Чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться.
3 Ездр 4:26
Без справедливости государство есть не что иное,
как только банда разбойников”.
Св. Августин
Принято думать, будто на земле существует принцип воздаяния (т. н. ретрибутивный принцип), образно сформулированный в Новом Завете: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Максима эта закрепилась так прочно, что давно уже стала пословицей*. Никому не приходит в голову оспаривать ее справедливость, а смысл всем кажется простым и понятным - за свои дела «сеятель» получит соразмерное воздаяние, причем л_и_ч_н_о и п_р_и ж_и_з_н_и**. Воздаст же, разумеется, Создатель, все взвесив и по чести рассудив.
-------------------------------------------------------
*Ее даже всячески варьируют:
«Сколько веревочке ни виться, конец все равно будет»
«Отольются кошке мышкины слезки»
«Как аукнется, так и откликнется»
**Ведь пожнёт не кто-нибудь, а ОН, сеятель, и именно там, где посеял.
-------------------------------------------------------
Именно это, по уверению Библии, произошло со знаменитыми героями ветхозаветных историй – Адамом и Евой, Каином, Ноем, Навуходоносором, Валтасаром, Даниилом. Так отозвались и дела менее известных персон (Корея, отроков в вавилонской печи, Сусанны и старцев, Надава и Авиуда).
Однако сам Бог вряд ли награждал и карал всех этих персонажей. По крайней мере, такое впечатление складывается после внимательного анализа соответствующих библейских историй (см. статьи из раздела «Преданья старины глубокой»). Более полную картину дает экспресс-обзор всех царских жизнеописаний, но и в них Высшая справедливость не торжествует. В общем и целом, Библия скорее опровергает, чем подтверждает свой ретрибутивный закон, постоянно нарушая его. Просто удивительно, как часто беды и невзгоды обрушиваются на невиновных, а грешники уходят от наказания.
================================================
Половина ПРАВЕДНЫХ царей...пострадала (лично)
Половина ГРЕШНЫХ царей.....НЕ пострадала (лично)
================================================
Чтобы эти утверждения не показались голословными, я проиллюстрирую их примерами, благо Писание предоставляет для этого обширный материал.
ВЫСШИЙ СУД: НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ВОЛЯ
Возьмем для первого примера известную заповедь «Не прелюбодействуй». Согласно Божьему установлению, всякий, кто посмел ее нарушить, должен «истребиться из среды народа своего» [Лев 20:10].
Не тут-то было! Судя по многим библейским историям, в действительности гибнет далеко, далеко не всякий. Так, несмотря на содеянное с Вирсавией, Бог оставляет в живых прелюбодея Давида. Хуже того - за грех отца Он убивает неповинного царского сына-младенца [Цар 12:13-1]. Дальше больше – пророкам Исайе и Осии Законодатель самолично велит прелюбодействовать [Осия 3:1], невзирая на общий запрет.
Величайшим грехом является поклонение идолам, поэтому некоторых царей-идолопоклонников Всевышний карает очень сурово*. В то же время других отступников веры он милует безо всяких объяснений**.
Еще непредсказуемее судьбы тех царей, которых сама Библия делит на грешных и праведных. С первыми обходятся по-всякому – карают то быстро, то поздно, то не карают никак***. Но и вторые – вот незадача! - тоже страдают, несмотря на всю свою богопослушность****.
-------------------------------------------------------
*Иоахаз Иудейский, сын Иосии (царствовал 3 месяца), умер в египетском плену.
Иоаким Иудейский, сын Иосии (царствовал 11 лет), пленен Навуходоносором.
Иехония, сын Иоакима (3 месяца), умер в вавилонском плену через 37 лет.
Седекия, дядя Иехонии (11 лет). Навуходоносор убил его сыновей, а самого царя
пленил и ослепил.
Аммон Иудейский, сын Манасии (царствовал 2 года), убит заговорщиками.
**Иеровоам (22года) не понес никакого наказания. Зато наказаны его сын и родственники.
Ровоам (царствовал 17 лет) не понес никакого наказания.
Манассия Иуд, сын Езекии (царствовал 55 лет) умер своей смертью.
***Захария Израильский был убит уже через полгода.
Замврий покончил с собой, пробыв у власти меньше 1 года.
Навата, сына Иеровоама, Вааса убил через 1 год.
Сам Вааса Израильский (23 года) не понес никакого наказания. Зато его потомки и
родственники пострадали от идолопоклонника Замврия!
Ахав Израильский, сын Замврия (19 лет), грешил больше всех, но не понес никакого наказания.
