобы ночная смена на клубном пилоне не накладывалась с графиком движения состава. А так, всё в ваших ногах, дамочка.
     Превалирование славянского менталитета чувствуется в каждом штрихе.
     Вечереет, засыпает простой люд и просыпается мафия. И эта прослойка пассажиров выступает, как правило, группой, но попадаются на свете белом и единичные экземпляры.
Под наступление относительной тишины появилась женщина с города-героя Донецка, что работает на разделке мясных туш. Пыталась убедить меня в том, что белорусы бессердечные люди. Это она в новостях видела репортаж поножовщины с участием неблагонадёжных элементов и сделала скоропостижные выводы о всей нации. И это мне говорит женщина, которая режет скотину каждый день, чтобы есть такую же скотину с прилавков магазина. Это говорит мне человек, который просрал за короткое время в споре, в карты и страну. Завалил её цитатами из книги Николо  Макиавелли «Государь», которая попалась мне в руки случайно в вагоне поезда. Дал прикурить оппозиционерке и любительнице прикрикнуть на молодёжь.
      Групповая терапия мафии чаще всего носит политический характер. Это мужики за крепкие тридцать, питающиеся пивом, молодостью проводниц, нервами терпил и вянущим мнением окружающих. Часто дискутируют на темы широчайшего профиля, где в бой идут доказательства, сводки и материалы не вошедшие в вечерний выпуск новостей. Но больше всего, среди сброда и шатания по закоулкам темпераментных личностей, я наткнулся на интернациональное трио, анекдотом сошедшее на моё соседство.  Украины гражданин, белорус с Гомеля и русский Миша, которого выдавал говор, схлестнулись в споре за правду. Уже на стадии зарождения этого мероприятия, я понял, что ничего определённого выжать из ситуации по линии истины не получится, но решил досмотреть анекдот до логического завершения. Началось всё с того, что Миша и гомельчанин математически выяснили, что они дают приют, хлеб и тёплое существование украинцу через рычаги государственного вмешательства. Украинский патриот постоянно фыркал и не переваривал длинные рассуждения русского Михаила. То ли за Крым обиделся, то ли личная неприязнь выработалась за 6 часов пути. И если поначалу они спорили про образование, лучшее пиво и чистые пляжи, то через полтора литра самогона, две банок шпрот и суммарных 60 минут их диалог перешёл на новый метафизический уровень. Впервые видел, как гражданин Украины цитирует Гёте, белорус в это время сетует на власть в регионах, а Миша встал с глазами кобры и сказал: «Когда Бог хочет послать вам подарок, он заворачивает его в проблему. И чем в большую проблему он его заворачивает, тем больший подарок скрывается под этой оберткой, господа». Показалось, что после этой сильной фразы к ним четвёртым присоединился сам Гёте. Они ещё долго дискутировали, расширяя горизонт затрагиваемых тем, но закончилось всё горячими объятиями и обменом контактов.
     Поезд дальнего следования – есть социальный институт движения, где все слои населения имеют право выступить. Это  как шоу «открытый микрофон» на канале ТНТ, на котором нет ограничений, зато есть публика, которой можно адресовать свои умозаключения и наблюдения. Но иногда люди напрочь перегибают с деталями своего повествования. В Воронеже зашёл мужчина с серьёзным лицом, достал кипу толстенных книг и включил записи телефона без гарнитуры. Общественное мнение решило разобраться, чем же чествует вновь пожаловавший гость укоренившуюся систему пассажиров. Оказалось, дедуля трижды кандидат наук по психологии и вербовке людей в специализированные органы порядка. И слушать громко с мобильного лекции Карла Юнга по психоанализу вовсе не считается моветоном. Только не в двенадцатом часу ночи и не на протяжении часа. Складывалось вполне реальное впечатление будто меня вербуют в ИГИЛ, между прочим, запрещённую организацию на территории России. 
Промыв кости, мозги и терпение соседнего купе я был в шаге от преступления против человека учёного. Обошлось всё с применением той же Екатерины, любезно согласившейся отвесить по престарелому самолюбию внутренним правилом поведения в общественном месте.
     За день, проведённый в транспорте, я вынес несколько исполинских истин, что-то подчеркнул двумя линиями. Исписал девять страниц скетчбука и окунулся в потустороннюю общественность. Понаблюдал за яркими спектаклями с неизгладимыми эмоциями сродни музея мадам Тюссо.  Вразумил, что сидя в одном вагоне, люди умудряются ехать в разные стороны. До меня дошло, что нет такой темы, которая бы не имела попытки быть раскрытой под стук колёс набирающего оборот поезда.
    Когда же я вижу очередные выходки других пассажиров, то  зачастую хочется внести рационализаторское предложение в законотворческий орган по поводу соседей в пути дальнего следования.  Желаю, чтобы появилась функция выбора соседа при покупке билета. Где в электронном варианте я мог узнать, пол, возраст, фото и род деятельности человека, его хобби и противопоказания к групповым объединениям.
Каждый случайный человек, появляющийся в нашей жизни – учитель! Кто-то учит нас быть сильнее, кто-то – мудрее, а кого-то не перевариваете вы, но с лёгкостью переварит мясорубка.
     Цените людей, умейте слушать и выносить из каждого разговора нечто полезное для себя.