Вспоминает город в тишине...

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Гаснет электричество в окне,
затихает музыка и пенье.
Вспоминает город в тишине
дату своего освобожденья.

В наших отвоеванных домах
матери благословляют снова
снег и кровь на блещущих клинках
всадников из корпуса Белова.

Я в стихе, как в сердце, берегу
силуэты конников в снегу,
на морозном поле площадей
легкие копыта лошадей,
на широких улицах больших
речь освободителей твоих.

Девушки Сталиногорска в книжки
вписывают ваши имена,
и влюбленно держатся мальчишки
за своих героев стремена.

Мчатся кони в солнечном просторе -
конники проносят по фронтам
смерть и горе гитлеровской своре,
жизнь и славу нашим городам.

Ярослав Смеляков, г. Сталиногорск, 1946 год.


Послевоенная жизнь известного поэта, лауреата Государственной премии СССР Ярослава Васильевича Смелякова проходила, пусть и вынужденно, на Тульской земле в городе Сталиногорске, что нашло отражение и в его творчестве.

Подробности об этом помогают узнать прежде всего материалы сотрудника Новомосковского музея Марины Николаевны Бобковой и тульского журналиста Александра Михайловича Меситова.

Из них становится известно, что в 1941 году Ярослав Васильевич на Великой Отечественной войне в Карелии попал в плен к финнам, в котором пробыл целых три года. Когда Смеляков смог вернуться на родину, за нахождение в плену он был направлен в проверочно-фильтрационный спецлагерь под Сталиногорском (тогда этот город относился к Московской области, хотя от Москвы до него – более 200 километров; ныне это город Новомосковск Тульской области). Здесь с 13 октября 1944 года поэт в свои неполные 32 года стал трудиться простым банщиком при 19-й шахте Подмосковного угольного бассейна.

Валерий Васильевич Дементьев, автор книги о Я.В. Смелякове «Сильный как терн», так образно описывает его жизнь на этой шахте: «В бушлате с зябко поднятым воротником, нахохлившийся, как больная птица, сидел Я. Смеляков на чердаке банно-прачечного комбината. Здесь, возле его каморки, находился распределитель горячей и холодной воды. Здесь стоял топчан. Здесь было чердачное окно. Сквозь запыленные мутные стекла поэт часами разглядывал один и тот же пейзаж: террикон в струйках горящей серы, голые деревья на шахтном дворе, суровый блеск осеннего небосвода…»

В это время Ярослав Васильевич в письмах к своим друзьям признавался: «Единственное, что меня огорчает, это разлука с матерью, ее страдания… А что касается меня самого, это все ерунда, были бы чернила да то, что этими чернилами можно излагать: ведь моим истинным увлечением всегда были и будут одни стихи, и хорошие стихотворения делают меня счастливым вопреки всему остальному».

А матери он писал: «Я теперь – страшно подумать! – помощник заведующего банно-прачечного комбината …Если я скоро выйду, стихи напечатаются сами собой, а если нет – печать ничего не поможет. А впрочем, я затрудняюсь сказать что-либо определенное. Бог его знает. Мне было только очень приятно узнать отзыв Светлова – его мнение я ценю: он поэт настоящий».

И все-таки однажды Смелякова здесь удалось навестить матери и племяннику, приехавшим ненадолго холодной зимой из Москвы…

Через год, когда освободили из лагеря, но жить в Москве не разрешили, Ярославу Васильевичу повезло. В октябре 1945 года главный редактор местной газеты «Сталиногорская правда» Константин Иванович Разин совершил по тем временам очень смелый поступок – заручившись поддержкой первого секретаря райкома партии, взял «лагерника» Смелякова на работу ответственным секретарем.
 
Об их первой встрече редактор так вспоминал впоследствии: «Он вошел ко мне в кабинет страшно худой, в армейской телогрейке, подпоясанный солдатским ремнем, на голове военная шапчонка, но без звездочки и какая-то сильно заношенная. Глаза, очень напряженные глаза. Но сказал спокойно, с достоинством: «Я – поэт Ярослав Смеляков. Умею писать стихи, корреспонденции, репортажи… Думаю, что я мог бы быть полезным для вашей газеты».

