Памяти Даниила Гранина

Елена Жукова-Желенина
Он был так прочен,  как гранит
  И бесконечно многогранен.
Умел жить смело,  без границ...
  Умён,  талантлив и титанен.

И милосерден,   и высок,
  Не ростом - духом и повадкой,
Мог обуздать грозы бросок;
  Писал,  склонившись над тетрадкой.

В науке серость не терпел
  И карьеризм клеймил бесстрашно.
Сам зубром был среди людей:
  Мудр,  смел,  порою бесшабашен.

Нет!  Он не шёл на компромисс
  И говорил в глаза,  что думал.
Так совестлив и справедлив,
  Душою оставался юным.

Немало выпало на век:
  Война,  все ужасы блокады...
Писатель,  светлый человек -
  Другого звания не надо!

    



Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия —  Герман ) — советский и российский писатель,  киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.Ещё до войны будущий писатель окончил Политехнический институт, электротехнический факультет. После окончания института Даниил Александрович Гранин был направлен на Кировский завод в должности конструктора. Но вскоре началась Великая Отечественная, которая изменила жизнь молодого человека – он пошел добровольцем в народное ополчение. Путевку на фронт пришлось выбивать,  инженеры были востребованы тогда и в тылу. За годы войны Гранин побывал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, был пехотинцем и танкистом. По окончании сражений писатель Даниил Гранин дослужился до должности командира роты тяжелых танков.
Первые свои рассказы и повести писатель создал ещё до войны.
Но широкую известность Даниил Гранин получил  благодаря книгам, написанным в уже послевоенные годы: "Искатели", " Иду на грозу", "Эта странная жизнь",   "Собственное мнение",  "Сад камней",  "Зубр",  "Дождь в чужом городе",  "Картина",  "Три любви Петра Великого",  "Вечера с Петром Великим", "Причуды моей памяти", "Мой лейтенант", "Блокадная книга" ( написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем на рубеже восьмидесятых годов)...
В 2014 году Гранин выступил в германском парламенте. Депутаты бундестага встретили писателя стоя. Он рассказал им о том, что пережил Ленинград во время блокады. И закончил своё выступление такими словами: "Впервые я приехал в Германию в 1956 году. На пресс-конференции меня спросили тогда: что я чувствую, приехав сюда? Я сказал, что когда я встречаю немцев своего возраста,  для меня это встреча промахнувшихся. Они столько раз стреляли в меня и промахнулись,  и я стрелял в них и тоже промахнулся… За эти годы я стал другим.  У меня появились в Германии друзья. Здесь переводили и издавали много моих книг.  Процесс примирения был непрост. Ненависть чувство тупиковое, в нём нет будущего. Надо уметь прощать. Но надо уметь и помнить. Вспоминать про годы войны тяжело, любая война — это кровь и грязь. Но память о погибших миллионах,  десятках миллионов наших солдат необходима".
Последним романом Гранина стал "Мой лейтенант" — воспоминание о своих однополчанах и тех чувствах, которые испытывал автор во время войны. За него он получил премию "Большая книга".



Фотография из интернета - Писатель и фронтовик Даниил Гранин.