Близкие люди. Глава 21. Полина Михайловна

      Как бы ни были отвратительны некоторые взрослые, доброе мнение о большинстве наших приятелей и соседей я сохранила.
      Но, по большому счёту, они навсегда оставались только мамиными друзьями. Я остро нуждалась в собственном старшем товарище - умном, чутком, имеющем жизненный опыт и безоговорочный авторитет.

      Родители на эту роль не подошли. Отца мои проблемы не касались, мамины праведные советы подростковый дух противоречия отвергал без разбора. Я настойчиво искала неродственную близость и оглядывалась по сторонам, определяя пример для подражания.
       Маленькая Нина ещё не доросла до понимания этой внутренней смуты, сверстники волнующими вопросами не обременялись, наши мысли и желания не совпадали. Ни свои, ни чужие поступки они критично не оценивали. А я всё думала и думала, правильный путь искала. Мучительную боль за бесцельно прожитые годы испытывать не хотела.
      Высокопарные постулаты классиков вдохновляли на высокие мечтания, но важность мудрого слова, сказанного живым человеком, стала первостепенной.
      
      Новый сентябрь принёс желанную встречу. В нашей школе появились незнакомые ученики и преподаватели. Естественный интерес возник к одним и другим. Особенно он коснулся Полины Михайловны. Учительница физики взвалила на себя классное руководством в нашем необузданном восьмом, не предполагая тяжести принятой ноши. 
      Предыдущие педагоги больше года на этой должности не держались и под ликование местных хулиганов сдавали полномочия следующему несчастливцу. Никто не сомневался, что знакомая ситуация скоро повторится.
      С распростёртыми объятьями взрослых наставников в той школе не встречали. Настороженность неприветливых учеников зависла мутным сгустком: того и гляди разразится скандалом. Я заранее сочувствовала молодому преподавателю.

      Её звучная фамилия (Князева) выделялась отнюдь не положительно. В классе уже был признанный неформальный лидер – беспредельщик Сашка по кличке Князь. Власть свою ни отдавать, ни делить с кем-либо он не собирался.
      Ничего хорошего нечаянное совпадение не предвещало, но меня не касалось. Любимых учителей и лидерских позиций хватало, в школьном коллективе я утверждалась без криминала. Можно занять наблюдательную позицию. 

      Пока в мальчишечьей коалиции зрели дурные идеи, девчонки вовсю обсуждали Полину Михайловну. Её возраст лет до тридцати не дотягивал – самое время красоваться. Однако на смуглом от природы лице ни капли косметики, стрижка короткая, совсем не модная, ни одного украшения, никакого маникюра.
      Надо признать, несовременность внешности была миловидной. Она подчёркивалась весёлым блеском карих глаз, лёгкой улыбкой и дополнялась классической одеждой – юбка, пиджак и кофточка неброских тонов, чёрные тупоносые туфли на низком каблуке.
      Я невольно вспомнила первую учительницу и её способность блистать изнутри. Может, история повторится? Добрые детские воспоминания основательно укрепляли мою надежду. Но поначалу события развивались не лучшим образом. 
         
      К испытанию терпения нового педагога непутёвые подопечные приступили с первого дня знакомства. Сначала оставили неприбранной классную комнату. Роль уборщиков в пору моего ученичества исполняли дежурные, но это правило вдруг всеми забылось.
      Вызывающий беспорядок был провокацией конфликта. Она не удалась! Полина Михайловна в одиночку навела безукоризненный порядок. Наверное, весь вечер со шваброй и тряпкой провела. Заметно не обиделась, вычислять и наказывать виновных не стала, директору не пожаловалась.
 
      В другой раз несколько совестливых ребят отмыли пол и доску до блеска, цветочки на подоконниках полили, график дежурств на видном месте вывесили. На похвалу учительница не поскупилась. Установиться бы миру, но привычка великовозрастных деток к мелким пакостям взяла своё: теперь они не явились подметать школьный двор. Осень усыпала его сухими листьями с незавидным избытком.
      Долго молодая женщина махала метлой, не один мешок мусора собрала, зато участок наш оказался самым чистым. Завуч этот факт отметила удовлетворённо. О том, что детские руки в благом деле не участвовали, разговор не шёл.
 
