Близкие люди. Глава 21. Полина Михайловна

      Как бы ни были отвратительны некоторые взрослые, доброе мнение о большинстве наших приятелей и соседей я сохранила.
      По большому счёту, они навсегда оставались только мамиными друзьями. Я остро нуждалась в старшем товарище - умном, чутком, имеющем собственный жизненный опыт и безоговорочный авторитет.

      Родители на эту роль не подошли. Отца мои проблемы не касались, мамины праведные советы подростковый дух противоречия отвергал без разбора. Я настойчиво искала неродственную близость и оглядывалась по сторонам, определяя пример для подражания.
       Маленькая Нина ещё не доросла до понимания этой внутренней смуты, сверстники волнующими вопросами вовсе не заморачивались. Наши мысли и желания не совпадали. Дела им не было до того, «что такое хорошо, и что такое плохо?». Ни свои, ни чужие поступки они критично не оценивали.
      А я всё думала и думала, правильный жизненный путь неумело определяла. Мучительную боль за бесцельно прожитые годы испытывать не хотела.
      Высокопарные постулаты классиков вдохновляли на высокие мечтания, но важность мудрого слова, сказанного живым человеком, стала первостепенной.
      
      Очередной сентябрь принёс желанную встречу. В нашей школе появились новые ученики и преподаватели. Естественный интерес возник к одним и другим. Особенно он коснулся Полины Михайловны.
      Учительница физики взвалила на себя классное руководством в нашем необузданном восьмом, не предполагая тяжести принятой ноши. 
      Предыдущие педагоги больше года ответственную должность не выдерживали и под ликование местных хулиганов сдавали полномочия следующему несчастливцу. Никто не сомневался, что знакомая ситуация скоро повторится.
      С распростёртыми объятьями взрослых наставников в той школе не встречали. Настороженность неприветливых учеников зависла мутным сгустком: того и гляди разразится мелким или крупным скандалом.
      Я заранее сочувствовала молодому преподавателю.

      Её звучная фамилия (Князева) выделялась отнюдь не положительно. В классе уже был признанный неформальный лидер – беспредельщик Сашка по кличке Князь. Власть свою ни отдавать, ни делить с кем-либо он не собирался.
      Ничего хорошего нечаянное совпадение не предвещало, но меня не касалось. Любимых учителей и лидерских позиций хватало, в школьном коллективе я утверждалась без криминала. Можно занять наблюдательную позицию. 

      Пока в мальчишечьей коалиции зрели дурные идеи, девчонки вовсю обсуждали несколько необычную внешность Полины Михайловны. 
      Её возраст лет до тридцати не дотягивал – самое время красоваться. Однако выглядела она подчёркнуто строго: на смуглом от природы лице ни капли косметики, стрижка короткая, совсем простенькая, ни одного украшения, никакого маникюра.
      Надо признать, несовременность внешности была миловидной. Она подчёркивалась весёлым блеском карих глаз, лёгкой улыбкой и дополнялась классической одеждой – юбка, пиджак и кофточка неброских тонов, чёрные тупоносые туфли на низком каблуке.
      Я невольно вспомнила первую учительницу и её способность блистать изнутри. Может, история повторится? Добрые детские воспоминания основательно укрепляли мою надежду. Но поначалу события развивались не лучшим образом. 
         
      К испытанию терпения нового педагога непутёвые подопечные приступили с первого знакомства – времени не теряли.
      Сначала оставили вызывающе неприбранной классную комнату. Роль уборщиков в пору моего ученичества исполняли дежурные, но это правило вдруг всеми забылось.
      Жуткий беспорядок был первой провокацией конфликта. Она не удалась!
      Полина Михайловна в одиночку навела безукоризненный порядок. Наверное, весь вечер со шваброй и тряпкой провела. Заметно не обиделась, искать и наказывать виновных не стала, директору не пожаловалась.
 
      На следующий день несколько совестливых ребят отмыли пол и доску до блеска, цветочки на подоконниках полили, график дежурств на видном месте вывесили.
      На похвалу учительница не поскупилась. Установиться бы миру, но привычка великовозрастных деток к мелким пакостям взяла своё: теперь они не явились подметать школьный двор. Осень усыпала его сухими листьями с незавидным избытком.
      Долго молодая женщина махала метлой, не один мешок мусора собрала, зато участок наш оказался самым чистым. Завуч этот факт отметила удовлетворённо.
      О том, что детские руки в благом деле не участвовали, разговор не зашёл.
 
      Потом Полина Михайловна рисовала обязательную стенгазету, искала рабочий журнал, ключ от кабинета, свою сумку. Затем собирала макулатуру и металлолом, делала разметку стадиона – общественные мероприятия класс привычно игнорировал.
      Девчонки по домам скорее разбегались. Я присоединялась к ним, несмотря на внутренний голос, робко вещающий, что все мы неправы. Мальчишки хихикали и довольно наблюдали учительскую маету.

