Полонея Часть 5

Татьяна Трофимова 2
Чеслава  оказалась хорошей, веселой да работящей. Быстро схватывала все, что от нее требовалось. Смышленая.
Ловко  взяла уход за скотиной, уборку в избе и в хлеву в свои руки. Готовила Чеслава чисто и добротно и уходила за занавеску, что за печкой, когда соображала, что нужно не мешаться. 
Жилось им вместе легко. У молодой ворожеи поубавилось забот  по хозяйству и оставалось времечко для своих радостей.
Однажды жена старосты   Зоряна Ефимовна привела захворавшего внука, который был спасен вместе с матерью от смерти во время родов.
Вырос малец, болтал без умолку. Любопытный. Кругом у него интерес, все его в восторг приводит.
Увидела гостья весящий на стене портрет покойной Желиславы.
- Ты гляди! Аки живая. Да и моложе выглядит, чем была на старости лет. Продай мне его, Полонеюшка. Уж больно родной мне была покойница. Повешу его рядом с кумирней. Пусть помогает роду нашему, голубушка.
- Что, ты матушка! - Посмотрела на гостью Полонея.- Бери так. Нарисую новый. - сказала ей хозяйка и завернув в чистую тряпицу передала деревяшку Зоряне Ефимовне.
Пожилая женщина обрадовалась подарку. А после стали приходить к девушке люди разные и дозволить им купить у нее причудливые дощечки, дабы украсить ими свои избы.
Полонея писала картинки часто и с упоением.  Да вот не к добру, когда на подворье топчется кто попало.
Все ж лечейка она, да жалейка, а не рисовальщица. А так приходят, отвлекают разговорами. Вроде как и выставить не хорошо- обижать не хочется, но и лясы точить времени  недостает.

Когда она однажды пришла на торжище, к ней обратился торговец Семислав:

-Не обижу, матушка! Дозволь мне брать у тебя твои причуды. Люди кажут, что не часто ты продаешь их, ибо не любишь, когда без дела тревожат тебя.
Забирать буду как велишь. В условленный срок, отправлять к тебе племянника
- А что?- Улыбнувшись сказала Полонея-  Продавай. Пусть приходит ко мне на молодой месяц всякий раз и забирает, сколько будет.
Так и побили по рукам. Стала Полонея передавать с племянником Семислава свои картинки, и приносило это обоим немалый доход.

Вышло однажды такое.  Приехал к купцу гонец  аж из Саркела. Попалась, мол хану какому-то деревяшка с рисунком, а кто дал не сказывает, и велит он  для любимой жены его в срок шесть лун нарисовать пятьдесят дюжин разных картинок с травами, да деревьями, а на оборотной стороне вырезать их имена, да хвори при коих те помогают. И платит хан по два золотых за каждую. Ибо жена его любимая знатная собирательница трав да составительница зелий.
- Любо мне, такое Семислав.! - Сказала улыбающаяся Полонея. - Давно я хотела такой труд сделать, да все никак не сподобилась. А тут глядишь и мошна в рост пойдет и дело заспорится.  Даю согласие хану! Пусть присылает по весне, как дороги станут своих гонцов. Будет ему пятьдесят дюжин картинок. И нам с тобой радость и жене его мудрой потеха, да допомога в трудах.

Гонец выдал задаток, который Полонея оставила  прилюдно на хранение у старосты, опасаясь, что золото может привлечь лихих людей, что прознают о задатке хана.
Стала Полонея вечерами долгими, да ночами длинными рисовать по две одинаковых картинки- одну ханше, другую себе.
Тут и Чеслава пригодилась.  Пела она  красивые песни нежным, ласковым голосом, пробирающим до нутра и   вечерами помогала подруге наносить резы, коим училась дома, на деревянные плашки. Дело заспорилось быстрее, особливо тогда, когда Полонея дозволила ей покрывать высохшие рисунки трав да древ лаком.
 
