Два убийства агента КГБ Б. Сташинского в Мюнхене

Анатолий Гурьевич Холодюк
На фото: дом на улице Krettmayerstrasse 7

I.Убийство на площади Karlsplatz, 8  (городской район Altstadt)

Это адрес здания  в самом центре Мюнхена,  где в 50-е годы находилась редакция общественно-политического журнала «Український самостійник». С 1955 года  его главным редактором  был профессор государственного права Украинского свободного университета г. Мюнхен, он же –   заместитель главы ОУН (б)  (Организация украинских националистов). Лев Михайлович Ребет   (1912 –1957 ).
12 октября 1957 года на лестнице этого  здания  28-тилетний  уроженец западной Украины, сотрудник КГБ СССР Богдан Николаевич Сташинский  ликвидировал поднимавшегося по ступенькам в свой рабочий кабинет  Льва  Ребета. За политической и научной  деятельностью Ребета, известного на Западе  автора  работ по теории и истории украинской нации  следили  советские спецслужбы.

Лев Ребет с супругой Дарьей Цисык  и  маленькими детьми Андреем и  Оксаной жил в Мюнхене с 1944 года. Здесь он занимал пост  главного судьи ОУН(б) за границей. В 1949 году  защитил кандидатскую диссертацию на тему «Государство и нация». Через три года ему присвоили звание доцента, а в 1954 году он стал  профессором государственного права  в Украинском свободном университете г. Мюнхен.

... В октябре 1957 года украинские эмигрантские издания объяснили внезапную смерть 45-летнего  Льва Ребета   «сердечным приступом». О том, что настоящей  причиной его смерти стал  сильнодействующий яд,  стало  известно   из уст агента КГБ Б. Сташинского, выступавшего в 1961–62 годах на судебном процессе в Карлсруэ. Эти признания  прозвучали   после второго убийства в Мюнхене. Б. Сташинский совершил  его  15 октября 1959 года. Ядом на лестничной площадке был  отравлен Степан  Бандера.

...Два дня после приезда в Мюнхен Б. Сташинский выслеживал Льва Ребета поблизости от его места работы. Наконец, утром 12 октября  убийца обнаружил свою жертву. Л. Ребет вышел из трамвая  на площади "Карлсплац" ( также – "Штахус"). У Сташинского находился   завернутый в газету пистолет-шприц с ядом, но  предохранитель  был спущен. Убийца спешным шагом  опередил Л. Ребета и поднялся по лестнице до уровня  второго этажа, а потом начал  быстро спускаться, когда услышал шаги вошедшего в подъезд Ребета. При встрече  с ним, Сташинский находился на несколько ступенек выше  и направил ядовитую струю   из пистолета-шприца прямо в лицо своей жертве. Уже на выходе из здания   Сташинский услышал, как рухнуло на ступенях тело  Ребета. Оказавшись  на многолюдной  площади, Сташинский  поспешил избавиться от орудия убийства. Однако сделал  он  это только тогда, когда оказался рядом  с   небольшим городским каналом Koeglmuehlbach...

...Л.М. Ребета  похоронили  на  мюнхенском кладбище Вальдфридхоф. В конце 2010 года его останки перезахоронили на Лычаковском кладбище во Львове – городе, где учился Л.М. Ребет на факультете права местного  универистета и где  в 1941 году он недолго   исполнял  обязанности главы правительства  так называемого  "Украинского государства", созданного 30 июня того же года.

II. Убийство  на улице  Krettmayerstrasse 7 (городской район Maxvorstadt)

15 октября 1959 года 30-тилетний Богдан Николаевич Сташинский   по заданию своего ведомства (КГБ) на лестничной площадке в подъезде дома  по этому адресу  убил лидера и идеолога ОУН (Организация украинских националистов) Степана Андреевича Бандеру  ( 1909 — 1959). Как известно, последний после  раскола в 1940 году  ОУН  стал лидером одной из её ветвей ОУН(б) (т.е. бандеровского движения).

Небольшая улица Krettmayerstrasse ведет от расположенных недалек от нее трамвайных путей  и небольшого сквера  к известной базилике Св. Бенно. Ныне дом   выкрашен  в темно-красный  цвет, однако долгое время его стены были серо—желтыми. В этом доме на  Krettmayerstrasse   жил  С. Бандера с супругой Ярославой Опаровской и детьми.
 
