Ч. 3 Тяжёлые времена

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/07/01/98

Один из читателей упрекнул меня в том, что я не показываю главкома как человека, черты его характера. Но черты характера личности хорошо видны в делах и свершениях. Кроме того, мне довелось только слушать выступления своего самого большого начальника и читать его труды, и никогда не приходилось разговаривать с главнокомандующим.

 Тем не менее, доля справедливости в этом упрёке есть. Лучше всего характеры проявляются в критических ситуациях. Расскажу случай с самым близким мне человеком.

 Во время гибели линкора «Новороссийск» отец получил тяжёлую травму грудной клетки и внутренних органов, был признан медицинской комиссией «ограниченно годным в военное время», его уволили в запас.

Спустя два десятка лет у него и у мамы сложилась тяжёлая жизненная ситуация, и он обратился за помощью к Горшкову, как к единственному облечённому властью человеку, который мог им помочь. Сергей Георгиевич не забыл его службу и употребил своё влияние, помог родителям.
 
Должен сказать, что офицеры поколения отца в равной степени уважали Николая Герасимовича Кузнецова и Сергея Георгиевича Горшкова, как очень достойных людей, под началом которых им довелось служить.

 Горшков принял флот в трудное время. Погиб линкор, а с ним 603 моряка, крупнейшая катастрофа, партийное руководство скрывало её от своего населения, хотя весь мир об этом знал.

Министром обороны был маршал Жуков, для которого человеческая жизнь и судьба ничего не значили. Государством руководил неуравновешенный, необразованный и некультурный Никита Сергеевич Хрущёв, обладавший неограниченной властью.

Георгий Константинович Жуков не скрывал своей неприязни к флоту. Не только катастрофа с кораблём, но и независимый нрав Кузнецова, послужили причиной его отставки.

 С Жуковым новый главком, Сергей Георгиевич Горшков, встречался во время войны. Маршал пообещал его расстрелять, если не будет выполнено приказание, которое он отдал контр-адмиралу Горшкову. Причём, никакого повода для такой угрозы Сергей Георгиевич ему не подал.

Министр обороны потребовал создать единую форму для всех родов войск, в том числе и для моряков. При нём началось украшательство военной формы, кортики, которые испокон веков носили только морские офицеры, зачем-то стали всеобщим атрибутом.

 Денег это стоило немало. Хорошо об этом знаю, потому что от приёмки, в которой потом служил, от нашего военного представительства раз в квартал выделяли офицера принимать на том заводе кортики.

Сергею Георгиевичу удалось убедить маршала, что морскую форму следует сохранить, потом Жуков оставил этот вопрос в покое. Зато главком поддержал другую идею Жукова – ввести повсеместно, то, что офицерский состав прозвал «индийским часом» - регулярную физическую подготовку. Дело в том, что Георгий Константинович побывал с визитом в Индии, и там ему понравилась физическая подготовка индийской армии.
 
После тяжёлого морального удара, который получил флот в связи с гибелью линкора и стольких людей, беда стала подступать с другой стороны. Появилось ракетно-ядерное оружие. В Генеральном штабе и среди руководителей других родов войск стало создаваться мнение, что с его появлением отпала необходимость в военно-морском флоте.

Военные теоретики, чутко прислушивавшиеся к начальственному мнению, стали писать научные работы о том, что корабли противника можно уничтожать в мировом океане с берега. Самые ретивые утверждали, что можно с берега уничтожать и подводные лодки.

Хрущёву подсунули мысль, что большие надводные корабли отныне не нужны, катера, вооружённые ракетами могут потопить любой корабль, а железо кораблей можно использовать для танков, орудий и других, таких же полезных вещей.
 
Горшкову приказали остановить строительство крейсеров, а корабли, стоявшие на стапелях, разрезать. Сергея Георгиевича упрекали, что, мол, нужно было стоять насмерть, не соглашаться. Но его просто сняли бы и назначили другого, покладистого адмирала. Главком пошёл на это тактическое отступление в ожидании удобного момента.

К тому времени у него уже сложилась концепция будущего флота.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/03/778

На фотографии: фрагмент памятника морякам линкора "Новороссийск"