Дядя Вася

Юрий Юровский
Якутия. река Мая. Таежный гидрологический пост. Год 1963.


          Дяде Васе было за шестьдесят. Он трижды сидел. Причем один раз за убийство. Я знал это точно, так как читал в Управлении его личное дело. Лет десять назад он поселился на таежном посту в сотне километров от ближайшего поселка. Жил там с женой практически безвыездно, ни разу не беря отпуска.

          Я приехал к нему поздней осенью, перед самой шугой. Приехал на казенном катере с инспекцией. Познакомились. Вид у дяди Васи был устрашающий.   К концу дня мы крепко поругались. Не помню из-за чего. Чтобы не терять времени на распри, я рванул вверх по реке, надеясь проинспектировать еще один пост. На этот раз на притоке Маи -Юдоме.

         Километров через сорок увидел на берегу костер. Причалил. В тайге люди не избалованы общением. Встречаясь, обязательно останавливаются поговорить. Даже якутское здравствуйте – капсенын -  в переводе означает: какие новости?

          У костра оказался маленький отряд геологов. Девушка аспирантка из МГУ и трое студентов. Угостили чаем. Я обратил внимание на их утлую весельную лодку. Предложил: скоро шуга, через два дня могу подбросить вас до поселка на катере. На этом ковчеге вы перекаты не пройдете. Опасно. Девушка гордо отказалась. Она была очень красивая и очень самоуверенная. Еще пару обнажений и все. Спустимся сами. Студенты проводили меня унылыми взглядами. Им явно хотелось домой.

         Я вернулся к дяде Васе через три дня. У берега болтался знакомый полузатопленный ковчег. С тяжелым сердцем поднялся к домику. Живы, успокоил меня дядя Вася. Орали так, что я за два километра услышал. Хорошо, недалеко был от переката – сети ставил. Лодка перевернулась на середине, а вода ледяная. Чудные ребята. Особенно девица. Пузыри пускает, а мешок держит. Кричит, образцы. Что такое образцы? Камни там. За волосы вместе с мешком вытащил. Хуже с парнем, нырять пришлось.

          Здоров же ты, дядя Вася. А про себя подумал – вот тебе и убийца! Не побоялся лезть в ледяную воду, спасая незнакомого пацана. Воистину человеческая душа потемки.

- Ну и где они теперь? Лодка-то вон болтается.
- Отвез, однако, на своей в поселок. Да еще пришлось им билеты купить. Деньги, вишь, утопили, а камни вытащили. Чумные ребята. Чокнутые.

          Пока я инспектировал пост, дядя Вася набивал мой катер отборными тайменями.

- Зачем так много?
- Не обижай, начальник. Ты и моей жене понравился.
- Как понравился? Ты же с ней не разговариваешь! Поругались, что ли?
- Зачем? Обо всем уже переговорили. И так друг друга понимаем. Кой год здесь одни живем. О чем говорить-то мне с ней? Еще один штрих таежной жизни.

- Ну, прощай дядя Вася! Даст бог, свидимся.
- Вряд ли, ответил он. Сбежишь ты от нашей таежной жизни.

          Как в воду глядел. Не свиделись. Через год он заболел. Перебрался в поселок и вскоре умер. Я случайно узнал об этом на аэродроме, навсегда уезжая в Питер.