Яков Бетхер. Проза

Юрий Юровский
ЯКОВ БЕХТЕР: год 1964, река Алдан, поселок Усть-Миль.

          Яков Бехтер или Яша, один из двух живущих в якутском поселке немцев Поволжья. Лет сорока пяти - пятидесяти. Бобылюет в собственноручно срубленном доме. Отличный работник. Нелюдим. Свободное время проводит с бутылкой. Пьет в одиночку. И по черному. Как соседи, мы часто встречаемся на улице.

-  Гут морген!
-  О! Гут морген!
-  Нах арбайт?
-  Я, я!

          Запас немецкого исчерпан. Да с ним особенно  и не разговоришься. Весной 64-го по поселку разнесся слух, что к Яше приехала сестра. Хрущевская оттепель. Утром я встретил Яшу. Чистый ватник. Свежая рубашка. Отлично выбрит. Трезв. Оказывается, ко мне. В голосе что-то просительное.

-  Начальник! Зайди вечером в гости. С Кохом (второй немец) мы не ладим. А тут сестра в гости приехала. Очень прошу!

        Идти к Яше не хотелось. Жуткий кавардак и грязь в доме. Вечно пьяный Яша, бубнящий что-то на смеси немецкого и русского. Но любопытство победило.
Войдя вечером в дом я был потрясен. Все блестело неописуемой чистотой. На окнах кокетливые занавесочки. С лавки поднялась чистенькая маленькая женщина. Что-то вроде книксена. Представилась:

-  Бона Катя.

          Я окончательно потерял дар речи. Немного отошел уже за столом с небогатой снедью и чаем. И тут я узнал всю историю семьи. И Яши. Рассказывала больше Катя. Яша иногда вставлял несколько слов, но больше молчал, глядя в стол.

        В самом начале войны Яшу призвали. Через месяц посадили в каталажку, за то что немец. Еще через месяц каталажку захватили немцы. Предложили Яше, как фольксдойчу, воевать за фатерлянд. Яша отказался. Тогда его посадили в свой лагерь немцы, как дезертира. Через год Яша сбежал и перешел линию фронта. Здесь его уже ждал советский лагерь, как бывшего в плену. К тому же немца. Дали всего червонец. Потом поселение.

          В семье Бехтеров было восемь человек. Всех распихали по разным лагерям. Подальше друг от друга. Катя попала в Казахстан. Выжила. Думала, что одна. О том, что жив Яша, она узнала только год назад. Чудом. И весь этот год собирала деньги на поездку к брату. Менять место жительства ей не разрешили… Хорошо еще, что разрешили свидеться через двадцать  лет.

          Глядя на них, я думал, что трагедия немцев Поволжья еще никем не описана. А ведь их было больше миллиона. Это потом кое-что появилось в печати. А сейчас передо мной сидели два пожилых человека и плакали. Скупо. Стесняясь. Иногда добавляя штрихи к бесхитростному рассказу о своей искалеченной жизни. Для них война еще не кончилась.

           Через неделю Катя уехала. Яша несколько месяцев хлопотал о переезде в Казахстан. Не разрешили. И он снова запил. Еще через пару месяцев, уезжая из поселка, я зашел к Яше попрощаться. Он сидел пьяный за неубранным столом. Перед ним лежало письмо. Можно было не спрашивать от кого.

-  Что пишет?
-  Болеет она. Но, готова переехать сюда, в Якутию. Не пускают. Что за дела, начальник? Не могу я так больше…..
-  Ну, что ты, Яша! Надо держаться. Надеяться. Может оно и образуется?