Русь свою любовью озаряю- С Есенин

Нинель Товани
            
         ----------------      
Не за песни весны над равниною,дорога мне зеленая  ширь-
Полюбил я тоской  журавлиною на высокой горе монастырь,
Каждый вечер ,как синь затуманится,как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница, поклониться любви и кресту.


Вспоминает Сергей Есенин-С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям,
из-за неё у нас вечно ютились всякие странники и странницы.Распевали духовные стихи,а дед, был не дурак ,выпить.С его стороны устраивались вечные невенчаные
свадьбы. После ,как я ушел из деревни,мне долго пришлось разбираться в своем укладе.


Скучал Есенин по своему краю,тоска по дому родному ,по бабке ,как молиться его учила.
        -Уже давно мне стала сниться,полей малиновая ширь
        Тебе - высокая  светлица,а мне- далекий монастырь.

С двух лет,Есенин был отдан на воспитание дедушки по матери-а у деда и бабушки было свое семейство , они жили зажиточно,у них было три сына.Ребята озорные и
отчаянные.И вот они однажды трехлетнего Сережу посадили на лошадь без седла
и пустили ее в галоп. Вспоминает Сергей-  Я  очумел и очень крепко держался за
холку.Брали на речку учили плавать ,и один дядя сажал меня в лодку потом бросал меня в воду,как щенка я испуганно плескался руками,захлебывался,а он кричал-"Эх стерва! Ну куда ты годишься?"Правда у дяди это слово было ласкательное.Другому дяде ,уже позже в восемь лет ,я заменял охотничью собаку.
Я хорошо умел лазить по деревьям,мне мальчишки завидовали ,потому ,что никто
не мог со мной тягаться.               
 
   В 1922 году,Сергей Есенин вспоминает о детстве и пишет
в стихах:- Худощавый и низкорослый,средь мальчишек всегда герой,
           Часто,часто  с разбитым носом приходил я к себе домой.
           И навстречу  испуганной маме я цедил сквозь кровавый рот:
           " Ничего! я споткнулся о камень,это к завтраку все заживет"

Сергей Есенин умел угадывать будущее.Когда они часто ездили на Оку поить лошадей. Ночью при тихой погоде луна стоит стоймя в воде, он ждал когда лошади выпьют луну,радовался,как луна с кругами отплывала от их ртов
- Луна станет одной из героинь его поэзии.

В начале  1916 года  выходит первая книга Сергея Есенина,называлась "Радуница"Она названа была в связи с приходом весны.Один из литературоведов назовет Есенина "ново-крестьянским поэтом.Книга Есенина вышла в разгар войны.
Он попадает на службу в армию. События принимал по-своему с крестьянским уклоном-это отразилось в серии маленьких поэм-
                - Лай колокол над Русью грозной-,это плачут стены Кремля.
                Ныне на пики звездные,вздыбливаю тебя,земля!
                Протянусь до незримого города,млечный прокушу покров.
                Даже Богу я выщиплю бороду.   / С Есенин

О революционных событиях,Есенин,рассказывает с помощью религиозной  образностью- (- Тучи-как озера месяц рыжий гусь,пляшет перед взором Буйственная Русь -) В его произведениях как будто восстание природы,крушение кумиров,что после  воцарится  рай.
Он встречается в Москве с единомышленниками-Мариенгофом,Шершеневичем и Ивневым.-" Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства,нам пришлось долго воевать. Мы переименовывали улицы ,свои имена,раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов."
- Был образован литературный круг  имажинистов ,к ним стали присоединяться молодые поэты.Потом Есенин быстро разошелся с группой- на этом кончился и весь
имажинизм.
В 1924 году сочиняет трогательное стихотворение матери,сестре,деду.
Ранее заключенный брак с Райх распался,но ловит за хвост , по словам
Пастернака-"жар птицу Айседору Дункан.С ней уезжает в Америку ,и это не приносит ему счастья.Ни в чем не нуждался в Америке,а душа была не спокойна .
Есенин думает о Родине,о доме ,о матери,о близких.Год изнурительного блаженства, он не выдерживает и уезжает в Россию. Он пишет в своих очерках.
Есенин писал,как он восхищался об Америке,мощью страны.На него произвело большое впечатление огромного океанского парохода "Париж",совсем по иному взглянул на воспеваемый им быт Руси, и окончательно разлюбил  нищую Россию.
 - "Равнодушен я стал к лачугам,и очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу,я за бедность полей разлюбил ....
 
Он писал о нищете ,как больно на нее смотреть- "и Я не знаю что будет со мною
может в новую жизнь не гожусь,но и все же хочу я стальную, видеть бедную,нищую Русь"
 Вернувшись в Россию он расторгает брак с Айседорой и ведет кочевую жизнь-
Есенин не захотел  стать соратником Маяковского. В1925 году дописывает начатую
поэму" Анна Снегина",потом трагическую поэму" Черный человек"         -------в которой страшным соблазнителем,исковеркавшим жизнь лирического героя,желтоволосого мальчика с голубыми глазами,оказывается он сам.
Скоро
уезжает в Ленинград,еще ранее хотел встретиться с Блоком,получить от  него
благословение и вот теперь его увидел, но уже не живого.Одной знакомой рассказывает ,что приехал,лечиться,работать,издавать свой журнал.А другому знакомому  имажинисту В.Эрлиху,дарит стихи,но просит прочитать позже их.
то оказалось последнее написанное Есениным стихотворение.
             " До свиданья ,друг мой,до свиданья ,милый мой ты у меня в груди.
              Предназначенное расставание обещает встречу впереди.....
Есенин прощается с другом,написанное стихотворение кровью,где он пишет="Не грусти- в этой жизни умирать не ново,но и жить ,конечно не новей."

Бениславская,которая  была с ним рядом,видела его гулящего ,заботилась о нем,помогала ему в работе. Женщины,разводы с ними,но он никогда не обращал на нее внимание,она все время любила его,так и осталась ему верна ,после его смерти,она постепенно уходила к нему,постоянно ухаживала за могилой и через год не выдержала потери ,она покончила с собой на его могиле,унося свою любовь
к нему. Есенина похоронили в Москве,по пути на Ваганьковское кладбище,гроб
обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре.

Год назад в юбилей Пушкина Есенин пришел к памятнику,он прочитал-
                "Но, обреченный на гонение,
                Еще я долго буду петь.....
                Чтоб и моё степное пенье
                Сумело бронзой прозвенеть."

О галине Бениславской  отдельный рассказ,о женщине,которой вряд ли сейчас в наше время найдется девушка достойной любви к мужчине готовая
пожертвовать ради его счастья. Это трудно если любишь.


             фото из интернета