Один зимним погожим утром резко распахнулась дверь Полонеиной избы и послышался раскат громового голоса:
- Это, что же за самоуправство такое? А ну подать мне девку, что пишет на деревяшках! И пусть она мне расскажет как посмела  без воли моей и без оплаты мзды мне — князю, заключать договоры разные уряды  с каганскими прихвостнями!
Полнея вышла к нему из кута, где ставила тесто на пироги и  молча воззрилась на огромного роста мужчину.
Передней оказался князь Родомысл. Уж какими судьбами он попал к ней- не ясно.
- Здрав будь, князь.- Полонея поклонилась несостоявшемуся свекру.
- Кто такова?- Родомысл навис над девушкой, возвышаясь над ней почти на две головы.
- Не признаешь, значит. Я ведь ты не чужой мне человек, княже. Вроде как на имянаречении божатым мне был.
Князь внимательно оглядел, стоявшую перед ним девушку.  В глазах возникло понимание, а лице промелькнули чередой охватившие его чувства.  Сел на лавку застланую богаторасшитым замысловатым узором настельником, закрыл рукой глаза.

 - Полонея...Радица....- Выдохнул Родомысл - . Дочь Владияра и Руты.
- Да, княже. Я Полонея- дочь Владияра и Руты. И по известным нам обоим с тобой причине не известила тебя о сделке с ханом. Хотя это бабские дела. Что ж. Мы можем отправится к старосте и я передам тебе задаток, что был передан мне на заказ ханской супруги. Назначь сумму мыта, что я должна тебе по уряду и получишь ее когда приедут за готовым товаром.
- Как ты оказалась в этой непроходимой глуши, Полонея?- Спросил озадаченный гость.
- Да, наверное по твоей великой милости, княже. - Полонея смотрела внимательно на спросившего.-   Меня никто не известил, что батюка мой Владияр- твой воевода погиб исполняя твою, князь, волю. А также ты не посчитал нужным сообщить мне, что привез сыну другую невесту. Обо всем я узнала, лишь когда было окончено мое обучение у Ведагоры.
- Ты, Полонея , пойми. Тут такое дело...- Замялся   князь.- Я ведь не только другом был твоему отцу и твоим божатым, но и......
- Не надо. Что тут уже объяснять. - Перебила его девушка. -Отца моего не вернешь. А в твоем дому живет другая невестка.
- Ты это, знаешь, Полонея. Я не буду мзду с уряда брать. И пошто не пришла, когда выпустили от Ведагоры? - Он положил скрещенные руки на столе.
- А с чем мне приходить?- Полонея свела брови к переносице.
-Ты можешь стать второй женой Твердиславу.- Предложил князь. -  Милица неплодна. Вот уж  четыре лета пустая ходит. И твои дети, как и уговаривались в Владияром станут править в моем уделе, когда я и сын уйдем за край.
- Ты прости меня, божатый, может гордыня во мне. Но, вспомни кто мои предки и где я провела детство, чтобы стать достойной женой сыну твоему и тебе невесткой.
Не по чину мне быть второй женой и не по сердцу.  Как не по совести чужих мужиков отбирать.
- Да, не любит ее Твердислав! - Вскричал Родомысл- И она никого не любит. Все ходит среди баб, да красуется. Есть чем красоваться. Не спорю. Да душа и сердце в ней холодное, аки жаба.- разошелся старик.-  А тебя любить он будет! Ты вон какая! В мать вся уродилась.
- Не гоже лезть тебе, божатый,  в семейные неурядицы сына. Да и мне меж супругами законными становиться. Не бывать мне второй женой сыну твоему! Да любимой тоже. Могу стать единственной, но того не поправишь ужо. Пусть будет так, как боги порешили, да человеческая выгода.- Разозлилась девушка.

Пока Полонея говорила, князь перебирал дощечки с её рисунками. 
 - У меня есть портрет моего сына, что писал твой отец, когда ему было годов пятнадцать от роду. - Он продолжал перекладывать дощечки.