В октябре 1959 года Баварское радио  так  сообщило о смерти С. Бандеры:
"... Говорят, что он неудачно упал на ступеньках своего дома и умер по дороге в больницу". В Мюнхене ходили слухи о том, что    С. Бандера покончил с собой, что он перенес  сердечный приступ,  поэтому   в результате падения  на  лестнице  у него произошел разлом черепа и кровь хлынула из ушей и рта. Однако врачебная экспертиза сообщила о другом: смерть  наступила вследствие попадания в организм цианистого калия.  20 октября 1959 года  С. Бандеру  похоронили на  кладбище Вальдфридхоф (Fuerstenrieder Strasse 288) в Мюнхене. Правление Заграничных частей ОУН  и в день смерти, и  в час  похорон своего руководителя заявило, что совершенное  политическое убийство в Мюнхене  — "продолжение серии убийств, начатых в 1926 году убийством Симона Петлюры в Париже, а в 1938 году — Евгения Коновальца в Роттердаме". Ни  одного плохого слова  не было  произнесено о лидере экстремистской ОУН. По приказу своего руководства боевики ОУН  в  1943 году совершили массовые убийства этнических поляков. По различным оценкам, жертвами так называемой Волынской резни стали от 30 до 100 тысяч человек.

...Только через три года  после загадочной смерти лидера ОУН  Мюнхене, когда в Карлсруэ завершился судебный процесс против   Б.Сташинского, мир узнал правду  и многие подробности о трагической гибели  С. Бандеры. Судебный процесс над Б.Сташинским освещали мировые СМИ. Немецкие судебные органы объявили, что убийцей С. Бандеры был агент КГБ  СССР Богдан Сташинский, он же — Йозеф Леман, Зигфрид Дрегер, Ганс Будай и Александр Крылов. За совершенное убийство Б. Сташинский награжден указом Президиума  ВС СССР от 6 ноября 1959 года орденом Красного Знамени. Награду вручил глава КГБ  А.Н. Шелепин ( 1918-1994),  из  рук которого, кстати, получал награду и  ликвидатор Л. Д. Троцкого — Р. Меркадер.
 
В дни судебного процесса на одной из пресс-конференций в  ГДР объявили о мнимом агенте БНД по имени Штефан Липпольц, который якобы мог насильственно устранить С. Бандеру.  Потом в Восточном Берлине указали еще на одного   "потенциального" убийцу — украинца по имени Дмитрий Мискив (Miskiw; ?), якобы  отравившего  С. Бандеру.
 
На суде в Карлсруэ Б. Сташинский дал показания, что он якобы "действовал по указанию руководства СССР". Б. Сташинский поведал суду свою биографию. Он же подробно рассказал и о конструкции пистолета-шприца, из которого  убил не только С. Бандеру, но и украинского политика-профессора в изгнании  Льва Ребета,  редактора «Українського Самостійника», давнего политического противника Бандеры и его ОУН. За убийство Ребета Б.Сташинский  якобы получил в подарок от руководства КГБ фотоаппарат "Контакс".

Убийство С. Бандеры, по словам  саморазоблачителя, могло быть совершено еще в апреле 1959 года, признался на суде Б. Сташинский. Однако морально он тогда не был готов к подобному поступку, поэтому его рука неожиданно дрогнула, когда он увидел без охраны С.Бандеру.  15 октября убийца, проникнув в подъезд дома, где жила семья Бандеры, хладнокровно держал в правой руке начиненное ядом спецустройство, состоящее из двух параллельных  ампул-шприцов с клавишами.  Убийца аккуратно спрятал пистолет-шприц    в сложенную в трубку газету. В левой руке он имел платок, которым воспользовался в момент убийства, прикрывая свои дыхательные органы. Примерно в 13 часов с минутами  Б. Сташинский   встретил в подъезде дома прибывшего на обед С. Бандеру. До этого он заранее подобрал ключ к входным дверям  и поджидал  свою жертву на ступеньках, ведущих к выходу. Убийца первым заговорил с Бандерой, когда тот вытаскивал ключ из дверей квартиры. Жертва могла видеть лицо своего убийцы, направившего ей в глаза и рот ядовитую струю с газообразной субстанцией цианистого калия. Через несколько мгновений  яд парализовал  дыхательные органы жертвы. Спустя 10 минут на трупе нельзя было обнаружить никаких следов этого неизвестного яда. С.Бандера с криком  упал, и из сумки выкатились им купленные помидоры. Выбежавшая на крик соседка увидела  только со спины спешно спускавшегося молодого человека.  Б. Сташинский быстро вынырнул на улицу и срочно выехал во Франкфурт-на-Майне.

...Б. Сташинский стал шпионом в ГДР, где выполнял разные задания советского руководства, в чем он признался немецким властям. Его склонили к сотрудничеству  с КГБ в конце 1950 года, когда он, 19-летний студент, вместе с сокурсниками ездил без билета на городском транспорте.  Молодого человека якобы  поставили перед выбором: наказание  за уклонение платы за проезд и лишение возможности продолжать учение, либо оказание помощи сотрудникам  службы государственной безопасности. Богдан выбрал последнее и вскоре был привлечен к выполнению функций наружного наблюдения. С 1952 по 1954 год он проходил спецобучение  в Киеве для работы в странах Западной Европы. Там же  он совершенствовал знания по немецкому языку и стал изучать польский. В конце 1954 года Б. Сташинского  забросили в Берлин-Карлхорст, где он  имел документы  на имя польского переселенца Йозефа Леманна. На немецком  языке он  говорил  со славянским акцентом. Позже Сташинский-Леманн работал на  государственном предприятии в Хемнице, и в конце 1955 года  его немецкая речь совершенствовалась и  акцент исчез.

