Мартынова М. А. Мой трудовой путь

Галина Чаплыгина

М.А.Мартынова (Каспирова)

МОЙ ТРУДОВОЙ ПУТЬ

Описать свой трудовой путь с момента окончания Университета не так-то просто. О чём писать-то?
О том, что посчастливилось прикоснуться к большой научной проблеме, касающейся происхождения и развития гидросферы? Уже написала – смотри «Моя ювенильная вода» в сборнике «Пять лет и полстолетия», изданном в Университете. Что в настоящее время мои идеи продолжают развивать, и надеюсь скоро и бывший аспирант, и иркутский коллега, с которым работали на Байкале, выйдут на защиту своих докторских? Приятно конечно. Но…это уже, как принято говорить, их проблемы. Я тут просто «болельщик».
Можно конечно вспомнить о других направлениях научных исследований. Было их немало. Наиболее интересное – изучение предвестников землетрясений. Работы проводила в Таджикистане, мой аспирант Игорь Левин(?) блестяще защитил диссертацию по этой теме. Жаль, что все гидрохимические наблюдения с развалом страны прекратились, ведь остались загадки, на которые до сих пор нет ответа. А направление-то было перспективным.
В научном плане, кроме того, занималась разными экологическими проблемами, разработками методики гидрогеологического картирования, вопросами использования метода биогеохимического тестирования горных пород с целью обнаружения залежей углеводородов (но это уже после перехода из Университета на работу в соответствующую фирму).

Если описывать регионы, в которых пришлось поработать, то их тоже достаточно много. Это прежде всего Средняя Азия (Тянь-Шань, Памир), Байкал, Каспий, Западный Урал, Белоруссия, Молдавия, Татарстан, Башкирия, Крым.
По времени большая часть моей трудовой жизни была отдана преподавательской деятельности на геологическом факультете ЛГУ. В соответствии с записями в трудовой книжке (выданной в 1955г в Таджикистане), с 1966 по 1973г я работала в должности ассистента, затем до 1922г – доцента и, что самое забавное, с сентября и до конца 2008г – старшего преподавателя 14-го разряда (?!). Сперва были разные практические занятия, потом лекционные курсы по общей гидрогеологии, гидрогеохимии, региональной гидрогеологии, различные спецкурсы, причём не только своим геологам, но также географам и биологам. Порядка двух лет чистого времени провела в Крыму, в деревне Трудолюбовка, где обучала геологической съёмке наших студентов. Вот в сущности и всё об этом этапе жизни.

Вспоминать наиболее яркие эпизоды, к примеру, встречу с Сашей Масловым в Алайской долине, когда он держал путь на Памир, а мы с него спускались? Или как в Крыму пара студентов – девочка Лена и мальчик Женя – вернулись из маршрута без единой точки на карте и какой-либо записи в пикетажке, а на мой вопрос, чем же они занимались на горе Кременной  в течение целого рабочего дня, герои коротко, глядя мне прямо в глаза, ответили: «Мы женились».

Что касается описания красот нашей природы, различных случаев «геологического экстрима» - то тут нашего брата ничем не удивишь – у каждого наберётся на целую повесть, если не роман.
Вот и решила я несколько уклониться от прямого курса. В начале 90-х годов мой младший внук стал требовать рассказывать ему на ночь сказки. Деваться было некуда, и таких сказок-импровизаций родилось большое множество. Некоторые из них я позже записала. И тут – хочу это подчеркнуть особо – на помощь приходили разные эпизоды, главным образом из геологической жизни.
К примеру, сказка про ишачёнка Яшу родилась благодаря случаю, в котором осёл оказался умнее людей. Рассказал мне о нём Рафаэль Марутович Захаров, начальник партии, в которой я впервые приступила к обязанностям гидрогеолога. Дело было так. Геологи шли по узкой тропе над глубокой пропастью. Имущество их было навьючено на ишака. Вдруг в очень узком месте, задев вьюком за стену, ишак потерял равновесие, и его задние ноги соскользнули с тропы и зависли над бездной. Животное, напрягая последние силы, старалось удержаться на тропе, стоя на передних ногах , и вот-вот должно было воздуха опускается ниже нуля? И вдруг, Рафаэль Марутович, который стоял ближе всего к ослу, почувствовал, что ему в руки что-то пихают. Этим «что-то» оказался хвост ишака! Дальше всё понятно – поднял человек ишака за хвост, поставил на тропу, и двинулись в дальнейший путь.
Сказка про кота Василия никогда бы не родилась, если бы не посчастливилось поработать на рухнуть. Люди растерялись – остаться без еды и палатки на большой высоте, где ночью температура Байкале и узнать о существовании Бурхана – духа великого озера. Наконец, за каждым сказочным образом стоял кто-то живой: семилетний мальчик Шурик, что сбежал к обезьянам, - это сам внук Паша; зайчиха Клава из сказки о зайце Грише – его мама, т.е. моя дочь; с поющим лягушонком Пипито, а также его подружками – маленькими девочками Ивет-Марией и Майрой, я на самом деле познакомилась в Гаване, когда была там с мужем; и т.д.
Сказочницей мне пришлось быть на протяжении лет трёх, потом меня заменили Гарри Поттер, Властелин колец и другие различные фэнтези. А сказки, которые я записала – остались. Даже картинки к ним есть, большинство нарисовала сама, причём ещё до того, как начала учиться росписи по дереву. Кстати сказать, увлекательнейшее занятие – чувствуешь себя толи снова студентом, толи даже школьником, особенно когда сдаёшь выпускную работу по определённой теме и волнуешься, что тебе поставит преподаватель. Да и польза от такого образования вполне ощутимая – расписала дощечку, матрёшку, ……… – и  нет проблем с финансами, на какое-то время.