Культура Охота на слова

Александр Ерошкин
Слово «культура» я взял для своей охоты после того, как услышал выступление Михаила Казиника в Совете Федерации Российского парламента в конце июня 2017 года. Он как раз и говорил о культуре и её роли в становлении человеческого типа психики.

Имя Михаила Казиника,  искусствоведа, музыканта, писателя, поэта, философа, режиссёра, я встречал в Челябинске на рекламе филармонии в апреле и мае нынешнего года, но мне оно ничего не говорило. Поистине ураганной энергией этого человека я был захвачен неожиданно для себя, когда вернулся домой после  репетиции нашего хора «Эхо» и услышал его скрипку, его страстную речь в защиту культуры, его убеждённость, что жить надо лицом к свету, к солнцу. Я только недавно разместил свою миниатюру про русский мiр, который жаждет справедливости для всех жителей планеты. Сказал я там и о том, что жизнь на планете, когда руководила всем славянская династия,  была согласована с ритмами солнца, а потом всё было поставлено с ног  на голову, всё поменяли, даже русское слово ночь переписали на латиницу и превратили в норд (nord). От света отвернулись, повернулись во тьму. И до сих пор продолжается власть тьмы.

В общем, человечество насильно развернули. Если жизнь на Земле сравнить с автомобилем, то мы глядим в заднее стекло, но не знаем, в какую сторону движемся. Господство в мире западной идеологии привело к тому, что ныне деградация наблюдается буквально во всём. Михаил Казиник по сути говорил о том же, он нашёл множество убедительных фактов не только из области музыки, поэзии и литературы. Мир стал жесток, музыка переросла из способа общения с Богом в опасную для людей попсу, а человек по сути своей стал очень агрессивным. Он сравнил нашу цивилизацию с  дельфинами, представителями более древней цивилизации, дельфины, а не люди ещё сохраняют связи с природой, с Создателем. Человек  же эти связи полностью утратил и превратился в злобное, завистливое, агрессивное существо, принимающее противоестественные  решения, разрушающие и себя, и природу. У человечества будущего нет, если человек не изменит своего отношения к самому себе и к окружающему миру. Хорошо, что уже есть люди, которые стали осознавать то зло, какое человек несёт природе и обществу, они разработали программы лечения общества в целом и его индивидов.

Михаил Казиник уверяет, что  «музыка - это великий договор с Творцом». Он говорит:  «Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».
 
Оказывается, Михаил Казиник почти мой ровесник, родился в Ленинграде, потом семья переехала в Витебск, там в 1958  году он поступил в музыкальную школу по классу скрипки.  Удивительно, но я тоже люблю с детства скрипку, сдал экзамены в музыкальной школе именно на скрипку, но учиться не пришлось. 45 рублей в месяц в ценах 1957 года оказались для нашей семьи неподъёмными. Михаил же закончил музыкальную школу, училище, Белорусскую консерваторию, брал уроки у профессора ленинградской  консерватории. С 15 лет начал он лекторскую деятельность. Его  лекции-концерты были встречены с большим энтузиазмом и в студенческой аудитории, и в  школьной, и в филармонической, они стали смыслом его жизни.  В родном Минске  он создал десятилетний абонемент, дети посещают концертный зал с 6-7 лет и просвещаются до выпуска из школы.

Его пример – ещё одно свидетельство, что человек на своём месте, если он подходит творчески, успеха добьётся. Он пришёл к выводу, что музыка - это мощный «источник вибрирующей энергии», а человек –  «приёмник этой энергии», а слушатели  соучастники процесса восприятия культуры.

Михаил Казиник рассматривает само слово КУЛЬТУРА как поклонение свету, солнцу, где КУЛЬТ от латинского cultus  «почитание», «преклонение перед чем», У – свет на рассвете,  а РА – солнце. Буквально:  культура - культ света и солнца.

Я бы с удовольствием поддержал эту версию, она вполне убедительна и патриотична, но что-то мешает. Достаточно рассмотреть группу слов с современным суффиксом ТУР(а), чтобы убедиться: связь понятий с солнцем и со светом притянута. Культура, литература, конъюнктура, мануфактура, арматура, структура, архитектура, текстура, фактура… Скорее всего, суффикс ТУР(а) в собирательных существительных в русском и некоторых западных языках образовался из корня ТИП, переписанного на латиницу: Т - Т, И - U, П- P, а после прочитанные как русские. Арматура – тип крепления, фактура – тип фактов, сведений… Культура – тип возможностей, обещаний, исполнений.