А она стала выставлять на стол все, чем богата ее изба. Угощение поставлено на стол вполне достойным князя.  На настельнике из тонкого льна, расшитого узорами красовались мыски из мыльного камня, стеклянные кувшины оправленные в серебро, серебряные же ложки, да и горшки глиняные, в коих яства поданы глазурью покрыты.
- Ты прости меня,  дочка. Я....- Князь положил ей руку на плечо и повернув к себе обнял.
- Да что уж там.- Вздохнула Полонея.-   Кто былое помянет …. Не откажи, божатый. Отведай угощений.
Родомысл, вздохнув глубоко и натужно, сел на лавку и потянулся за шматом хлеба.
Дочь его старого друга уселась за стол   принялась за трапезу вместе с гостем.
- Как живешь то ты тут? Гляжу добротно у тебя все и хозяйство и изба исправная. Даже стеклышки заморские в оконцах.  Девка в услужении.
- Да хорошо я живу, князь. Жаловаться мне грех. Дел много и любопытного много.
А девка эта не у услужении, а прибилась по жизни. Как жених найдется соберем ей приданое, да и пусть идет замуж, детей рожает, да жизни радуется.
- А сама то ты, что? Замуж не собираешься? Ото я бы....
- Благодарствую тебе, божатый на добром слове. Но замуж мне пока, что-то не хочется. Глядишь и соберусь, коли встречу кого, кто по сердцу придется. А пока тут поживу.
- Ты прости меня за все и за то, что Трердиславу не стану сказывать, что видел тебя и живешь ты здесь. Когда ему  Милицу привез, шибко осерчал он. Вроде как уж и не помнил тебя, а осерчал. Коли решила не идти к нему второй женой, то пущай все так и будет. А то ведь кто его знает, что в голову придет сыну.
- А и не сказывай.- согласилась Полонея. - Незачем знать ему про меня. Пусть живет себе, да здравствует.
- Красивые у тебя дощечки выходят. - Улыбнулся Родомысл. -Прямо как у отца твоего и лучше даже.
Хан-то щедро платит или ты по бедности своей согласилась писать его супружнице?
- Щедр хан и весьма. Два золотых за каждую. Немыслимая плата. Да и я давно имела желание сделать такое. В Западных землях соборники таких вот картинок гербарий прозвали. Слыхала от купца, что в скит приносил пряности и себе хотела такое. А вот тут с ханским заказом по две и рисую.
- Хорошая ты, Полонеюшка.- Князь положил ей руку на ладонь.- Ох, потутал меня леший, когда с Браздом побил по рукам дочку его неплодную взять в невестки и в походе тогда голову сложило народу немыслимо, едва ноги от хазар унесли и девка у него противная и пустая оказалась, да злющая- Сетовал князь.
- Да не сокрушайся ты так, божатый. На все воля Божья. Либо невестка понесет, либо Твердислав себе новую жену возьмет и та подарит тебе долгожданных внуков.
-Ох, Полонея, наподдать бы тебе по твоему ладному горделивому заду, да погрузив на коня отвезти в Полоцк. И хоть силой тебя пусть берет Твердислав. Да вот думаю, ты тоже с огоньком будешь. Возьмется тебя Милица изводить, а ты ….. Ой, да, что там говорить …. свары или крады мне в доме не надобно. Худой мир, лучше доброй ссоры.
- Вот и оставь, князь все как есть.- Предложила девушка. 
- Но прошу тебя, дочка, коль кто забижать тебя станет или потреба какая возникнет, ты шли гонца ко мне и.... ну сама знаешь. У меня ведь еще есть   доля Владияра от похода его останнего. Пришлю тебе на днях сундук со златом.
- Не шли мне его в лес, на што оно мне тут. Есть у меня  на траты всякие. Да и  кроме свечей да полотен мне и не нужно ничего. Несут печальники, да болящие, хозяйство справное, лес, река дают все, что душе угодно, да и есть у  меня монет предостаточно. Отдай отцовскую долю на сохранение дядьке Вольге. Пущай у него лежит. Коль нужда какая придет, то приду к нему.
- Добро! - Сказал со вздохом Родомысл- Пора и  восвояси отправляться.- Он поднялся из-за стола и отряхнул крошки. -Благодарствую тебе за добрую трапезу, дочка. Жди гонца с гостинцами. Ох.- ухмыльнулся князь.- Знаю, чем тебя порадовать.
Князь горячо расцеловал дочь своего  старого друга, вышел из избы, легко вскочил на коня и отправился с ратниками в Полоцк.

