Работа на китобойной флотилии Глава 6

Владимир Чугай
Был на китобазе гарпунер наставник. Метким стрелком он был от бога. На базе бывал не часто. В основном находился на китобойцах, обучая меткой стрельбе недостаточно опытных гарпунеров. О нем ходили легенды, как он в любую погоду без промаха с первого выстрела попадал в кита. При этом любил он крепко выпить. Находясь на борту базы, он иногда ходил по каютам в поисках спиртного, в том числе и «флакуши» - одеколона. Как-то зашел он в мою каюту, увидев на полочке около умывальника бутылочку с одеколоном, взял стакан, вылил содержимое в него и выпил. Приветливо махнув мне рукой, он ушел. Возвращаясь из рейса, он заказывал 2 – 3 машины такси, клал в них свои вещи, и возглавляя кортеж, шел впереди домой.

В конце семидесятых годов был установлен запрет на прием почтовыми отделениями посылок в море со спиртным. Одному из матросов пришла посылка, довольно большой ящик.  Матрос в кругу друзей, в предвкушении удовольствия, открыл посылку. В посылке была картошка и сверху письмо от жены. Под дружный смех друзей матрос со злостью выкинул ящик за борт, потом сел читать письмо. Жена сообщала, что в связи с запретом на прием посылок со спиртным, она положила две бутылки коньяка в картошку. Реакцию матроса можно представить.

Возвращались мы из рейса в начале ноября, праздник 7 ноября проводили уже дома. Встреча базы была торжественной. В первой половине дня к базе на катере прибывало высокое начальство в лице начальника Управления и других руководителей. С ними также был духовой оркестр военных моряков. Начальник Управления поздравлял с успешным завершением рейса, благодарил за работу. Затем оркестр исполнял торжественные музыкальные произведения. После завершения этого мероприятия база медленным ходом двигалась на швартовку к морскому вокзалу.  Швартовались к причалу кормой.

 Момент был поистине волнительным. Члены команды базы, свободные от вахты, собирались на всех палубах на корме, жадно вглядываясь в встречавших, стоящих на причале. На причале тоже было много народа: родные, близкие, друзья, просто желающие посмотреть. Узнавшие друг друга, радостно перекликались. И вот швартовка завершена, установлен трап и встречающие с радостными эмоциями устремляются на борт базы. Возгласы, смех, слезы радости. Те, которых никто не встречал, одиноко и грустно стояли в стороне.

Лето во Владивостоке чаще всего сырое, нередки моросящие дождики. Ноябрь же радовал прекрасной погодой. Чистое голубое небо и воздух, наполненный необъяснимым бодрящим ароматом. В Москве осенью бывают изредка такие погожие дни, но редко, и не каждый год. На меня сразу накатываются воспоминания былых лет интересной и содержательной молодости. Прошло более сорока пяти лет, пусть реже, но во сне я вижу себя в море на китобазе. Казалось бы, пустынное и не всегда ласковое, море цепко держит нашу память, влечет и манит к себе.

                Кто юность в море проводил,
                Навек его он полюбил.
                Порою, ностальгия посещает.
                Как первую любовь он море вспоминает.

                Июнь 2017   





 


©