В Википедии отмечено, что КУЛЬТУРА является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.
Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Сultura. Существует легенда, что слово cultura впервые встречается в трактате о земледелии De Agri Cultura (за 160 лет до Рождества Христова). Трактат написал Марк Порций Катон Старший (234—149 г. до н.э), древнеримский политик и писатель, известный  новатор римской литературы и консервативный борец против пороков и роскоши. Это отражено в Википедии, в других словарях и энциклопедиях,  этим определениям верят, хотя они очень далеки от истины, как и всё (наука, история, хронология), что создано после распада Великой империи. Почему далеки? Да потому, что в шестнадцатом – семнадцатом веках начался процесс, в ходе которого была разрушена Великая империя, а на её обломках была создана античеловеческая колониальная система, мир разделён на рабов и хозяев, Появились страны-хозяева, страны–рабовладельцы и  страны-колонии, которые  за счёт своих сырьевых, энергетических, финансовых, людских и прочих ресурсов не только содержат, но и поддерживают высокий уровень жизни в странах-метрополиях. 

Русский мир оказался оккупирован прозападной династией Романовых, он был втянут против своей воли во множество войн, революций, кровавых конфликтов,  и вырваться из цепких рук мирового капитала не в состоянии до сих пор. Много было всего уничтожено, переделано, переписано, искажено. Даже уникальный русский язык, ставший средством международного общения,  подвергся умалению заслуг и переделке; на языковом древе ему отвели роль дальней периферии, хотя на основе русской лексики шло формирование очень многих, если не всех новых языков. И случилось это не в далёкие времена, а в последние 500 лет. К тому же вся антирусская этимология, если и создана давно, то отредактирована и внедрена в мозги по сути в ХХ веке.

В словаре Владимира Даля определено, что «этимология ж. греч. словопроизводство, корнесловие, ученье о образовании из одного слова другого. Этимологический словарь, указывающий корни, происхожденье слов, словопроизводный. Этимолог, ученый по сей части. Этимология есть беседа с прошедшим, с мыслию минувших поколений, вычеканенною ими из звуков, Хомяков».

Хочу обратить внимание на мнение поэта, философа, богослова, основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова (1804 - 1860). Кто помнит об этом выходце из старинной дворянской семьи? Мы его деятельности не касались ни в школе, ни в вузе. К топору он не призывал, потому для советских исследователей не представлял интереса. Для либеральной западной идеологии он опасен тем, что призывал вдумчиво относиться к русскому языку. Вот и этимологию он назвал беседой с минувшими поколениями. А что мы видим в современных этимологических словарях? Попытку   связать яркую самобытную лексику русского языка со случайными словами из других языков, чтобы  сделать вывод, что русские только заимствуют чужое.

Чем ни займись – всюду натыкаешься на ложь, порой ничем не прикрытую.

Но есть и доброе. Информационные технологии, глобальные сети позволяют выявлять ложь и указывать на противоречия. Не зря же в старину говорили: сколько верёвочка ни вьётся, конец найдётся. Поиск истины становится смыслом жизни и деятельности многих тысяч добровольцев по всему миру.  И в этом им начинают помогать так называемые облачные технологии, когда значительные объемы информации можно хранить не на личных компьютерах, а на «облаках», очень доступных серверах и общих дисках.

Интернеткультура развивается быстрее, чем наши представления об этом, чем соответствующая терминология, и хотя не прекращаются попытки поставить все информационные потоки под контроль власти и в зависимость от финансовых возможностей, есть надежда, что Творец даёт инструменты для освобождения как от идеологического, информационного, так и от финансового рабства.

Что же касается слова КУЛЬТУРА. Очень хотелось найти связь со светом, солнцем, но увы… Я уже и слово красивое отыскал. Сейчас его редко употребляют, чаще говорят ОБЕЩАТЬ, ОБНАДЁЖИВАТЬ,  ПРЕДЛАГАТЬ. А во времена моего детства глагол СУЛИТЬ был в активном лексиконе: он посулил выучить уроки; учительница посулила им двойки поставить. И в словаре Даля глагол сулить поставлен со множеством примеров.

СУЛИТЬ что, кому, суливать, обещать, обнадеживать; давать, предлагать.
Сулёное ждется.
Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!
Тонул, топор сулил, а как вытащили, и топорища жаль стало.
Он ему золотые горы сулит.
Сулил пан шубу, да не дал - ин слово его тепло!
Дворянское дело сулить, мужицкое - дать.
Мне за лошадь сто рублей сулили, да я вишь не взял.
Суленый кус не в зубах.
Много сулят, да мало дают.
Не столько дают, сколько сулят.
Меньше сулить (обещать), меньше согрешить.
Не сули царства небесного, да не толкай взашей.
Не сули собаке пирога, а кинь краюху..
Рублем я сулился ему, да не берет.
Брат вечор сулился придти ныне.
Мало ли что сулится, безличн.
На торгах до нельзя досулились.
Уж я засулил коня, не могу продать тебе.
Насулил в три короба.
Посулить, не дать.
Пересулил ему много.
Суленики - первая суббота после дмитриевой, поминальной; местами (напр. пск. ) в этот день украдкой относят суленое, обетованное яство и питие, усопшим.

Примеров много, но они не дают ни малейшего основания, что СУЛИТЬ, записанное на латинице, могло стать основой слова КУЛЬТУРА.