Неделю спустя прибыли на двор Полонеи  люди от князя. Привезли гостинцы. Полную подводу. И чего там токмо не было! И кубки серебряные и свечи восковые, засахаренные ягодки  заморские, изюм, две головы сахару, отрезы шелковые да парчовые, сапожки сафьяна тонкого синие аки васильки, бусы коралловые, да жемчужные, очелья золотые да гривны, пояса расшитые. Но самым ценным была стопка книг дорогущих и гусли отца.
Все сгрузили княжеские холопы, внесли в дом и отобедав отправились в обратный путь. 

Позабыв обо всем, стала Полонея книги разглядывать. А там на языке фарси  написаны были истории разные, да полезные советы от авторов неведомых по хозяйству, да по травам. Углубилась ворожея в чтение, возблагодарив мудрую Ведагору за то, что учила ее языкам иноземным и греческому, и арабскому, и фарси и даже санскриту на коем  глаголет  люд в Индостане.
Так и застала ее сидящей на полу в потемках, опускающегося вечера, Чеслава, вернувшаяся из веси.
- Ой! Ты пошло на половице то присела?- спросила девушка.
-Да вот, погляди, что привезли мне- показала рукой Полонея на разложенные по полу книги.
- Что там пишут -то?
- Истории разные. Тут — Полонея взяла одну из книг- Про царей в стране Египетской, кои фараонами звались, про цариц ихних. - Девушка взяла следующую книгу- Эта про пряности, что везут из Индостана  и пользу от них весьма великую.
В этой про героев Эллады- греческой земли, про богов ихних сказано.- Полонея взяла следующую книгу — Вот про Рим — город такой, про порядки тамошние, дороги строили, и еще написано, что вода у них прямо в избах была, а нечистоты уносило по трубам — канализация называется. И про бани- термы тут же.
И ты все это уже прочитала? Буквицы то какие не понятные  тут.
Эта латиницей писана, эта на санскрите. Гляди сюда, Чеслава. В этой пишут про страну Поднебесную арабские люди. Не прочитала я все это еще. Только полистала немного. Ох, князь порадовал меня. - Полонея взглянула на Чеславу, всегда любопытную, а нынче та даже не просит рассказать, что  там написано, но сияет, аки звезда.- А чего это ты, подруженька, сияешь нынче? Куда ходила? С кем разговоры водила?
- Да все ты знаешь, Полонеюшка. В веси была. Отнесла склянки бабе Морозке, к Перегуде. Малышка ее  пошла, с твоей помощью. Вон в корзинке рушник тебе передала, ногу свиную. Чуешь как пахнет? Такие только она и делает. Все причитала. Кабы не ты сидеть бы доченьке сиднем, уж шестой годок шел, а дитятко все не ходило.
- Ты мне зубы то не заговаривай.  С Твердятой повидалась. Вона как сияешь, аки яблочко наливное на солннышке.
- Виделась, Полонеюшка. - Чеслава замялась и опустила голову.
- И когда Твердята сватов засылать собирается? Гляжу все он с тобою видится, в гости захаживает, тискает тебя втихоря. А сваты где? - Сердито спросила Полонея подругу.
     - Да отец его суров весьма. Говорит, не возьмет в дом бесприданницу,  у коей ни кола ни двора и родню мою они мол не знают. Чем славны и бесчестны люди в роду моем. -Расстроенно перечисляла девушка причины.-  Твердята говорит, что коли не согласится батька, то пойдет в княжье войско и там  заработает сам нам и на житье и на пропитание.
- Ну на счет бесприданницы это он погорячился. -Спокойно произнесла Полонея. -  Вот укладка у тебя пухнет день ото дня. Сколько ты уже настельников расшила,   чулок навязала, вон столько у тебя рушников дорогих, две телогреи справила себе, тулупчик, мастерица. Корова отелилась будет тебе бычок в приданное, поросят отдам, да гусей три дюжены. Корова как отелится в другорядь, телочка будет и кормилица в доме.  Да гляди, еще, что князь прислал. Полонея показала ей колты золотые, очелья, жемчуга, да коралловые бусы.
- Да за, что ты мне все это дашь-то? Я не заработала столько добра. - Стыдливо произнесла Чеслава.
- А за тем, чтобы не бегала потом ко мне с душевными своими печалями и без тебя хватает печальников- Засмеялась Полонея.- Вон еще отрезы шелковые, бархат, да парча. Поди-  ка у Яробора таких богатсв и не сыщется. Да и Твердята у него шестой сын. Упросим старосту избу вам сложить будет и кол и двор вам. В аккурат у него запасе на несколько изб бревен имеется, еще с зимы запасено.
А род. Возьму тебя в род свой. Будешь мне сестрицей?
- Батюшки- святы! Да, буду конечно!   Такое добро! Да как же я расплачусь то с тобой!- Сокрушалась окрыленная надеждой счастливого замужества невеста.
- Мне без надобности все эти цацки , да тряпки. Пусть тебе в приданное идут. Бычок да поросята мне тоже в избыток.  Да и всякого добра в избе тоже полно. Мне несут, от Желиславы покойницы осталось.
  А вот  расплатиться ? Вот и расплатишься, как закончим с дощечками для ханской жены, так по осени и замуж  тебя спровадим.
- А не заскучаешь одна тут ?- С ехидцей спросила подруга.
- Заскучаю наверное. - Задумалась девушка.- Но рада буду деток твоих покачать. И видеть тебя счастливой отрадно мне будет.
- А как теперь, уговорить Яробора невесткой меня взять? Ведь он сказывал дома, что собирается женить сына на другой.
- А что его уговаривать-то! Пойду к Любочаду. Давно волхв звал меня и в гости, да и настойку мне нужно для коленей ему отнести.  Поговорю с ним, как в род справить вхождение, да чтобы  как Яробор заявится, тот и сватов повелел ему засылать. А там я уж на правах твоей родственницы все и поведаю ему. И о приданном и об избе для молодоженов. У него то поди для сына избы не будет.
- Не знаю как тебя и благодарить то!- Чеслава обняла Полонею, прильнув в ней со всей возможной нежностью.
- Да не надо меня благодарить.- Отмахнулась Полонея.-  Ты вот лучше подумай. Коли ты такая богатая невеста теперь будешь, нужен ли тебе  Твердята?
-  Да что ты! - Махнула рукой зардевшаяся Чеслава. -Нужен, ох как нужен! Мне то, что все эти богатства! Мне много не нужно я все могу делать. Но так его люблю! Так! Как.....
- Ну все, свиристелка.- Оборвала ее подруга.-  Подавай на стол. Шибко кушать хочется.

