Ч. 2 Каким был советский флот в 1955 году

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/06/30/891

Не буду пересказывать биографию главкома, её можно прочитать в интернете, да и не расскажу я лучше военно-морского историка Михаила Сергеевича Монакова, который написал о Сергее Георгиевиче семисот страничную книгу «Главком». Но о некоторых ключевых моментах его биографии мне придётся упомянуть.

После окончания школы в шестнадцать лет он поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но через год решил, что его судьба будет связана с флотом и 1927 году перешёл в Военно-Морское училище им. Фрунзе. В 1931 году после окончания училища он начал службу на Чёрном море. Незаурядные способности, талант Горшкова были сразу замечены. У него началась стремительная карьера.

Он быстро стал командиром сначала сторожевого корабля, а затем эсминца. В 1937 году Сергей Георгиевич окончил специальные курсы командного состава ВМФ. После короткой службы на Дальнем Востоке в звании капитана 2 ранга он вернулся на Чёрное море и получил назначение командиром бригады эсминцев, а в 1940 году уже командовал бригадой крейсеров.

О боевой деятельности Сергея Георгиевича Горшкова мне уже доводилось писать. Он командовал высадкой десанта в Григорьевке, а затем был командиром Азовской и Дунайской флотилий. За рубежом считают, что Балканские страны быстро освободились от власти нацистов, прежде всего, благодаря действиям Дунайской флотилии под его командованием.

В ноябре 1948 года вице-адмирала Горшкова назначили начальником штаба Черноморского флота, а в 1951 году – командующим Черноморским флотом. Адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов в 1955 году назначил талантливого молодого адмирала своим заместителем и перевёл его в Москву.

После того, как Николая Герасимовича Кузнецова сняли с должности, на его место назначили  Горшкова. В отличие от Петра Первого, который начал строительство российского флота с нуля, к моменту назначения Горшкова главкомом флот в Советском Союзе был, но вопрос заключался в том, какой флот?

Испокон веков считалось, что страна наша континентальная, и нам важнее армия, а флот играет вспомогательную роль – действовать в прибрежных водах и поддерживать армию у берегов. Эту мысль усердно косвенно, в статьях и книгах, внушали из-за рубежа, и она прочно поселилась во многих умах.
 
Служба Сергея Георгиевича началась при министре обороны маршале Советского Союза Георгии Константиновиче Жукове, который придерживался именно таких взглядов. И если бы только он один! В 1957 году Жукова сняли с должности,  но остались другие маршалы, которые считали точно также.

Российское, а затем Советское государство всегда имели слабый флот, уступавший всем ведущим морским державам мира. До Горшкова с этим примирились. Да и как было равняться с Соединёнными Штатами Америки и Великобританией, имеющими прямой выход в океан в любое время года.

Вот, что застал Сергей Георгиевич, вступив в должность: все четыре советских флота находились в неблагоприятных условиях. На Севере шесть месяцев в году всё было скованно льдом. Даже если пройти вдоль льдов, чтобы выйти в Атлантический океан, требовалось преодолеть контролируемые западными странами проходы между Гренландией, Исландией и Великобританией.

На Балтике Финский залив тоже на три месяца покрывался льдом. Для выхода из Балтийского моря требовалось пройти через проливы Каттегат и Скагеррак. Действия Тихоокеанского флота также ограничивали три зимних месяца и необходимость прохода через проливы Лаперуза на севере Японии и Цусимский между Японией и Кореей.
 
Из Чёрного моря в Средиземное можно выйти только через Босфор и Дарданеллы, которые так и не удалось отвоевать русским царям у турок. Пётр Первый написал когда-то в указе: «Всякой потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет».

 Флот имелся, да что толку, он мог действовать только в прибрежных водах, как и было во время войн, которые вела Российская империя, а потом Советское государство. С этим свыклись все, но не новый главком.

Он давно понял, что настоящей мировой державой может стать такое государство, которое обладает не только континентальной, но и морской мощью. В понятие морской мощи главком вкладывал широкое содержание:

 «…возможности государства в изучении (исследовании) океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов и способность их обеспечивать потребности государства, состояние и возможности судостроительной промышленности страны, а также наличие соответствующего интересам этого государства военно-морского флота…».

Сергей Георгиевич пришёл к выводу, что морская мощь страны зависит не только от числа и качества военных кораблей, а прежде всего от способности государства поставить на службу человеку все ресурсы океана, которые нужно использовать для развития экономики. Он не разделял понятие морской мощи от понятия экономической мощи государства.

Мне довелось дважды быть свидетелем того, насколько глубоко главком занимался экономикой, изучал производство. Первый раз на заводе на Урале, а второй – на заводе в Ленинграде.

Неумные люди потом возмущались, считая, что директор завода «грузил» главкома ненужными деталями, отнимая у него время, но я видел, с каким интересом слушал его Сергей Георгиевич, он больше всех ценил своё время и лучше всех понимал, что ему необходимо знать.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/02/899