Ч. 2 Остались на дне океана. АПЛ нашли

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/08/1096

23 мая десантный корабль «Monrovia» обнаружил масляное пятно на предполагаемом пути пропавшей подводной лодки. Туда направили спасательное судно подводных лодок «Kittiwake» и атомную подводную лодку «Simon Bolivar», вооружённую баллистическими ракетами.

Кроме того, поиск вели патрульные самолёты дальнего радиуса действия. Обнаружить следы пропавшей лодки было нелегко – вода Атлантического океана была полна всевозможного мусора. Плавали бочки для нефтепродуктов, сорванные буи, куски полистирола, нефтяные пятна.

О поисках поставили в известность военных корреспондентов. Интересно сравнить гласность не только с советскими временами, но и с недавней трагедией «Курска». Один из военных корреспондентов, который семь часов летал во время поискового полёта  на патрульном самолёте «P-2V Neptune»  заметил, что нефтяных пятен столько, что хватит сообщать о них до второго пришествия».

Пентагон был завален сообщениями и письмами с выражениями сочувствия, предложениями о помощи, предположениями о причинах исчезновения «Scorpion» и подробными описаниями, где находится подводная лодка.
 
В штабе поиска уже был составлен лист организаций, занимающимися глубоководными исследованиями, включая глубоководных водолазов из военно-морского испытательного водолазного центра в Вашингтоне и военно-морской лаборатории исследования обитаемости под водой в южной Калифорнии.

Десять гражданских учёных, работавших в военно-морской прикладной лаборатории, предложили свою помощь и новое усовершенствованное оборудование для поиска лодки. Их доставили на самолёте на Азорские острова, откуда предстояло вести глубоководный поиск.

Военно-морское командование без колебаний приняли предложение о помощи от французского правительства, чья дизель-электрическая подводная лодка «Reqin» находилась на патрулировании в Атлантике.

В штаб поиска пришло сообщение от военно-морского атташе США, что отец Абель, преподаватель в школе иезуитов знает, что «Scorpion» находится в области между се верной широтой 38-39 градусов и западной долготой 26-27 градусов.

 Дежурный офицер не стал докладывать об этом адмиралу, а направил сообщение поисковикам с припиской, что святой отец узнал это по звёздам, кофейной гуще или по игральным картам.

По решению командующего подводными силами началась вторая фаза поиска подводной лодки. Её проводил штаб поиска во главе с контр-адмиралом Бернардом на ракетном фрегате «William H. Standley». Она состояла в медленной и тщательной проверке поверхности воды от последнего известно места «Scorpion» до входа в Чезапикскую бухту.

Погода всё время сохранялась штормовая. Поиск вели десять подводных лодок, девятнадцать эсминцев, три спасательных судна подводных лодок и два вспомогательных судна.

 Поиск продолжали вести патрульные самолёты на всём расстоянии 2500 миль предполагаемого маршрута следования подводной лодки.
Упорные поиски не дали результата.

 Через девять дней военно-морское командование опубликовало заявление, что подводная лодка и её экипаж предположительно считаются погибшими. Не было обнаружено никаких следов пропавшей подводной лодки.

4 июня командующий Атлантическим флотом адмирал Эфраим Холмс назначил военно-морской суд из семи человек для выяснения причин гибели подводной лодки.

 Отставной вице-адмирал Бернард Остин согласился вернуться на действительную военную службу, чтобы председательствовать на суде. Он считался одним из наиболее опытных подводников.

Следствие длилось семь месяцев, а в это время поисковая группа, назначенная вице-адмиралом Шейдом, исследовала квадрат за квадратом морское дно на глубине две мили. Ничего не обнаружили. Поиски были прекращены.

Между тем на следствии выявились любопытные подробности. Оказалось, что командир подводной лодки имел настолько секретное задание, что вице-адмирал Остин приказал очистить зал и оставить только членов суда и офицера, дававшего показания.

Подводная лодка не прошла программу повышения надёжности, которая была разработана после гибели в 1963 году подводной лодки «Threscher». Однако командир соединения капитан 1 ранга Кларк заявил, что лодка была проверена комиссией и признана безопасной для эксплуатации.

Постепенно интерес к поискам подводной лодки иссяк, в газетах всё меньше и меньше писали о пропавшей подводной лодке. Он вновь вспыхнул, когда 30 октября в военно-морском бюллетене сообщили, что океанографическое судно «Mizar» обнаружило подводную лодку.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/09/938

На фотографии: океанографическое судно ВМС США «Mizar»