Путешествие в сказку Нойшванштайн ч1

Вячеслав Романович Каминский
                Романтическая дорога привела нас в замок, где живут мечты…

Не помню, когда впервые я увидел картинку с этим сказочным, неправдоподобным, словно созданным детским воображением, замком. Таких замков не может быть в нашей будничной реальной жизни. Это миф, мираж, выдумка художника… Но нет, оказывается замок этот не плод буйной фантазии «лунного короля», как назвал некогда Людвига Баварского Гийом Аполлинер. Вот уже почти 130 лет он реально существует, сияющий белый замок, с труднопроизносимым названием Нойшванштайн, притягивая к себе поэтов, художников, музыкантов и просто миллионы туристов, приезжающих сюда со всего света, чтобы полюбоваться и самим сказочным замком, и дивным альпийским пейзажем, ставшим естественным его обрамлением.

Но должно было пройти еще немало времени, прежде чем моя мечта увидеть «Новый лебединый утес», а именно так переводится с немецкого название замка Нойшванштайн, осуществилась. Толчком к этому путешествию стала случайно приобретенная в Бамберге, между прочим, тоже очень интересном и своеобразном баварском городе, недаром он внесен в список памятников культурного наследия ЮНЕСКО, книга «Романтическая дорога».
Замечу, что это официальное название 350- километровой автотрассы, которая проходит почти мередиально по территории Баварии. Поездка по Романтической дороге и это я теперь могу сказать вполне авторитетно, заставит вас не раз повторять с восторгом одно и то же слово: «Сказка!». Ну в самом деле разве можно равнодушно взирать на «самый красивый поповский дом Европы», именно так обозвал епископскую резиденцию в Вюрцбурге Наполеон. И то, дворец этот с самой большой в мире потолочной фреской, выполненной известным итальянским живописцем Тьеполо, способен соперничать с самим Лувром.
А сколько очарования и неповторимого изящества и красоты в старинных франконских городках Ротенбурге об дер Таубере или Динкельсбюлье. Гуляя по узеньким улочкам с фахферными словно игрушечными домиками, любуясь с крепостных стен и башен украшенных старинными гербами на остроконечные крыши зданий, построенных в XIII-XVII веках, рассматривая фасады домов с коваными украшениями, словно переносишься на несколько столетий назад в прошлое…
А какие живописные виды с заснеженными вершинами альпийских гор, лебедиными озерами, изумрудными лугами, по которым бродят очаровательные баварские буренки, сопровождают путешественников на всем протяжении пути. Уже всего этого, думается, хватило бы с лихвой, чтобы быть очарованным Романтической дорогой и влюбиться в нее.
Но нет, последняя, ударная точка в этом волшебном путешествии доверена Нойшванштайну — Новому лебединому утесу: замку- сказке. Замку-мечте… Замку-наваждению.
Правда, в моем случае последовательность эта была несколько нарушена. И начал я свое путешествие не из Вюрцбурга, самой северной точки Романтической дороги, а наоборот с самой южной ее части. Дело в том, что, посчитав, что от Калининграда до Швангау, а именно в этом местечке расположен замок, почти полторы тысячи километров, я решил проехать сначала к нему, а уж потом постепенно двигаться по Романтической дороге на север в Вюрцбург. Промежуточной остановкой, понятное дело, что при всем моем желании, а у меня его, признаться и не было, за день полторы тысячи километров мне было никак не осилить, мы с женой заночевали в Потсдаме. Заодно и осмотрели этот также вполне заслуживающий особого рассказа город, как-никак все-таки столица федеральной земли Бранденбург, да к тому же еще и долгие годы загородная резиденция прусских королей… Но об этом как-нибудь в другой раз.
Проехав от Потсдама до Швангау чуть более семисот километров, мы добрались в эту затерянную высоко в горах деревушку уже к вечеру. Наш «хайлендер» едва протискивался по узеньким улочкам, где вплотную друг к другу стояли роскошные белоснежные шале с резными деревянными балкончиками, декоративными ставенками и огромными живописными чуть ли не во всю стену панно, повествующими о счастливой и безмятежной жизни селян и селянок. Практически все эти, словно сошедшие с пасторальных открыток домики, были частными отелями и, надо сказать, не пустовали. Большинство туристов останавливаются здесь на постой, чтобы поутру отправиться навстречу сказке — в замок. От нашего отеля до него было каких-то три километра. Но есть и немало тех, кто приезжают сюда, чтобы полазить по горам, покататься по горным тропам на велосипеде, порыбачить в озерах с кристально чистой водой, полетать на дельтапланах. Мы сами видели поутру группу довольно уже немолодых верхолазов, вооружившихся подобием лыжных палок и отправившихся вместе со своим юным тренером в горы.
Вообще о горах, а об альпийских горах особенно, можно говорить бесконечно. Уже первая вечерняя прогулка по сонному Швангау нас с женой привела в неописуемый восторг. Особенно поразила увиденная картина, когда белоснежные вершины гор озарило закатное солнце, и они вспыхнули каким-то нереальным темно-багровым, словно тлеющие угли костра, светом. Признаться, если бы мне раньше показали такую картину, я бы не поверил в ее реальность, посчитав, что это фантазия художника. Но нет, все-таки самый лучший живописец – это сама природа. Ну разве не эти альпийские пейзажи с зубчатыми вершинами покрытых снегом гор, изумрудно-зелеными лугами, на которых пасутся упитанные баварские коровки с кокетливыми кудрявыми челками, эти домики-шале, горные речки, одинокие башенки сельских церквушек, разве не они подвигли известных и безымянных мастеров на создание их бессмертных полотен. Впрочем, чтобы совсем не впасть в высокий «штиль» и не показаться смешным и наивным, хочу спуститься с небес на бренную землю и заметить, что натура эта (в частности, коровки) хоть и создают пасторальное настроение, но и напоминают о прозе жизни. Дело в том, что практически все или почти все хозяева отелей в Швангау по совместительству еще и обыкновенные крестьяне, имеющие в своем подсобном хозяйстве не один десяток этих самых коров. А хлев, где они ютятся и надо сказать не очень уж просторно, располагается в непосредственной близости от самой гостиницы, а точнее – впритык. Поэтому коровки хоть и альпийские, но попахивает от них так же, как и от наших российских буренок. Но что делать: от возвышенного до земного – один шаг.
