Пруд Новодевичьего монастыря - излюбленное место для моих прогулок в течении всего года,- здесь не бывает не уютно. Даже в гололёд, в мороз и вьюгу сохраняется некий таинственный романтизм, который привораживает и очаровывает. Немного мест осталось, где можно послушать листву , глядя на поверхность пруда. Утки , а иногда и чайки прилетают сюда для контроля ситуации. Грозные монастырские стены из глубины веков взирают на гуляющее новое поколение, дивясь изменениям. Я смотрел старые советские фотографии этих мест и поразился переменам,- всё иное, даже атмосфера иная, хотя те же мамаши с колясками и трёхколёсными велосипедами, та же детвора, познающая мир; те же пожилые люди, размеренно совершающие моцион,- те же да не те. Не только одежды – лица другие.
Я не люблю экскурсоводов, тем более по святым местам. Бесцеремонно совершая экскурс в седую старину, мы как бы обезличиваем историю. Ведь всё это возводили с какой – то целью такие же люди как и мы. И московский князь Василий 3 был прежде всего человек мужского пола, а уж после статус. Он жил, страдал и веселился, ставил выполнимые и не выполнимые цели и это главное. Экскурсовод оперирует глаголами, причём безлико : жил; возвёл в честь присоединения Смоленска; три версии названия и проч. Представляете, в качестве дани хану на поле свозили красавиц - потому и поле называлось девичьим. Только один факт, а какой масштаб трагедии кроется за ним! Чьих –то дочерей и сестёр отбирали у семьи и свозили как товар на поле , превратив их в средство для расплаты. Где это поле? Как это происходило ? Каковы судьбы красавиц, ведь с годами они состарились и, полагаю, стали не нужны ханству ?
Наполеон ждал на Воробьёвых горах зарева пожара в монастыре, решив непременно его спалить, вплоть до того, чтобы вернуться с целью повторной попытки устройства пожара. И вот, местный житель, чей дом стоял вплотную к монастырю, поджог собственный кров, удовлетворив тщеславие Наполеона и спасая монастырь. Каково имя героя? Как сложилась его жизнь? Где стоял дом ? Есть ли памятная табличка в честь героя? Нам это преподают как занятный факт, а ведь это подвиг масштаба не малого! Кто – то из нас чувствует в себе силы совершить подобное? Я не люблю экскурсии и особенно экскурсоводов. Ради интереса пробовал найти место, откуда Наполеон ожидал зарева над монастырём,- пустая затея. Полагаю, ландшафт Воробьёвых гор значительно изменился. История монастыря, его башен, храмов, захоронений и самого кладбища очень насыщена событиями и требует тщательного анализа, а не поверхностного безликого рассказа обо всём и ни о чём. Историю страны можно проследить, изучая развития монастыря и монастырской жизни. Представьте себе быт монахинь в монастыре : по часам молитвы и службы, в этом идея и смысл жизни. И вот в 1922 году монастырь закрыли. Вы представляет масштаб трагедии для монахинь, для верующих и для просто разумных людей – патриотов?! А зачем закрыли – то ? Что за нужда? Потребность в устройстве в монастырских стенах Музея раскрепощения женщин ? Это ли не варварство? Музей в монастыре, где насельницами были представители знатнейших родов России? Где протекала жизнь поколений посвятивших себя служению Богу!
На льду мною любимого пруда совершалась казнь стрельцов, так утверждает молва, но это не отталкивает, а наоборот привораживает своей загадочной историей.
Монастырь сегодня,- это поток любопытствующих туристов со всего мира, так как практически любая экскурсия по Москве подразумевает посещение действующего монастыря. Теперь это место светской тусовки: что вы хотите , если существуют экскурсии по кладбищу Новодевичьего монастыря. Вдумайтесь : экскурсии по христианскому кладбищу! Посещение кладбища для христианина - это ритуал. Дни поминовения усопших, ухаживание за могилой, молитвы о усопших,- никак не вяжутся с экскурсиями для любопытствующих. Вы бы видели как экскурсанты одеты в летнюю жару и поняли, что в таком одеянии ну никак нельзя на кладбище, ни в коем случае. Но это всего лишь один из объектов экскурсионной программы, не более…Я не люблю экскурсоводов.