Моя трудовая книжка 17

Нина Джос
   Следующий этап моей трудовой биографии связан с Кагулом. Вернувшись в свой город, я вскоре переехала жить к мужу Геннадию. Он строил собственный дом в живописной геопатогенной зоне. А пока мы поселились во времянке, рядом со скелетом нового дома своей мечты - уютного семейного гнездышка с привидениями и еще бог знает с какими природными аномалиями.
 
   По возвращении из Кишинева, я была крепкая двадцатидвухлетняя девушка, которая за пару месяцев самостоятельно сделала два косметических ремонта! Один в однокомнатной квартире матери, второй у мужа во времянке, которую даже сама оштукатурила снаружи. Это я рассказываю к тому, что в последующие несколько лет дошла до состояния почти что инвалида, с толстой медицинской карточкой. Врачи делали самые мрачные прогнозы на мой счет, ставя все новые неизлечимые диагнозы.
 
   Немного отдохнув, я вернулась на работу в ПМК, где по-прежнему хорошо платили. В моей трудовой книжке появилась замечательная запись "художник - маляр пятого разряда": творчество местного специалиста отдела кадров. Доброго парторга Воскобойникова уже не было в живых. Моей начальницей стала партийная дама, которая в качестве рабочего места для художника - оформителя, определила подсобное помещение во дворе ПМК, по соседству с мастерской кузнеца и сварщика. Под моим окном постоянно мелькали искры и вспышки от сварки. Пол в помещении был бетонным, а отопление и вовсе отсутствовало. 
 
   Соседи - рабочие, добродушные пожилые пьяницы, относились ко мне по отечески. Обычно после работы они отправлялись "на точку", пропустить стакан - другой вина. "Точками" в наших краях называются частные питейные заведения, где во дворе частного дома стоит стол и лавки, либо стулья для сидения. Там можно получить, за небольшую плату, банку домашнего вина и нехитрую закуску.

   - Нина, идем с нами на точку! - приглашали меня работяги и весело смеялись. Им казалось забавным, чтобы я составила мужикам компанию и слушала пьяные базары, щедро приправленные матерными словами.
 
   Увы, подобное удовольствие я имела дома. По выходным к нам приходили строительные рабочие, а я готовила в больших казанах щедрое угощение на целую бригаду, да еще и сама делала вино и ягодные наливки! А после работы кормила народ и попутно слушала те самые мужские истории с обильным матом. Среди рабочих попадались и сидевшие в тюрьме, с сорванной нервной системой и хронические алкоголики, работавшие как афроамериканцы, ради выпивки с закуской.
 
   Одного из работяг мы с мужем прозвали "Петушком", поскольку будил нас чуть ли не с рассветом. Обычно он появлялся рано утром и громко стучал в ворота.
 
   - Дайте банку вина, ребятам опохмелиться. Я позже отработаю! - забрав трехлитровую банку заветного напитка, он спешил на работу, а уже в обеденный перерыв пригонял самосвал песка или гравия. Выгрузив стройматериалы, брал десять рублей и еще банку вина, на ходу закусывал и снова уезжал на основную работу.
 
   Большой дом постепенно рос и приобретал внушительный вид.
 
   Доработав до осени в той мастерской, я начала мерзнуть и возмущаться. Наконец меня переселили в помещение конторы. Тут было светло и тихо, но начальником ПМК был молодой и очень экономный начальник по фамилии Новошинский. Ему было плевать на людей, поскольку руководствовался известным в те годы лозунгом КПСС: "План - закон, выполнение - долг, перевыполнение - честь". План выполнялся, но в здании администрации всю зиму не работало отопление, а сотрудники грелись электрическими каминами. В результате, практически все женщины заболели, у кого почки, у кого ноги, а моя приятельница Лида даже попала в туберкулезный диспансер с соответствующим диагнозом.

   Я в тот год восемь раз переболела ангиной - это стало личным рекордом! Врач отказался давать мне больничный и требовал удалить гланды. В результате я вылечилась сама и не болею ангинами уже лет тридцать.
 
   Перезимовав в холоде, с нетерпением ждала очередного отпуска, строя смелые планы увлекательного путешествия. Но в последний рабочий день неудачно пообедала в городской забегаловке и схлопотала пищевое отравление, которое вызвало воспаление кишечника. Пролежав неделю в инфекционной больнице, долечивалась дома травами, по восемь - десять раз в день бегая в туалет. К концу отпуска сильно похудела, но болезнь наконец отступила. Любопытные сотрудницы и знакомые спрашивали, как я провела летний отпуск?
 
   - Проср... - честно отвечала я. А как еще это можно было назвать?
 
   Вскоре в отпуск отправилась секретарша, а меня поставили на ее место. Заменяла секретаршу я дважды по месяцу, благодаря чему выучилась бойко печатать на машинке. Работу секретаря - машинистки освоила очень быстро, но она показалась мне весьма скучной и совершенно не творческой.

   В ПМК, в этот раз, продержалась два с половиной года. Мне стало скучно - не видела перспектив для творческого роста. Хотелось идти вперед - учиться, путешествовать, общаться с интересными людьми, реализоваться как личность. Было ощущение, что живу не своей судьбой, что способна на большее. В тот период жизни активно рисовала и писала картины. Наверное это было лучшее, что сделала в этой области за всю свою жизнь.

   Училась у мастеров посредством копирования - сделала шесть больших копий масляными красками с картин Константина Васильева, творчество которого мне очень нравился. Копию "Старика с филином", в полтора метра высотой, над которой работала целый месяц, муж продал своему другу за сорок пять рублей, а деньги пошли на строительство проклятого дома. Остальные картины раздарила знакомым - продать живопись в те годы было практически невозможно.
 
   Кроме копий писала портреты, натюрморты и пейзажи, рисовала для души иллюстрации к понравившимся книгам. Даже одно время мечтала стать иллюстратором, чтобы соединить две главные страсти - живопись и литературу. Сделала цикл красивых рисунков к повести Достоевского "Неточка Незванова". Активно рисовала портреты сотрудников, знакомых, коллег - портреты у меня всегда получались очень похожими. Обычно их тут же отдавала на память.  Ценила, что на работе мне никто не мешает читать и рисовать, в отсутствие основной работы.

   Зимой 1984 года случайно узнала, что нужен художник в недавно отстроенный районный Дворец культуры. Мне предложили эту должность за сто рублей в месяц и еще разрешили возглавить городскую изостудию для взрослых за полставки гардеробщицы в тридцать пять рублей. Моя мечта воплощалась в жизнь! Бог услыхал мои молитвы, а ангелы за моей спиной радостно хлопали крыльями.  Уволившись из ПМК, я ушла возделывать поля культурного фронта. В те молодые годы, я наивно полагала, что в отделе культуры работают самые культурные и творческие люди нашего города. Как же я ошибалась...

      Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/04/1961.
 
   на фото - картина К. Васильева "Старик с филином", которую я копировала.