Что случилось с человеком?

Жарасбек Коргамбаев
Сущностная характеристика человека, развившаяся исторически, состоит именно в его активной созидательной деятельности. Но капитализм подавил эту деятельность, освободив миллионы людей от непосредственного общественного труда и тем для них сделав трудом всякие занятия личного характера, услуга, торговля и т. д. И человек, таким образом, неожиданно отделившись от общества (обособившись), оказался предоставленным себе и произволу судьбы. Что это?
Раз каждый предоставлен себе, и вся общество перестроено по этому принципу, значит общество резко изменило свое направление. Стало быть, в соответствии с этим резким поворотом, и человек стал обращать внимания на себя и на других под этим углом зрения. Оно таким путем совершенно бессознательно стремится выработать индивидуальные механизмы развития как будущие пружины мира. И, само собой разумеется, последствия такой перестройки разрушительны. Так как каждый человек, предоставленный себе, должен раскрывать себя в этом направлении, в таком, в каком, в конце концов, он сам овладевает собой, в связи с чем все прежние общественные принципы, усваивавшиеся и управлявшие людьми, приходят в упадок. Это направление развития истории я назвал периодом становления личности и механизмов ее развития. Пусть это называют как угодно, обогащение каждого, личный успех, мое собственное блага, но в этом направлении каждый познает и раскрывает себя. И нас совершенно не интересует, что кто-то из этих свободных людей разбогател, а кто-то обнищал, и теперь все желают спастись. И кто-то закапывается в землю, прячется по водой или собирается улететь на Марс. Это просто сознание индивидов, загнанных в тупик деньгами, которое тут же улетучится, как только эти люди освободятся от денег и организуются в новое общество. И страх, порожденный одиночеством, исчезнет. Нас здесь интересует то, что эти люди уже не хотят остаться на этой земле.

И это не философская абстракция, а реальность, только благодаря которой до сих пор развивалась история в поступательном движении — раскрывая возможности человека и его творческие способности. Но капиталистическая система, породившая эту тенденцию, в то же время подавляет, погоняя ее под деньги и тем, по принципам того же капитализма, умножает праздных людей - паразитов. Во всяком случае, во все времена праздные люди составляли лишь единицы, а большинство было охвачено организованным трудом. И здесь каждый свою ситуацию изменял сам, и вместе с тем совместными усилиями изменяли и общество, когда назревала такая необходимость. И эта необходимость одними чувствовалась в виде недовольства, а другими осознавалась. Просто до этого люди рассматривались как «пассивная толпа», которую могли пробудить и повести только сильные личности. В таком понимании масса лишь безмолвно выполняла волю Всевышнего, вышестоящего начальства.

Но ведь и такую волю-то люди выполняют потому, что она соответствует их воле и стимулирует их созидательную деятельность, которая всегда была связана с обществом и организацией труда. На протяжении веков, крепостные крестьяне,  например, даже не подозревали, что они крепостные и что им нужно освободиться. А когда же воля помещиков стало противоречить их желаниям, они восстали против своих хозяев, и этого никто уже не предотвратил, и в итоге все завершилось ликвидацией помещичьего строя. Так происходило всегда, и только активность и преобразовательная деятельность человека изменяла мир, когда он испытывал недовольство и необходимость его изменения. Рабочий же, почувствовавший свою порабощенность, в конце концов, так же перевернул мир, и как итог всего этого движения общество «очеловечилось».

И теперь, как видим, человек свободен и предоставлен себе. И он себя раскрывает в другом направлении И в принципе он все делает сам, сам добивается всего своими усилиями, способностями и действительно раскрывает себя в другом направлении. И в эти условия, «когда каждый должен выживать сам», поставлены миллионы людей. И общество, воплощенное в государстве, как раз отстранено от этих людей и «не вмешивается» в их дела. И весь смысл происшедших перемен состоит в том, что раньше люди были объединены и охвачены общественным трудом. Но, по принципам того же капитализма, человек выживает в одиночку, стремясь к своему личному успеху. А в тех общественных условиях никто в одиночку не выживал, наоборот, совокупная деятельность этих людей организовывалась в созидательный общественный труд. Теперь же люди разъединились и рассеялись и каждый предоставлен себе и той сумме денег, которую он может делать. И почему эти рассеянные люди не должны организовываться в соответствии с исторической необходимостью? Ведь самая высокое техническое развитие создало не богатсмтва, а пространства развития человека, а он продолжает бездельничать, пьянствовать, воровать, убивать других!

Эти сложные изменения произошли только за последнее время. И все дело в том, что человек теряет названные свои способности, именно парализуясь данным общественным распадом, и теперь этого уже невозможно вменять в его вину, связывать с его сознанием и желаниями. Человека всегда формировало и определяло общество. И никогда не было так, чтобы человек становился изгоем, чтобы жить лучше без людей. И человек (миллионы людей) как необходимый результат этого положения запутывается в своих противоречиях со своим обществом и самим собой на основе отношений, построенных на деньгах. Для людей это безвыходный тупик. И система, которая, при помощи денег, пытается их держать на уровне выживания, есть умирающая система. И это развертывается объективно как противоречие общества, ведущее его к краху.

Человек в облике денег! Он нищий,  он миллионер, он миллиардер, и ему безразлично, даже если на земле произойдет потоп, лишь бы сохранился сам. И он стремится сохранить мир только для самого себя, безжалостно устраняя все другое, что мешает его этому желанию. И так каждый человек. И почему именно человеку в облике денег вдруг доверили мир и предоставили его произволу все общество? Почему именно владелец денег манипулирует всем миром? Ведь это же не обычный случай в эпоху культурного развития человеческого общества, в эпоху высоких технологий! В эпоху средневековья для помещика тоже было безразлично, что происходит с его крепостными крестьянами, и он манипулировал ими, чтобы ему одному жилось лучше, присваивая труд крестьянина. Но он их все же сохранял, позволял им иметь семью, размножаться. И этот произвол, сочетавшийся с церковным засильем, составлял содержания этой эпохи. Но, в конце концов, капиталистические отношения этот порядок уничтожили и  упорядочили на другой основе и сделали видимость обмена, утвердив товарно-денежные отношения.

А что у нас творится в денежных отношениях с людьми, предоставленными себе? У нас в денежных отношениях происходит нечто невообразимое, непостижимое – в погоне за деньгами все рушится, люди гибнут беспричинно. И каждый человек становится одиноким в полном смысле этого слова. И разрушают все люди, овладевшие деньгами и «по воле Бога» ставшие миллионерами и миллиардерами. Разрушают ради денег. И началась невиданная до селе война между людьми различных рангов, которую просто назвали красивым словом «конкуренция».
Следует над этим задуматься людям или нет?