Ковылем покрыта степь

Дина Норбут
В небольшой, но расположенной в окружении своеобразной живописной природы, деревеньке Стерлибашевского района нашей республики проживает не совсем обычный человек. Чем же он необычен? На первый взгляд Венер Усманов совершенно не отличается от тысяч и тысяч своих современников. Как и большинство из нас закончил в свое время советскую школу. Но школа была специализированная, художественная. Видимо, именно во время учебы в младших классах, еще в деревне, зародилась у мальчика тяга к красоте. Играя со своими сверстниками на берегу Кундряка, красивейшей из рек, он с нескрываемой радостью подбирал гладкие разноцветные камешки и с огромным удовлетворением приносил их домой. Спасибо прозорливым родителям, по всей вероятности, тяга ребенка к прекрасному была вовремя ими замечена, и стала толчком для того, чтобы младшенького сына отдали в специализированную школу-интернат в Уфе.
После школы юноша направил свои стопы, куда вы думаете? В Чебоксары, на художественно-графический факультет педагогического института. Почему именно в столицу Чувашии, на этот вопрос четкого ответа не может дать и сам Венер Мударисович. Видимо, судьба так распорядилась.
После окончания  вуза Венер был направлен в город Волжский Волгоградской области. После службы в рядах Советской Армии 1989-1991годы, продолжает работу учителем рисования и черчения в школе-гимназии № 2 в Набережных Челнах, где трудится  до 1997 года.
С нескрываемым восхищением вспоминает Венер Мударисович свои молодые годы, вспоминает с гордостью, что имел счастье приобщиться к самым высоким образцам мировой и отечественной культуры. Учеба в художественной школе и на художественно-графическом факультете, конечно же, не была случайностью, и годы учебы сделали свое благое дело. Неподдельный интерес к красоте не иссякал никогда. Этим объясняется и увлечение древними памятниками Владимиро-Суздальского городища, - Волгоградскую область я объездил на велосипеде, - шутит Венер Мударисович. Объекты древней красоты  славян воспринимались юношей в унисон с прекрасными шедеврами времен Эпохи Возрождения и Восточными миниатюрами. Особенно впечатляли неповторимые произведения Мекиланджело и других художников. С целью созерцания древней красоты были посещены столичные музеи и достопримечательности  Москвы и С-Петербурга.
Западноевропейская и восточнославянская культура воспринималась в тесном сплетении с культурой древних тюрков. Не случайно попался в руки Венера Мударисовича «Альбом среднеазиатских походов Аксак-Темира», не случайным было и знакомство с Дагестанскими памятниками, знакомство с «Сараем Берке» в Волгоградской области. Поездка в музей-заповедник древних тюрков вдохновила его и заинтересовала болгаро-татарскими надгробными камнями, надписями на них (эпитафиями). Венер Усманов обратился к древним рукописям. И вслед за этим пришло внезапное озарение: красоту не надо искать где-то на стороне, она повсюду! И более всего этой красоты… на родной земле, взрастившей нас! Вот она! Под ногами! И, именно, в этой красоте скрыто много-много интереснейшей информации о наших прямых предках, о древней тюркской культуре. Здесь скрыты наши обычаи, древние и, как теперь выясняется, мудрые вечные истины, ставшие основой многих красивых, оправданных жизнью традиций. Они содержат в себе образ жизни, достойный подражания! Судьбы, деятельность личностей, жизненный путь и сам образ жизни которых достойны подражания!
Благодаря своей увлеченности и пришедшему чуть раньше озарению, Венер Мударисович не погряз по уши в быту, как это случилось бы почти с каждым, оказавшимся на его месте.
Старые кладбища есть почти в каждой деревне, особый интерес представляют кладбища культурных центров шимали  тюрков: это Оренбург и Оренбуржье, например, Троицк и древнее село Каргалы.  Наиболее близко расположенное к родной деревне село Стерлибашево, с его знаменитыми медресе, в которых выучилось и занималось преподавательской деятельностью немало известных личностей (Г.Чокрый, Г.Утыз-Имэни, Ш.Заки, М.Акмулла и много других), стало объектом повышенного интереса Венера Усманова.