Иорам Израильский победил Моав при поддержке пророка Елисея (а значит- с одобрения Бога). Однако
погиб царь из-за предательства того же Елисея.
Охозия Израильский, сын Ахава, наказан вовсе не за свои грехи, а за то, что обратился к
Веельзевулу за пророчеством по поводу своей болезни.
Иоахаз Израильский, сын Ииуя (17 лет), проигрывал все битвы Сирии (видимо, за грехи), но в конце концов
“дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян” (4 Цар 13 5)
Иоас Израильский, сын Иохаза (16 лет), не только не понес никакого наказания за грехи, но много раз
был вознагражден успешными баталиями - трижды победил Сирию, победил Амасию, захватил Иерусалим.
Грешник Иеровоам Израильский весьма преуспел на поле брани - успешно воевал в течение целых
41 года.
Осия Израильский грешил меньше предшественников. Тем не менее, именно в его правление на
Израиль обрушилась страшная кара - его захватил ассирийский воитель Салманассар.
****Иоас Иудейский, сын Охозии, был побежден Сирией, вынужден платить ей большой выкуп, и,
процарствовав 40 лет, был убит.
Азария (Озия) Иудейский, без каких-либо объяснений жестоко наказан - “И поразил Господь царя, и
был он прокаженным до дня смерти своей” (4 Цар 15 5), то есть страдал в течение 52 лет!
Несмотря на праведность Иофама Иудейского, именно “В те дни начал Господь посылать на Иудею
Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина“ (4 Цар 15 37)
Езекия Иудейский, сын Ахаза, был чрезвычайно праведен, однако проиграл войну с Ассирией,
отдал Сеннахириму все сокровища храма Господня и царского дворца. В тот же год царя поразила
тяжелая болезнь.
А вот так Бог наказал праведного Давида и свой народ за царя Саула: «Был голод на земле во
дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа И сказал Господь: это ради Саула
и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян» (2 Цар 21 1)
-------------------------------------------------------
Таким образом, даже беглый обзор сразу обнаруживает, что закон возмездия только декларируется, но в своей естественной форме не выполняется, поскольку на одних рука Провидения обрушивается, других касается слегка, а третьих не тревожит вовсе. Как будто это не закон, как будто Бог играет в кости.
Когда же дело все-таки доходит до расплаты, она своим видом способна озадачить любого. Мы-то, наивные, ожидаем какой-то связи и соразмерности между злодеянием и наказанием, одинаковых приговоров за одинаковые преступления… Куда там! Высшее правосудие ведет себя совсем непредсказуемо. Повторов, прецедентов не бывает – одно и то же судят так и сяк, за разное карают без разбора. Поэтому озадаченные граждане вновь и вновь обращаются к Книге, пытаясь вычитать из нее ответ на естественный вопрос: «Какую кару прочит грешнику судьба: тождественную греху, соразмерную ему или нечто особенное?» Ответ, увы, святыня не дает.
Как правило, вид и размеры библейского воздаяния не соответствуют проступку. Вспомним по случаю масштабные кары - потоп, войны, эпидемии, которые косили всех подряд - взрослых и младенцев, виновных и не очень. Порой страдали даже ни в чем не повинные животные и растения*.
Та же непредсказуемость и несоразмерность наблюдается и на индивидуальном уровне. Каин за убийство родного брата получил изгнание, а тот чужой, кто надумает покуситься на его жизнь, заплатит жизнями семерых родственников. Моисей за убийство египтянина [Исх 2:12] вообще не понес никакого наказания. Потом он беспрепятственно женился на иноплеменнице - мадианитянке Сепфоре, хотя его соплеменника - израильтянина Зимри - за связь с мадианитянкой убили и Бог это одобрил [Чис 25].
Итак, нам не дано предугадать, КАК отзовутся преступленья. Так может мы узнаем срок – КОГДА?
КОГДА назначен Богом час расплаты и неизбежное злодея настигает – немедленно, прижизненно, за гробом? Как выясняется, у Бога все возможно.
Сроки вынесения и исполнения приговора ничем не ограничены. Иногда Всевышний действует очень оперативно, но в большинстве случаев расплата запаздывает или не наступает вообще**. В последнем случае грешников пугают посмертным воздаянием, но вершится ли оно там, в мире теней? И ежели вершится, то сразу иль неспешно - в ОТДАЛЕННЫЕ ВРЕМЕНА (а с чего бы Господу спешить на Небе, если на Земле Он судить не торопился)? Вторая альтернатива означает, что обещанное «вызревание урожая» может и на Небесах затянуться до бесконечности.