В этот период Я.В. Смеляков активно пишет в газете, сочиняет стихи, руководит городским литературным объединением, участвует в поэтических вечерах в местном ДК… А живет он вначале у друга, поэта, тоже сотрудника газеты Степана Яковлевича Позднякова, который в своей небольшой комнате в коммуналке выделил ему угол, отгородив самодельным шифоньером и тем самым потеснив собственную семью. По ночам Ярослав Васильевич в отгороженном углу вслепую в темноте царапал стихи карандашом на папиросной пачке, затем зажигал поочередно спички, зажимал их в ладонях и перечитывал написанное, при необходимости правил, а утром читал вслух Позднякову.
 
Через некоторое время Смеляков все же получил от редакции собственную комнату. Именно в ней он написал стихотворение «Наш герб», но довольно необычным образом… По этому поводу С.Я. Поздняков вспоминал, что Ярослав Васильевич закрылся в своей комнате, во избежание соблазна передал ему в форточку ключ и попросил раз в день носить через окно простейшую еду - картошку, хамсу, квашеную капусту. Дело шло туго, трое суток провел Смеляков в добровольном заточении, но социальный заказ выполнил…

В Сталиногорске Я.В. Смеляков познакомился со своей первой женой Евдокией Васильевной Курбатовой и именно ей посвятил стихотворение «Памятник». 

В этом городе Ярослав Васильевич еще написал: «Хорошая девочка Лида», «Это кто-то придумал счастливо», «Вот опять ты вспомнилась, мама», «У насыпи братской могилы», «Пряха», «Английская баллада», «Милые красавицы России», «Мое поколение», «Первый день свободного труда», «Тихо прожил я жизнь человечью», «Марсиане» и многое другое.

В своей книге по истории Новомосковска В.И. Седугин подчеркивает: «В его (Я.В. Смелякова. – Д.О.) произведениях видны живые прототипы – жители Сталиногорска, например, герой поэмы «Лампа шахтера» - новатор-горняк Михаил Фомченко. В образе пряхи запечатлена наша землячка, известная сказительница бабушка Двинская. «Кладбище паровозов» навеяно посещением депо «Урванка». Напряженная борьба шахтеров Мосбасса за уголь после войны отражена в пьесе «Друзья Михаила Югова»…»

Вернувшись при содействии друзей (особенно прославленного писателя Константина Михайловича Симонова) в Москву в 1948 году, Смеляков не забывает сталиногорцев и радушно принимает у себя этих гостей из города, в котором он не только прожил небольшую часть своей жизни, но и плодотворно работал, создавая прекрасные поэтические строки…

Тульский писатель Сергей Иванович Галкин в беседе со мной вспоминал: «В Сталиногорске, когда я там учился в техникуме, Смелякова уже не застал. Познакомился с ним позже в Москве. Больше же о нем узнал по рассказам его близкого друга, да и моего старшего товарища, Степана Яковлевича Позднякова. Он очень гордился дружбой с Ярославом Васильевичем. У себя на квартире Поздняков показывал мне гору черновиков Смелякова. В Новомосковском музее должен быть автограф Ярослава Васильевича, который я передал музею на память. Автограф был взят мной для "Молодого коммунара", там и опубликован (С. И. Галкин работал в "Молодом", в том числе заведующим отделом, в 1960–80-х годах.— Д. О. ). Смеляков обещал приехать и выступить перед тульской молодежью. Но выступления не случилось…» В 1972 году Ярослав Смеляков скончался.

Вот полный текст того самого "автографа" накануне 50-летия Октября для областной "молодёжки": "Поздравляю редакционный и читательский коллектив "Молодого коммунара" с народным праздником. Я бывал в Туле и работал в Новомосковске, поэтому считаю туляков своими земляками. Желаю им всяческих успехов и больших радостей. Собираюсь приехать к вам и почитать новые стихотворения. 23 октября 1967 года. Горячий привет! Ярослав Смеляков".

А город Новомосковск (в прошлом - Сталиногорск), когда на него опускается ночь, исчезает суета, и он начинает жить своей отдельной воображаемой жизнью, наверняка до сих пор в тишине вспоминает, как по его улицам шагал когда-то известный поэт…

Июль 2017 г.