      Потом Полина Михайловна рисовала обязательную стенгазету, искала рабочий журнал, ключ от кабинета, свою сумку. Затем собирала макулатуру и металлолом, делала разметку стадиона – общественные мероприятия класс привычно игнорировал.
      Девчонки по домам скорее разбегались. Я присоединялась к ним, несмотря на внутренний голос, робко вещающий, что все мы неправы. Мальчишки хихикали и довольно наблюдали учительскую маету.
      Эти провинности отметились лишь молчаливым порицанием педагога, но не публичными упрёками. Даже за выбитое оконное стекло родители дерзких шалунов  положенных претензий не получили - странное дело! Плотник тихо и быстро устранил следы грязного деяния.

      Отношение подростков к классному руководителю заметно потеплело. Стоило к ней присмотреться и принять ненавязчивую правильность.   
      Резких попыток утвердиться в начальственном положении Полина Михайловна не делала, безоговорочных законов не устанавливала, к любому мнению ребят прислушивалась, на повышенных тонах не разговаривала, обращалась к каждому спокойно и вежливо. Хоть не все того заслуживали. За незначительную помощь благодарила искренне и щедро.
      Не были мои одноклассники законченными злодеями, вскоре желающих ей вредить не нашлось. Запоздалый учительский авторитет не оспаривался. Наши преподаватели чести такой давно не удостаивались.

      Желая одобрения своих поступков, мальчишки забыли о прогулах, с нежданным рвением взялись за учебники и хозяйственные дела, перестали обижать малышей, громко ругаться матом и демонстративно курить у порога школы.
      Они охотно оставались в лаборантской комнате после занятий, чтобы приготовить приборы для опытов к следующему уроку физики и поболтать о жизни. Отпетые хулиганы проявляли чудеса послушания!

      Благодаря осторожным взрослым усилиям безбашенный восьмой реально сплотился, шайка Князя утратила былую агрессивность, пацанячья энергия активно потекла в мирное русло.
      Полина Михайловна без помех переключилась с воспитательного процесса на образовательный. Предмет свой она знала и любила, но сильных учеников ей досталось мало. Неучи тяжко вытягивались на сносный уровень познаний.
      Я высоко оценила эти старания и прониклась глубоким уважением к талантливому и настойчивому педагогу. После подробных объяснений физика показалась интересной и понятной, она приближала меня к Учителю. Частые правильные ответы с места и у доски обеспечили симпатии Полины Михайловны и статус неглупой девочки. 

      Одноклассницы тоже стремились к признанию и нуждались в доверительном общении с благоразумным неравнодушным человеком. Они обнаружили чуждые мне таланты – вдруг запели и заплясали, да так здорово, что первое место в конкурсе художественной самодеятельности заняли.
      На радостях в гости к любимой учительнице отправились, чай пили, тортик ели. Потом вдохновлённо рассказывали, как дома у неё хорошо. Я постеснялась идти с ними, но адрес на всякий случай запомнила.

      Когда наш проблемный класс стал управляемым, Полина Михайловна взялась за внешкольный досуг. Собственной семьи она ещё не имела и без оглядки на домашние заботы свободное время проводила с чужими детьми.
      Такие контакты выходили за рамки учебной программы, были нужными, увлекательными и притягательными. Но основная радость неформального общения проскочила мимо. 
      Вместе с классным руководителем здоровые ребята ходили в походы в загородный лес, в бассейн, на каток, разные выставки, демонстрации, городские праздники. Они воодушевлённо играли в военно-патриотическую игру «Зарница», устраивали азартные спортивные соревнования. 
      По состоянию здоровья я лишалась счастливых эмоций, выездные и физкультурные мероприятия пропускала. Однако чувства к Полине Михайловне испытывала трепетно глубокие – в ней виделся Друг. Тот желанный и долгожданный, о котором давно мечтала. 

      Я ревновала лучшую на свете учительницу к одноклассникам. Казалось, она любит их сильнее, чем меня. Так не должно быть! Роль умницы стала маловатой, я упорно претендовала на редчайшую душевную близость, но не знала пути, к ней ведущего.
      Разница в возрасте и школьном положении смущала несильно. Интуиция робко подсказывала, что сегодняшнее окружение со временем исчезнет из жизни Полины Михайловны, а я останусь. Навсегда! Подождать надо.


      Фото из сети Интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/07/25/318


Рецензии
Классная руководительница Полина Михайловна
внутренним чутьём уловила настроения класса ,
и авторитет у восьмиклассников заработала
как-то незаметно, не читая нотаций
и не принуждая школяров.

С теплом-

Мира Лисовская.

Мира Лисовская   07.08.2018 16:22     Заявить о нарушении
Много хороших учителей я встречала. Таисия Петровна и Полина Михайловна были лучшими из них.
Доброго всего, Мира. С уважением,

Марина Клименченко   07.08.2018 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.