Зададимся, наконец, важнейшим вопросом – НА ЧЬЮ ЖЕ ГОЛОВУ падет заслуженное наказание: на самого «сеятеля», его потомков или подчиненных? Судя по священным книгам, случается и то, и другое, и третье.
========================================================
За половину царей-грешников расплатились родня и народ.
Четверть БЛАГОЧЕСТИВЫХ правлений сопровождались бедствиями.
========================================================
Даже когда Бог был недоволен конкретным лицом здесь и сейчас, Он все равно освобождал грешника от кары, а вместо оного карал непричастных***.
И этот-то произвол мы именуем законом, твердым и непоколебимым принципом справедливости!? Увы, тысячелетний опыт воздаяния, отраженный в Писании, так противоречив, что выразить его способна только псевдоглубокомысленная сентенция «Тринибудь»:
1) Когда-нибудь
2) что-нибудь
3) с кем-нибудь
обязательно случится!
Спору нет: в реальном мире удары судьбы испытывает каждый. Внезапно, словно по команде, жизнь совершает резкий поворот, и пострадавший ищет объясненье. Что это было – случай роковой, каприз богов, законная расплата? Мы напряженно ищем и всегда находим какой-нибудь грех, который дескать вызвал нынешний удар (ведь каждый может в чем-то упрекнуть себя). Зато невзгоды обретают смысл и справедливость торжествует, но недолго: другого грешника с такою же виной Верховный Суд накажет по-другому или простит и даже – так бывает! – наградит.
Почему за убийство Каина следует убить семерых, а за убийство Авеля – только изгнать одного? Почему надменного Навуходоносора обращают в зверя, а надменных Антиоха и Нерона - нет?
Вспомним Соломона, которого Бог ПРОСТИЛ ЗА ОТЦА (Давида), и вспомним соломонова сына Ровоама, которого Бог НАКАЗАЛ ЗА ОТЦА (Соломона), вспомним семью Иова, пострадавшую ни за что…
Как же так? Вновь и вновь мы сталкиваемся с тем, что за одно и то же преступление Небо карает по-разному. Понятно, что полагаться на такой «закон» нельзя****. Но и совсем отвергнуть важный регулирующий принцип невозможно, поэтому искушенные теологи до предела усложняют Промысел Божий и он становится непостижим ни разумом, ни опытом, ни чувством.
О них, об этих ухищрениях и пойдет речь в следующей главе ("Да воздаст. Но не здесь...." http://proza.ru/2018/01/10/428)
-------------------------------------------------------
*Чтобы наказать египтян за угнетение иудеев, Бог уничтожает всю рыбу и всех жаб, насылает на скот мошку,
нарывы и мор, побивает градом урожай и деревья, объедает их саранчой, а саму саранчу топит в
Чермном море.
За жестокость взрослых расплачиваются жизнью их дети-первенцы [Исх 7 21 - 12 30].
Филистимлян, захвативших ковчег Бога Израилева, поразила болезнь и смерть. 50 070 жителей иудейского
города Вефсамиса убил Господь за то, что они заглядывали в ковчег, хотя вряд ли кто-нибудь осмелился
сделать это (тем более - 50000!) и отнеслись они к святыне с большим почтением [1 Цар 5 1 - 6 19].
За насмешки над плешивостью Елисея две медведицы растерзали 42 ребенка [4 Цар 2 24]
**Надава и Авиуда Бог испепелил на месте преступления [Лев 10 1-2].
Валтасар, осквернивший священные сосуды, был убит в ту же ночь [Дан 5 30].
Бесчинства Антиоха Эпифана Бог терпел шесть лет [1 Мак 1 20-23, 1 Мак 1 54-64, 1 Мак 6 16].
Навуходоносора, разрушившего Иерусалимский храм, не трогал по меньшей мере 17 лет.
На египтян, притеснявших богоизбранный народ, Бог ополчился через 400 лет [Исх 2 23-24, Исх 12 40]
Наконец, Аарона за изготовление золотого тельца Он не наказал вовсе.
***Так замысловато Всевышний «карает», например, Соломона, поклонявшегося идолам, несмотря на
предостережение. Вместо немедленного истребления Бог откладывает наказание царя-отступника на
будущее и лишь после смерти Соломона отнимает царство, но не у него, а у его сына, и не все, а часть
- «кусочек» царства Бог все же оставляет наследнику [3 Цар 11 5, 11-13].
****Как известно, часы, работающие время от времени, хуже, чем сломанные: последние хотя бы не сбивают с
толку.
Безответственный лоцман, гаснущий маяк опасны тем, что указывают ложный путь. Так и закон,
исполняемый как захочется, хуже анархии, поскольку люди ориентируются на него, а
не полагаются на самих себя.
-------------------------------------------------------