Молчание Галилея

Виктор Морозов
Только со смертью очередной догмы продолжается наука.

     Часто заблуждаются, считая, что независимость скорости свободного падения от массы тела была открыта Галилеем экспериментально, когда он бросал нечто с Пизанской башни. В действительности, он пришел к этому фундаментальному заключению без всяких опытов, основываясь лишь на логических рассуждениях. 

     Подобное этому бытует заблуждение о том, почему Галилея подвергли инквизиции и, чуть было, не сожгли на костре, как Джордано Бруно. По этому поводу один из друзей  Галилея писал: «Если бы Галилей сумел сохранить расположение Святых отцов, он жил бы на свободе, пользуясь славой, не было бы у него никаких ограничений. Он мог бы писать по своему усмотрению о чём угодно — даже о движении Земли».
   
     Выходя из зала суда, принадлежавшего тем самым Святым отцам, согнутый, но не сломленный Галилей якобы произнес слова, ставшие знаменитыми: «А все-таки она вертится!». Однако есть все основания сомневаться в достоверности такого эпизода из его жизни. Более вероятно, что он покинул это судилище молча. Галилей, находясь в руках инквизиторов, был в том возрасте, когда наверняка понимал, что  невежество – это не только мать злобы и всех прочих пороков. Невежество, которое его окружало, уже тогда было таково, что легко доводило до гибели не только отдельных людей, но и народы, и целые государства.