И вот проснувшись рано утром, очевидно от нетерпения, мы, быстренько перекусив в своем отеле – шале, отправились в замок.
Признаться об этом самом сказочном, самом загадочном и самом романтичном замке, построенном, а вернее недостроенном, ведь по замыслу его создателя баварского короля Людвига II, венчать весь архитектурный ансамбль, состоящий из дворца, каменаты, рыцарского и воротного строений, должна была главная башня с часовней высотой в 90 метров, я знал, как мне казалось, по литературным источникам достаточно много. Меня увлек и сам образ короля-отшельника, живущего в своих мечтах и сказках, строящего реально нереальные воздушные замки в труднодоступных местах и предпочитающего уединение общению с теми, кто ему был неинтересен. Кто он – «немецкий Гамлет» или просто параноик? И так ли безумен «сказочный король», как это виделось баварским министрам, сумевшим добиться отлучения его от престола? Вот выдержка из его письма проектировщику железной дороги Антону Меммингеру, которая сегодня, я уверен, найдет понимание у большинства людей, пытающихся сохранить и сберечь наш хрупкий мир: «Я считаю, что идиллию одиночества и романтику природы, чья живописная красота зимой еще богаче, чем летом, нельзя нарушать путем строительства железных дорог и фабрик. Как для меня сегодня, так и для многих других людей наступит время, когда они будут страстно искать те места, где во времена современной культуры, техники, жадности и спешки еще существуют уголки без шума, суматохи, дыма и пыли на этой земле». «Безумный король», смерть которого так же загадочна, как и его жизнь, сумел сохранить нам такие живописные и дивные уголки, да еще и украсить их.
Замки, которые некогда разорили Баварию, сегодня приносят ей колоссальные доходы. Мы побывали здесь отнюдь не в пик туристического сезона и то убедились — сколько людей со всего мира приезжают сюда. Нет, мои знания и о самом замке, и о короле-романтике ничуть не помешали ощутить всю красоту, сказочность и загадочность этих мест.
Здесь во всем чувствуется театральность, праздничность, все выстроено по законам драматургии. Сначала мы видим замок, находясь у подножия горы. Он парит где-то высоко-высоко в облаках. Совсем крошечный. Далее наш путь лежит к нему по извилистому серпантину (желающие могут подняться в автобусе или в бричке запряженной парой немецких тяжеловозов). Среди высоких деревьев, словно бывалые солдаты охраняющих дорогу к замку, его сразу и не увидишь. Зато открываются другие изумительные картины: вот по склону горы бежит ручей, вот между двух горных вершин спрятались дивные по красоте озера Альпзее (Альпийское) и Шванзее (Лебединое). Говорят именно этот альпийский пейзаж вдохновил Петра Чайковского, побывавшего в этих местах еще при жизни Людвига II на написание балета «Лебединое озеро». А вот другой, так же прекрасный замок Хоэншвангау, где прошло детство будущего короля, и где он мечтал о строительстве собственного «лебединого замка».
…И вот перед нами узенький, повисший над водопадом на высоте более 90 метров мост Мариенбрюкке, названный так в честь матери короля, королевы Марии. Отсюда замок открывается во всем своем величие. И не только замок, но и вся панорама с падающим вниз по скале бурным потоком ледниковой воды, с отвесными скалами и густыми кронами деревьев. Мост этот самая излюбленная точка для фотографирования замка. Но не единственная. Поразительно, но и замок, и окрестности замка можно снимать непрерывно, сделав каких-нибудь пару другую шагов. И каждый раз открывается новая прекрасная картина.
Но… увлекаться не стоит. Ведь мы в Германии, где все четко расписано по минутам. В нашем входном билете в замок указано время начала экскурсии и номер группы. Индивидуально в него не попасть.
Пройдя через главные с двумя надвратными башнями ворота замка, мы попадаем во внутренний дворик, напоминающий сразу и Грановитую палату в Кремле, и Флорентийскую Уффицу, и домик Джульетты, и мавританский дворец, но красиво… и ждем, когда на электронном табло зажжется номер нашей группы.
Ровно в назначенное время высвечивается указанный в наших билетах набор цифр и мы спешим через турникет за юным гидом в мир сказок и фантазий.

…Да разве найдутся такие слова и выражения, коими можно высказать все, что мы лицезрели в этом сказочном замке-дворце, с картинами из жизни Тристана, Изольды, Сигурда, Брунхильды, Лоэнгрина и прочих мифических персонажей, так близких сердцу баварского романтика, что он пожелал их портреты размесить в своих палатах, всех этих рыцарей Лонцелотов, Драконов, всю эту роскошь, начиная от королевской кроватки с изумительной резьбой и заканчивая многотонной люстрой в тронном зале, с гротом-пещерой и прочими королевскими прибамбасами… А сколько еще королевских фантазий так и не увидели свет… Взять хотя бы ту же королевскую купальню в стиле рыцарской купальни Ватбурга или мавританский зал в стиле Альгамбры под Гренадой или… Но все равно итак, как бы сказали истинные баварцы, «Дастиш Фантастиш!» Что, думается, в переводе не нуждается.