Размышления о национальной идее

Александр Мальчуков 2
 РАЗМЫШЛЕНИЯ  О  НАЦИОНАЛЬНОЙ  ИДЕЕ.
О том, что же такое есть истинная национальная идея размышляют самые разные люди из различных классов и слоёв общества.                «Предлагаются варианты (национальной идеи –А.М.)  от программных лозунгов различных политических партий до стремления победить на Олимпиаде или чемпионате мира по футболу. Но все эти варианты не несут в себе самого главного всеобщей объединительной силы, без которой национальная идея невозможна». Так пишет в журнале «Москва»  (1917г., №6, стр. 200-201) Мария Залесская –  музыковед по образованию, а ещё и  писательница, историк, журналист , биограф.
Сама Залесская в качестве российской национальной идеи предлагает ИСКУССТВО. Именно в нём она видит мощную созидательную и объединительную силу, о чём, по её мнению, свидетельствует внимание к искусству со стороны политики.
Хотя перечень дарований Залесской впечатляет, но тут она не права. Искусство – познание жизни (действительности) в образах и вследствие этого, как и наука, элитарно. Согласитесь, что не так уж и много людей с восхищением и благоговением смотрят на «Монну Лизу» или внимают звукам «Шестой симфонии» или «Лунной сонаты». И  главным образом поэтому искусство не может быть национальной идеей.  Желание победы российских спортсменов на Олимпиаде или на чемпионате мира по футболу объединяет гораздо большее количество людей. Но оно скоротечно, кратковременно и именно в силу этого действительно не может быть национальной идеей тоже.
     Живейшее внимание политиков привлекает всё, посредством чего можно влиять на умы людей и формировать нужные политикам мнения и установки. Искусство, находясь в зоне внимания политиков, всё-таки сильно уступает и средствам  информации, и даже религии по постоянству, доходчивости  и количеству людей, на которых оказывается воздействие. Вот поэтому, а также потому, что религия на первый взгляд далека от политики, российское руководство ставит не на искусство, а на православие, всячески его пропагандируя и поддерживая. Например, учреждена научная дисциплина «Теология», а в минюсте России подписан приказ об утверждении научной степени по теологии. В свою очередь Церковь всячески поддерживает и восхваляет власть имущих, попутно не упуская возможности прирастить материальные блага и увеличить паству. Именно страстным желанием Церкви увеличить количество пасомых объясняется её недавняя инициатива ввести изучение церковно-славянского языка с начальных классов школы, что на данном этапе совпадает с интересами власть имущих, а значит, вполне может быть реализовано.
       Утверждение, что верующий в Бога человек  нравственнее и человеколюбивее неверующего, не подтверждается жизненной практикой. Обманывают, воруют, грабят и убивают как верующие, так и неверующие.  В истории человечества войны на религиозной почве совсем не редкость. Причём воевали верующие не только с иноверцами, но и с единоверцами не только в древности, но и в новые времена. На пряжках ремней солдат фашистской Германии было написано «Got mit uns!» (Бог с нами!). А что гитлеровцы вытворяли в Дахау, в Освенциме, Бухенвальде, Бабьем яру, в Хатыне и т. д. и т. п.? Давно было? А что сейчас вытворяют боевики ИГИЛ?
Вера в Бога (как бы он ни назывался) за всё время существования человечества не сделала нравственнее основную массу людей.  Да, все мировые религии настоящего времени учат нравственности и человеколюбию, но среди их адептов во все времена находились рвущиеся к власти и богатству сволочи, использующие малейшие различия и нюансы в религиозных учениях для натравливания людей друг на друга и достижения таким образом своих меркантильных целей. Неисчислимое множество преступлений совершали ранее и совершают сейчас, прикрываясь именем Бога. Поэтому любая вера в Бога (и Православие тоже) не может быть национальной идеей.
      Абсолютное большинство человечества во всех без исключения регионах мира во все времена жаждало и жаждет социальной справедливости. И именно социальная справедливость должна бы быть национальной идеей у всех народов и во всех государствах. Поэтому в этом случае, наверное, социальная справедливость - наднациональная (общечеловеческая) идея. Однако во всех известных (исключая социализм) общественно-экономических формациях, основанных на частной собственности на средства производства, социальная справедливость прямо противоречит интересам господствующих классов, а борцы за неё подвергались и подвергаются гонениям.
    В силу антагонистической противоречивости (противоположности) интересов господствующего  класса интересам остального (численно многократно его превосходящего) населения капиталистических стран, социальная справедливость в них только декларируется и поддерживается на минимальном, позволяющем не допустить социалистическую революцию уровне. А в качестве национальной идеи выдвигается что-либо социально и политически нейтральное.
      01.07.2017г. Александр Мальчуков.