      Эти провинности отметились лишь молчаливым порицанием педагога, но не публичными упрёками и разборками.
      Даже за выбитое оконное стекло дерзких шалунов не наказали. Плотник тихо и быстро устранил следы грязного нарочного деяния. Родители положенных претензий по воспитанию детей не получили - странное дело!
      Отношение подростков к новому классному руководителю заметно потеплело. Стоило к ней присмотреться и принять ненавязчивую правильность.   
 
      Резких попыток утвердиться в начальственном положении Полина Михайловна не делала, безоговорочных законов не устанавливала, к любому мнению ребят прислушивалась, на повышенных тонах не разговаривала, обращалась к каждому спокойно и вежливо. Хоть не все того заслуживали.
      За незначительную помощь благодарила искренне и щедро.
      Не были мои одноклассники законченными злодеями, вскоре желающих ей вредить не нашлось. Запоздалый учительский авторитет не оспаривался.
      Наши преподаватели чести такой давно не удостаивались.

      Желая одобрения своих поступков, мальчишки забыли о прогулах, с нежданным рвением взялись за учебники и хозяйственные дела, почти перестали обижать малышей, ругаться матом и демонстративно курить у порога школы.
      Они охотно оставались в лаборантской комнате после занятий, чтобы приготовить приборы для опытов к следующему уроку физики и поболтать о жизни. Отпетые хулиганы проявляли чудеса послушания!

      Благодаря осторожным взрослым усилиям безбашенный восьмой реально сплотился, шайка Князя утратила былую агрессивность, пацанячья энергия активно потекла в мирное русло.
      Полина Михайловна без особых помех переключилась с воспитательного процесса на образовательный. Предмет свой она знала и любила, но сильных учеников ей досталось совсем мало. Неучи тяжко вытягивались на сносный уровень познаний.
      Я высоко оценила эти старания и с каждым уроком проникалась глубоким уважением к талантливому и настойчивому педагогу. После подробных объяснений физика показалась интересной и понятной, она приближала меня к Учителю.

      Очень хотелось обратить на себя внимание. Положительно выделиться в среде школьников я могла только умом и характером.
      Задуманное незамедлительно воплотилось в жизнь: мои доказательно-правильные ответы с места и у доски вызывали нескрываемый восторг Полины Михайловны.
      Я быстро заручилась её симпатией и получила статус неглупой девочки. 

      Одноклассницы тоже стремились к признанию и нуждались в доверительном общении с благоразумным неравнодушным человеком.
      Они обнаружили чуждые мне таланты – вдруг запели и заплясали, да так здорово, что первое место в конкурсе художественной самодеятельности заняли.
      На радостях в гости к любимой учительнице отправились, чай пили, тортик ели. Потом вдохновлённо рассказывали, как дома у неё хорошо. Я постеснялась идти с ними, но адрес на всякий случай запомнила.

      Когда наш проблемный класс стал управляемым, Полина Михайловна взялась за внешкольный досуг. Собственной семьи она ещё не имела и без оглядки на домашние заботы всё свободное время проводила с чужими детьми.
      Такие контакты выходили за рамки учебной программы, были нужными, увлекательными и притягательными. Но основная радость неформального общения проскочила мимо меня.

      Вместе с классным руководителем здоровые ребята ходили в походы в загородный лес, в бассейн, на каток, разные выставки, демонстрации, городские праздники. Они воодушевлённо играли в военно-патриотическую игру «Зарница», устраивали азартные спортивные соревнования. 
      По состоянию здоровья я лишалась счастливых эмоций, выездные и физкультурные мероприятия пропускала. Однако чувства к Полине Михайловне испытывала трепетно глубокие – в ней виделся Друг. Тот самый желанный и долгожданный, о котором давно тайком мечтала. 

      Я ревновала лучшую на свете учительницу к одноклассникам. Иногда казалось, она любит их сильнее, чем меня. Так не должно быть! Роль умницы стала маловатой, я упорно претендовала на большее - редчайшую душевную близость, но не знала пути, к ней ведущего.
      Разница в возрасте и школьном положении смущала несильно. Интуиция робко подсказывала, что сегодняшнее окружение со временем исчезнет из жизни Полины Михайловны, а я останусь. Навсегда! Подождать надо.


      Фото из сети Интернет.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/07/25/318


Рецензии
Знакомы чувства восьмиклассницы. Редчайшую душевную близость
получаешь, когда даришь её сам. И возраст тут не помеха.
Очень понравилась глава, Марина!
С добрыми пожеланиями. Татьяна.

Нинель Леущенко   03.05.2018 09:19     Заявить о нарушении
И правда, для дружбы возраст не помеха.
Спасибо, Татьяна. Всего наилучшего Вам,

Марина Клименченко   03.05.2018 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.