Ч. 3 Остались на дне океана. Сами виноваты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/07/08/1680

Океанографическое судно  «Mizar», названное в честь звезды, находилось в составе ВМС США, но команда на судне была гражданская. Оно предназначалось для глубоких океанографических поисков и исследований.

На судне имелся буксировочный зонд глубокой разведки, оснащённый стробоскопом, камерами, гидролокатором и магнитометром. Экипаж «Mizar» занимался изучением океанского дна, а само судно служило плавучей базой для подводных   акустических, химических и биологических исследований.

У экипажа судна имелся опыт поиска погибшей подводной лодки «Thresher» (SSN-593), советской подводной лодки К-129 и термоядерной бомбы, которая упала в море при столкновении бомбардировщика B-52G с термоядерным оружием на борту с самолетом-топливозаправщиком KC-135 во время дозаправки в воздухе.

«Mizar» сфотографировал «Scorpion» на глубине одиннадцать тысяч футов. Это стало возможным благодаря совершенно секретной системе гидроакустического наблюдения, которая зарегистрировала акустические сигналы потопления подводной лодки, что позволило ограничить площадь поисков.

 Кроме того, команда исследователей во главе с Джоном Крейвеном разработала подробные сценарии маневрирования подводной лодки при различных ситуациях. Каждый сценарий ввели в компьютер ВМС США и получили сетку, где могла бы находиться лодка. Она оказалась на границе этой сетки.
 
Следствие во главе с вице-адмиралом Остином приступило к изучению полученных фотографий. Большинство заседаний из соображений секретности проходили в режиме, закрытом для публики и прессы.

31 января 1969 году года следствие, изучившее 232 фотографии и заслушавшее девяносто экспертов, пришло к заключению, что причину гибели подводной лодки определить невозможно. Оно категорически исключило две причины: столкновение с подводной горой и неисправность атомного реактора.

Вице-адмирал Остин огласил заключение его следственной комиссии, что экипаж подводной лодки «Scorpion» был хорошо обучен, командир лодки Слеттери и его люди были способны предпринять все нужные действия, чтобы не допустить погружение подводной лодки на запредельную глубину.

Американцы никогда не отправили бы в патрулирование подводную лодку так, как это было сделано с экипажем советской подводной лодки К-129.

Следственная комиссия также подчеркнула, что нет ни малейших свидетельств саботажа или вредительских действий.
 
Спустя шесть лет после подъёма ЦРУ советской подводной лодки К-129 с глубины три мили, военный корреспондент Джек Кестнер позвонил вице-адмиралу Остину с вопросом, можно ли провести подобную операцию с американской подводной лодкой, чтобы установить причину её гибели.

 Ответ адмирала его поразил. Тот сказал, что им известна причина, что случилось, хотя и не на сто процентов. От дальнейших комментариев Остин отказался.

Дальше следует версия американского журналиста и писателя Эда Офли. Одновременно  с АПЛ «Scorpion», которая шла из Средиземного моря, в Атлантическом океане на расстоянии 200 миль находилась советская группа кораблей в составе двух гидрографических судов, одного спасателя подводных лодок и атомной подводной лодки.

Журналисту пятнадцать лет спустя удалось добиться ознакомления с архивом  АПЛ «Scorpion» на основе закона о свободе получения информации. Копии документов, которые ему дали прочитать, предварительно проверила военная цензура, и многое было забелено. В рассекреченной части доклада, с которым он ознакомился, говорилось, что «Scorpion» был потоплен собственной торпедой.

На подводной лодке имелись три типа торпед. В документе говорилось, что произошла неумышленная активация батареи МК-37 вовремя учений в 1967 году. Стал работать электродвигатель, вращаться винт при нахождении торпеды в торпедном аппарате подводной лодки.

Торпеда была учебной, без боевой головной части, торпедисты открыли крышку торпедного аппарата и избавились от торпеды. Её так и не нашли. Девять страниц этого раздела были чистыми, информация на них оставалась секретной.

Некоторые эксперты считали, что причиной гибели подводной лодки стал взрыв электрических батарей. Часть батареи в 1969 году поднял батискаф «Trieste II». По ней было видно, что произошёл взрыв.

 Но адмирал Клэри, который в 1968 году был старпомом на атомной подводной лодке, опроверг это.

 Он объяснил, что на атомной подводной лодке электрические батареи намного меньше, чем на дизель-электрической подводной лодке. Они служат только для экстремальных ситуаций. Взрыв такой небольшой батареи не мог послужить причиной гибели «Scorpion».

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/09/1730

На фотографии: командир АПЛ «Scorpion» Френсис Слеттери в начале службы на флоте