С помощью друзей-единомышленников: М.Ахметзянов, Р.Марданов, И.Хадиев, Ж.Мухаметшин  Венер Усманов побывал на многих кладбищах Оренбуржья, в городе Троицке, посетил мавзолей в Чишмах.
Поездки и расшифровка найденных на кладбище эпитафий имеет ощутимые результаты. Проведена большая работа. Вследствие чего обнаружены десятки новых имен, раскрыты не известные доселе факты из жизни шимали тюрков. Вопреки антирелигиозному и интернациональному школьному воспитанию, проявилось великое уважение к родной культуре.  «Частично я башкир, говорит Венер Мударисович, - я не могу поделиться на части, считаю, что башкирскую и татарскую культуру разделить невозможно. Более того, попытка разделять нас непростительно!». Венер Усманов самостоятельно выучил арабскую графику, частично арабский язык. Это ему необходимо для работы над эпитафиями.
На сегодняшний день Венер Усманов является автором четырех вышедших под одной шапкой в свет книг: «Исторические памятники». Первая из них посвящена знаменитым Стерлибашевским медресе, вторая, третья и четвертая селу Каргалы, расположенному в Оренбуржье. Подготовлены в печать пятая и шестая книги, в которой собраны прорисовки и фотографии надгробных камней древнего города Троицк. Ведется работа над седьмой и восьмой книгой, в которой собраны эпитафии села (города ) Каргалы. Удивительно богато это село (судя по кладбищу), здесь широко представлено искусство каллиграфии (труд хаттатов , являющихся мастерами своего дела, начиная с первой половины 18 века),  когда еще книгопечатание не было так развито, как в начале 20 века.
«Получив профессиональное образование художника, произведений искусства я на своем веку создал много, много души вложил в свои картины и скульптуры. Очень болезненно воспринимал то, что людей не интересуют даже шедевры мирового искусства. Так я понял, что моя работа, сила моей души и сущности, вложенной в труды, бесследно сотрется. Я отчетливо осознал, что для того, чтобы люди научились ценить современное искусство, необходимо обратиться к истории. Мы забыли наших предков и это непростительно! Так я пришел к выводу, что необходимо по крупицам собирать образцы традиционного искусства наших предков. Это возможно, так как и на собственной родине есть, что собирать. Более того, «антиквариат», которого в изобилии «под ногами», не исчерпывает себя только как предмет интересов искусствоведения. Данный материал представляет огромный интерес для истории,  этнографии, филологии и т.д. И это огромное наследие необходимо сохранить, обработать, передать потомкам! - справедливо считает Венер Мударисович.
Действительно, В.М.Усмановым проделана огромная работа по сбору, разбору сохранившихся надписей. Кроме того, что распространены четыре первые книги, посвященные эпитафиям села Каргалы. Готовятся увидеть свет 5-6 книги. В 7-8 книгах будут представлены каталоги, где собраны имена предков, а это, как правило, значимые для своего времени люди. Каталоги составлены   в алфавитном и хронологическом принципах
Венер Усманов считает себя последователем Ризаитдина Фахретдина и Мадины Рахимкуловой, он ходит по тем же тропам, что и эти уважаемые личности. Ходить по территории Стерлибашевского района, по Оренбуржью - хоть и хлопотно, но приносит большое удовольствие. В нашей степной зоне, на пригорках, поросших ковылем, это немного проще, чем в лесной зоне, и гораздо приятнее.
Чем же отличается этот человек, ведущий скромный затворнический образ жизни в далекой от культурных центров деревне?  Несомненно, что любовь движет им в его деятельности, любовь и честь, желание прожить единственную свою жизнь с достоинством, вкладывая смысл в каждое действие и должным образом, оценивая каждый час и день прожитой жизни. А источники такой жизни не за высокими горами и не за далекими морями. Воздух родной земли, влияние бабушки Фатимы - носительницы и хранительницы родной культуры (стереотипы поведения, уважительного отношения к предкам). Обласканный любовью родной природы и близких родственников Венер Усманов спешит увековечить сконцентрированную в нем любовь Вселенной ценной информацией о наших далеких и не очень далеких, шимали тюркских (татаро-башкирских), предках.
2010год