Средний пёстрый

Вадим Светашов
                Средний пёстрый.
      
           Раз уж начал своё повествование с дятлов, то и продолжу о них. При лесничестве существовал лесозаготовительный участок во главе с мастером. Он состоял из двух лесозаготовительных бригад. Валка леса велась электропилами. Деловая древесина вывозилась в деревообрабатывающий цех, дрова реализовались организациям и населению, сучья и другие порубочные остатки здесь же, на лесосеке, перерабатывались на технологическую щепу, которая вывозилась в Кишинёв.
           Так вот. Однажды мы с лесником обхода, в котором производились лесозаготовки, поехали проверить качество проведения работ. По дороге лесник рассказал, что в одном из дубов на краю лесосеки поселились какие-то необычные дятлы и просил, что-либо предпринять, для того, чтобы дерево не рубить, пока не вылетят птенцы. Прибыв на место, я пригласил мастера, и мы втроём направились к дубу с дуплом. Хорошо, что разработку лесосеки начали с другого, противоположного конца, и у дуба было ещё относительно тихо. Визг электропил почти не слышался, но удары о землю падающих деревьев ощутима.  Не смотря на это, к дуплу подлетел дятел, раздался писк голодных птенцов, и он исчез в дупле. Однако тут же подлетел второй дятел и прицепился к коре возле дупла. Пока первый не вылетел, мне удалось в бинокль рассмотреть второго.
             Да, такого дятла я ещё не видел. Размером он был значительно мельче большого пёстрого дятла, но очень походил на него расцветкой со спины. Спина, крылья и хвост имели угольно-чёрный цвет. Но на крыльях большое количество белых пятен. Клюв короче и тоньше, чем у большого пёстрого. Горло и грудь белые. Брюшко желтоватое. Подхвостье розоватое. На боках продольные бурые пестрины. Через горло и шею проходит узкая, чёрная полоска, не смыкаясь под затылком. Чёрные «усы» отсутствуют. На голове ярко-красная шапочка. Из-за неё я решил, что передо мною самец, но как в последствие оказалось, ошибся. У второй птицы оказалась точно такая же шапочка.
           Мы простояли в засаде десять минут, и за это время взрослые птицы прилетали с кормом три раза. Как я уже сказал, определить самец это или самка, было невозможно. Когда отошли от дерева с дуплом, я поинтересовался у лесника, когда тот обнаружил гнедо дятлов.
           -- Десять-двенадцать дней назад, -- подумав немного сказал он, -- и уже тогда из дупла доносился писк птенцов, правда, не такой громкий, как сегодня.
           -- Так, так, -- начал рассчитывать я, -- разные виды дятлов, кроме малого пёстрого, выкармливают птенцов от восемнадцати до двадцати двух дней. Сколько времени будет работать здесь лесозаготовительная бригада?
            -- Минимум две недели, -- ответил мастер.
           -- Тогда постарайтесь сделать так, чтобы в этот угол лесосеки подойти в последнюю очередь.
           -- Нет проблем! Оно и по технологии почти так получается. Немного изменим порядок перехода вальщиков.
           -- А тебе, -- повернулся я к леснику, -- остаётся только проследить за вылетом птенцов.
           Вернувшись домой, просмотрел всю имеющуюся у меня литературу в том числе и определители. Удалось выяснить следующее: неизвестным дятлом оказался средний пёстрый дятел, довольно немногочисленный вид, предпочитающий высокоствольные широколиственные леса, преимущественно с дубом. Вне гнездового периода держится в одиночку, реже парами. Гнездится только в дуплах, причём из-за слабого клюва использует естественные дупла, на месте отпавших старых сучьев, или гнёзда других видов дятлов. Кладка состоит из пяти-шести чисто белых яиц. Насиживают двенадцать-четырнадцать дней, птенцов выкармливают восемнадцать-девятнадцать дней. Для добывания пищи деревья долбит редко, предпочитая отлавливать различных открытоживущих насекомых их личинок и гусениц, пауков. Поедает даже волосатых гусениц, которыми не питаются другие птицы. Зимой в его рационе появляются семена культурных злаков, жёлуди, реже орехи фундука. Поскольку он встречается только в Молдавии, Южной Украине и на Кавказе, где зима короткая и малоснежная, доля растительной пищи незначительна.
           В течение месяца мне так и не удалось побывать у дуба. А после ежемесячного собрания ко мне подошёл лесник
           -- Вадим Кузьмич, я проследил за дуплом дятла. Птенцы вылетели за пять дней до окончания рубки и сразу разлетелись в разные стороны. Только я не могу сказать сколько их было. После того, как я пришёл, вылетело только три птенца. Мастер слово сдержал и тот угол лесосеки, где был дуб с дуплом валили в последнюю очередь. Дерево спилили при мне и я попросил, чтобы распилили дупло. В нём кроме трухи и небольшого количества помёта ничего не было, ни гнезда, ни скорлупок.
            -- Гнездо дятлы не вьют, им хватает мягкой трухи.  Скорлупу после вылупления птенцов взрослые птицы сразу уносят из дупла, -- объяснил я леснику.