Стихи незнаемой стихии

Владимир Калуцкий
Звонок был из тех, что случаются два-три раза в жизни. Хотя могут и не случиться совсем. Звонок с Неба. Перед тем сон. Я маленький, на своем хуторе. Лето и тишина. Уже покойный теперь одноклассник сетует: скоро на хутор придёт Оскольский рудник ,и останется от нашей родины только гигантский земной провал. И тут же внезапно - ураган, какого я и наяву никогда не видел. Я уцепился в крону дерева, и меня понесло над землёй.
Проснулся от бешеного сердцебиения. И от телефонного звонка. Я ещё не знал, что это звонок с Неба. Да и голос земной, знакомый:
-Мне тут по случаю показали две старинные книжки. Одну на выбор разрешили оставить себе. Вы бы не могли подсказать - имеют ли книги какую-нибудь цену?
Через двадцать минут, ещё до начала рабочего дня, я был в кабинете хозяина знакомого голоса. И передо-мной на столе развернули сверток из ситцевого деревенского платка.
Ребя-я-я-т-а-а-а-а-а…
Я тридцать лет занимаюсь сравнительной библиографией.У меня есть и богослужебная Елизаветинская Библия,и Синодальные переводы 1876, и 1956 годов, и Перевод Нового Мира, и современный перевод,и даже машинописный текст запрещенного перевода Г. Павского...Я по одному стиху могу определить, из какой Библии он взят, и потому всякий новый Священный текст для меня и есть подарок Неба.
И вот передо мной две книги, Обе - в кожаных переплётах. Обе набраны гражданским шрифтом,характерным для первой половины ХIХ века. Первая книга - Требник. Видно, что пользовались ею поколения священников, Они оставили затертости, пометки, помарки.
Сам по себе этот Требник ценен возрастом и от Требников нынешнего дня отличается только шрифтом и орфографией.
Откладываю в сторону .
Вторая книга - Библия.
И тут начались чудеса. Во первых, это - не богослужебная, а общедоступная Библия. Но мы знаем, что таковая появилась лишь в 1876 году. Эта - на десятилетия старше.
Я начинаю листать, чтобы убедиться в своей догадке. Послание Апостола Павла Коринфянам, стих 7:21 . Читаю : «Раб ли призван был еси, да не нерадеши, но аще и можеши свободен бытии, более поработи себе» .
Но ведь в Синодальном переводе этот стих звучит, по памяти, так : «Рабом ли ты призван, не смущайся: но если и можешь сделаться свободным, то воспользуйся.»
И мне стало ясно, что передо мной редчайший, так называемый славянский перевод Библии. Его сделал архимандрит Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев), и напечатана Библия тиражом в 300 экземпляров в 1857 году. На книгу сразу наложила запрет церковь, хотя Макарию ещё удалось напечатать свой труд в журнале «Православное обозрение» в 1877 году. Но тогда уже вышел из печати Синодальный перевод. И великий труд Макария исчез из общественной и церковной жизни.
Чем его Библия не угодила властям?
Коренным расхождением в трактовке образа Христа. Чтобы не утяжелять текст, я на стану дальше приводить стихи из Писания. Попробую рассказать своими словами.
Так вот. Для церкви Библия - это инструмент влияния на паству. И главное утверждение церкви таково: Христос пришёл создать не демократию, а иерархию.
По Макарию Библия - не инструмент, а Симфония - Творение Бога. И каждый человек лично познает Библию. А инструмент человек выбирает сам. Инструментом познания Библии может быть и церковь любой конфессии, и самопознание, и атеизм.
Христос официальной Библии -Сын Божий, хозяин Небу и Земли, Великий Архиерей и Господин животам нашим.
Христос в Библии Макария, как можно прочесть - Сын человеческий, непокорный, чуждый начальственного духа, не препятствующий выбору народов. Христос по Макарию равно далек и от демократии, и от иерархии. Он вообще вне политики и общественной жизни, и никогда не посягает на мир кесаря. Христос едино пришел учить ПРАВЕДНОЙ жизни, а ПРАВИЛЬНОЙ её сделать должны сами люди. Будь это демократия, авторитаризм, коммунизм или охлократия - не важно. Важно, чтобы при этом человек не терял своей нравственной сути.
…Вот какая Библия попала мне в руки. Пусть встреча на двадцать минут. Но - целый мир, Вселенная, иное пространство бытия. Звонок с неба. И случилось это на Сретенье.
Случайно?
Я давно уяснил, что Случайность - это псевдоним Бога, когда Он не хочет подписываться. Как не случайно мне приснился ураган.
Хотя совершенно случайно день моего рождения приходится тоже на Сретенье.