Но в тот вечер Полонее покушать так и не пришлось.   Только лишь Чеслава подала на стол, как стукнули в дверь и не дожидаясь ответа внесли заломанного медведем  мужчину.
Уже садившаяся было за стол Полонея, махнула рукой на дверь горницы, что служила лазаретом и поспешила туда за мужчинами.
Всю ночь провозилась Полонея с израненным мужчиной. А когда, ближе к утру вышла в общую горницу, где сидели спасители, то уже светало.
- Кто он? -  обратилась она к мужикам, разминая шею.
- Да кто его знает. - Встал  с лавки старшой.-  Вояка какой-то. Ехал с сотоварищем. Того медведь прибил таки, одним махом полоснув по шее когтями . А этого вон не успел. Плешко на рогатину насадил. Но пострадал, сердешный немало.
Полонея присела за стол, налила взвар из сушеных яблок, взяла мясо под холстиной, что Чеслава оставила  для нее на столе и шмат хлеба.
- Выживет ли? - Обратился к ней  Унибор.
- Да выживет.- Спокойно ответила знахарка, прожевывая маленькие кусочки снеди.  - Что с ним станется. Шибко его порвал косолапый. Долго проваляется, но встанет.  Нынче жар у него, коли за пару дён спадет, то пойдет на поправку  скорехонько.
- А коли не спадет? - Промолвил Плешко -огромный детина, что прославился недюжинной силой, но отходчивым нравом.
- А все равно выживет.- Успокоила его Полонея.-  Куда денется. Вовремя вы принесли его. Зараза не успела начать распространяться по телу.  Вы робятки, ступайте -ка по домам. Как новости какие будут, сообщу.
Мужчины встали с лавки и все вшестером потянулись к двери, поклонившись Полонее.
Из-за занавески выглянула Чеслава.
- Пойду спать.- Зевнула Полонея.-  Там, на столе стоит склянка, влей  ему в рот  через пару годин три ложки. А я потом встану и огляжу его. Чеслава кивнула и снова скрылась за занавеской.