С подложными  документами Сташинский-Леманн  много раз бывал в  Западной Германии и в странах Западной Европы. Уже в 1957 году в Восточном Берлине Йозеф Леманн-Богдан Сташинский  познакомился на  танцах  с девушкой-немкой Инге Поль, парикмахером по профессии.  Он влюбился в подругу, что насторожило руководителей в КГБ.  Однако в марте 1960 года КГБ "благословил" его на брак  и молодая пара  (Крылов и Крылова) прибыла в Москву.Здесь  Б.Сташинский неожиданно обнаружил подслушивающее устройство в гостиничном номере и понял, что ему перестали доверять. Он многое рассказал о своей жизни  беременной супруге, предложившей  бежать  на Запад.  Богдан признался жене о своих прошлых делах  в Германии и обидах на КГБ.  Фактически Б.Сташинский сам  себя разоблачил, и  жена укрепила его желание покинуть СССР и переехать в Западный Берлин. КГБ разрешил Инге Поль-Сташинской, ожидавшей первого ребенка, поехать  к родителям в Берлин, а муж должен был остаться в Москве. В марте 1961 года у Б.Сташинского появился на свет мальчик по имени Петр, но он умер в августе того же года. Отцу разрешили под охраной  поехать в Берлин на похороны сына. По одним данным, Богдан и Инге не участвовали в похоронах. По другим, после похорон супружеская пара 8 августа 1961 года на городской электричке прибыла Западный Берлин. Б.Сташинский сразу же обратился  в американское представительство  и рассказал  там свою ужасную историю. Американцы были настроены скептически к самообвинениям агента КГБ.
Выслушав просьбу перебежчика о желаемом политическом убежище, представители США в Западном Берлине связались с немецкими властями, которым и стала известна "исповедь" Б.Сташинского о двух убийствах, совершенных им  на территории Германии.

...На суде Б. Сташинский произнес такие свои последние слова: " Я знаю свою вину и прошу высокий суд простить меня..." Б. Сташинского осудили на 8 лет строгого режима. Судебный процесс над Б. Сташинским вошел в историю немецкой юриспруденции под названием «Staschinski-Fall» («дело Сташинского»). Он привел к определенным законодательным реформам немецкого уголовного права.

По данным Украинского Свободного университета в Мюнхене, Б.Сташинский  после  выхода на свободу жил где-то в США.  А может, в ЮАР.  Ему якобы изменили внешность и выдали новые документы. Говорят, советским  шпионам не удалось найти и уничтожить Б.Сташинского. Кремлевское руководство наказало некоторых деятелей КГБ за то, что , во-первых,  они недосмотрели Б.Сташинского. Во-вторых, в  60-х годах в мире разразился политический скандал по поводу убийства С. Бандеры.

В книге "КГБ и власть" (М., 1965), автором которого является бывший первый зампредседателя  КГБ Бобков Ф.Д., упоминается о проведении индивидуальных терактов со стороны ОУН, направленных против СССР, но ни слова не говорится об убийстве С. Бандеры  по заказу того же КГБ. В этой же книге приводятся данные о том, что С. Бандера, пробиваясь к власти в ОУН, организовал убийство министра внутренних дел буржуазной Польши Б. Перацкого а также членов Центрального Провода ОУН Е.Грибовского, Р.Сушко, Я. Барановского, Н.Сциборского и других.

Современные  политики Польши неоднократно осуждали власти Украины за героизацию Бандеры и других деятелей украинского национализма. В июле 2017 года министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Варшава будет против интеграции Украины в ЕС до тех пор, пока между двумя странами не разрешатся исторические споры. В частности, он заявил: "Наше послание очень четкое: с Бандерой в Европу не попадете". Варшава открытым текстом призывает Киев отказаться от героизации лидера  (ОУН) С. Бандеры. Как известно из прессы, в рамках так называемой "декоммунизации" имя С. Бандеры сейчас носит  в Киев проспект,  ранее называемый Московским. В честь С. Бандеры названы многие улицы
и площади, причем не только в западных регионах Украины. Киев так ответил Варшаве: "Запретите и вычеркните из своей истории польского маршала Юзефа Пилсудского, который был другом Адольфа Гитлера..." Однако эти разногласия Варшавы и Киева лишь косвенно связаны  с мюнхенской улицей Krettmayerstrasse 7 и ликвидатором  Степана Бандеры  агентом КГБ  Богданом Сташинским.

Львовский облсовет провозгласил 2019 год на Львовщине годом Степана Бандеры и Организации украинских националистов. Такие решения приняли в связи с празднованием 110-летия со дня рождения Бандеры и 90-й годовщины Первого Конгресса украинских националистов.