Медитация

Владимир Капрал
Лин-чи сидел на берегу моря, когда к нему подошел философ, поклонился и задал вопрос: "Какова суть вашего учения?"
Лин-чи посмотрел на него и не произнес ни единого слова.
Философ подумал про себя: "Он очень стар, наверное, к тому же и глухой" и крикнул: -Похоже, вы не слышите меня! Я спрашиваю, какова суть вашего послания?
Лин-чи засмеялся.
"что-то странное,-подумал философ.-Сначала он не ответил, теперь смеется! Может быть, он притворяется, что услышал меня? Но поскольку он не ответил на мой вопрос, значит, он ничего не услышал". И тогда ученый закричал еще громче:
-Я спрашиваю, какова суть вашего учения?
Лин-чин спокойно сказал:
-Сначала я ответил-безмолвие. Но вы не смогли этого понять, и мне пришлось спуститься немного ниже, чтоб оказаться на уровне вашего понимания.
Я сказал-смех, радость.
Но вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься еще ниже.
И он написал пальцем на песке слово "медитация", сказав: "Это мое учение".
Ученый попросил:
-Не могли бы вы уточнить свою мысль, сделать ее более четкой?
Тогда Лин-чи написал на песке палкой более крупными буквами "МЕДИТАЦИЯ".
Философ становился все более раздраженным и спросил:
-Вы что, шутите? Я прошу уточнить, детализировать свою мысль, а вы пишите тоже самое, только более крупными буквами. Я профессор философии!
-Почему вы сразу об этом не сказали!-воскликнул Лин-чи и написал: "НЕ УМ".
На что философ взяв палку написал на песке "Не умничайте безмолвием. Человек рожден не деревом разума, сеющим по ветру семена знаний. Каждой сути должно быть обоснования".
Лин-чи взял веер и взмахом унес все написанное на песке.
-Вы можете детализировать ветер, уточнить природу? Для этого не хватит всего песка берега омывающимся морем.-сказал он.
Рядом находились два молодых "обкурка", они переглянулись и без слов обменялись мыслями, "как можно по разному приходить к радости понимания сути всей природы".

(дзэн-буддизм, притчи, из доработанных версий)