Яд и термояд

Виктор Морозов
     Современное общество устроено так, что конкуренция, соперничество становится  основным мотивом деятельности людей, занимающихся наукой, культурой, экономикой, политикой. Теперь без тщеславных планов людям всё труднее и часто просто невозможно мобилизовать свою энергию для достижения "высоких целей". Поэтому консолидируются различные приёмы и методы, нацеленные на формирование у людей тщеславия как единственного источника энергии для активации их разума. Например, к ним относятся регулярно присуждаемые премии, награды, призы, ордена, титулы, высокие должности. Подобные процедуры манипулирования разумом людей начинают действовать еще с детства с помощью оценок в школе, соревновательных игр, различных конкурсов на почетное звание - "лучший". Служение государству, искусству, науке, религии уже просто невозможно, если оно не сопровождается тщеславными целями и не отравляется «ядом тщеславия». И всё бы ничего, если бы не выводы психологов. Ученые и врачи-психологи утверждают, что тщеславие неизбежно сопровождается  вспышками  негативных чувств у людей: их страхом, злостью, агрессией, разочарованием, от которых никуда не спрятаться.  Они уверены, что человек от природы склонен к тщеславию, но именно поэтому он просто обязан учиться эти чувства преодолевать, переживать самостоятельно. И очень жаль, что эта психологическая задачка не формулируется, в той или иной форме, еще со школьной скамьи, наравне с законами природы, изучаемыми, например,  физикой.

     В 1961 году был снять великолепный фильм о советских физиках-ядерщиках «Девять дней одного года», где в главной роли снялся А.Баталов. В этом фильме физики были одержимы идеей овладения управляемым термоядерным синтезом. Игра актеров и сам сюжет не вызывает никаких возражений. Всё что там происходит, очень реалистично и снято мастерски. Однако в этом фильме есть один досадный эпизод, который демонстрирует вопиющий факт высокомерия, тщеславия науки и её адептов. Этот эпизод происходит на свадьбе главного героя, где все спорят со всеми и никто никого не слушает – знакомая многим, обычная ситуация на подобном мероприятии. Единственный персонаж, который пытается, из уважения к науке, внимательно слушать собеседников – это милая симпатичная женщина, оказавшаяся в окружении двух метров от науки. Находясь под шафе, эти метры демонстрируют неуважение к своей слушательнице и, фактически, издеваются над ней за глаза. Они изображают жестами за её спиной, что их слушательница, в их понимании, невежественная дура потому, что не знает, что такое дейтерий. Демонстрируя свое явное превосходство над обычной женщиной, эти жрецы науки, на самом деле, обнаружили то, что часто скрыто за их тщеславием  – собственное невежество. Создатели этого фильма, вероятно, тогда посчитали этот эпизод нормальным, потому что шестидесятые годы прошлого века - это было время эйфории от отдельных успехов в науке и громадного желания выдать желаемое за действительное любой ценой. Прошли годы и эйфория «оттепели» шестидесятых повторилась в годы девяностые с их перестройкой, свободой, приватизацией и с общим для этих времен результатом - разочарованием. 


     Часто вторят Гегелю, что история повторяется дважды, первый раз как трагедия, а второй раз как фарс. Но в истории со времен Гегеля случалось уже столько трагедий, что многие текущие события все больше и больше смахивают только на фарс. Политика, экономика, религия, не говоря уже о науке, сами становятся источниками глобальной профанации самых светлых идей прошлого. Вот и в нашей стране опять сверху зазвучал призыв совершить очередной рывок в науке и технологиях.  Но по данным ЮНЕСКО доля России в общемировых расходах на науку и технологии почти в 30 раз меньше чем, в США, а поэтому совершить одними призывами «Догнать и перегнать!» такой рывок не получится. Не получится потому, что теперь реальный и единственный шанс для России сделать такой рывок лежит в области фундаментальной науки, которая, увы, находится во власти тщеславия её жрецов.  Если бы это было не так, то Академия наук РФ не испытывала бы трудности  при избрании своего президента и не свела бы это мероприятие весной этого года к профанации и фарсу. Выборы президента Российской академии наук перенесены на осень 2017 года, т.к. все три претендента на пост президента РАН  – сняли свои кандидатуры.  О всех причинах, из-за которых все три кандидата в президенты РАН поступили именно так, можно только догадываться. Однако, одна причина наверняка оказалась для кандидатов в президенты фундаментальной – тщеславие. По той же причине многие проблемы в науке остаются нерешенными из-за того, что  тщеславие  - это не только невинное заблуждение, а источник и невежества, и величайших бедствий.

     В этой связи уместно вспомнить трагедию, которая произошла более 500 лет назад. Тогда, на центральной площади Флоренции был устроен крупнейший «костер тщеславия». В те годы  там правил образованный, по тем времена, монах Дж.Савонарола. Под его «мудрым» руководством горожане добровольно сожгли в этом «костре тщеславия» огромную кучу полезных для себя вещей. По мнению Дж.Савонарола этот костер  должен был  помочь невежественным, на его взгляд, людям бороться с их тщеславием. Но он ошибся потому, что основной источник тщеславия и невежества оказался не внизу, в народе, а на самом верху, в Ватикане. Дж.Савонарола в этом убедился сам, когда Ватикан по достоинству оценил его заслуги – монаха сначала отлучили от церкви, а позже повесили и сожгли.