Арсений Первый-галактический император. Ч. 3 Гл. 1

Владимир Никитюк
Часть третья. Неделя сюрпризов

Глава первая. Изучение телевизора

Арсений проснулся от того, что по комнате кто-то ходил.
- Вставай, лежебока! – услышал он голос Дениса. – За грибами пора!
- А сколько сейчас времени?
- Семь утра уже!
Действительно, пора просыпаться. Но почему не открываются глаза? Как будто на веки тяжёлый груз повесили.
- Постой-ка, – начал вспоминать Арсений, - а я ведь уже был в лесу… И грибов там набрал…
Тут в его голове стала разворачиваться совершенно немыслимая цепь воспоминаний. Необычный камень в лесу, перенос в будущее, дача в “геометрическом” стиле, темпоральная полиция, Архангельск с небоскрёбами, император и его представитель, книги-карточки, избирательные законы будущего.
- Эй, ты опять заснул! – не унимался Денис. – Просыпайся скорее!
Так неужели всё это был сон? Яркий, подробный, необычный, - но всё-таки сон?
И тут он окончательно проснулся.

Вселенная мгновенно перевернулась. Никакого Дениса в комнате, конечно, не было. Да и сама комната была вовсе не дачного типа.
Арсений подошёл к огромному окну, посмотрел на многокилометровые небоскрёбы на фоне рассветного неба. Да… Вот она, реальность! А вот Денис – тот действительно приснился.

Циферблат электронных часов показывал пять утра. А звонок он поставил на семь. Так что можно с чистой совестью ещё поспать.
Но спять совершенно не хотелось. В голове была просто невероятная бодрость. А во всём теле такая лёгкость, что, казалось, ещё чуть-чуть – и он вверх взлетит.
Странно… После такого дня естественно было бы чувствовать, как минимум, усталость…
Но раз спать не хочется, надо вставать. Умыться, позавтракать, - а потом опять за книгу.

Зайдя в ванную, Арсений посмотрел на себя в зеркало. Н-да, щетина уже подросла. Надо побриться. Что там вчера ему об этой процедуре рассказывали?
По бритве его инструктировать не стали – сказали, что это очень сложно. Мол, гораздо проще воспользоваться кремом для временного удаления волос.
Тюбик с кремом выглядел как короткий пластмассовый цилиндр. Диаметр – чуть больше, чем у карандаша. Длина – около одного сантиметра.
Арсений, как ему вчера было показано, сжал цилиндрик на концах – и его содержимое вылилось в руку. А сама оболочка “схлопнулась” в пластмассовый диск размером гораздо меньше копейки.
От неожиданности ему даже не удалось удержать эту штучку в руках – и она, глухо стукнув, упала в раковину. Но вниз не провалилась – решётка на стоке задержала.
Так, а что с кремом? От резкого движения он, скорее всего, весь пролился?
Ничего подобного! Густой крем очень хорошо держался на руке и даже не думал стекать.
Арсений смазал им лицо, а потом сразу же смыл. И застыл в изумлении: щетина с лица исчезла.
Более того: никогда он ещё не брился так чисто!

Сразу же мелькнула шальная мысль: а как там причёска? Ведь волосы на висках мало отличаются от того, что растёт на подбородке!
Арсений приблизился к зеркалу, внимательно смотря: не появились ли на висках нежелательные проплешины? Но, к счастью, ничего плохого там не было. Крем загадочным образом понимал, какие волосы можно удалять, а какие – нет.
Вынув из раковины пустую упаковку от крема и бросив её в маленькую пластмассовую коробочку (приёмный контейнер для мелкого мусора, как ему вчера объяснили), окончательно проснувшийся попаданец пошёл завтракать.

Сегодня его неожиданно потянуло на деликатесы. Интересно, есть ли они в холодильнике?
Оказалось, есть, - и в достаточном количестве.
Солёная сёмга, красная и чёрная икра, крабовые консервы… Всё это было неожиданно высокого качества и было съедено с огромной лёгкостью.
Арсений привык есть большинство морепродуктов со сливочным маслом. И вот оно удивило больше всего. Такого потрясающе вкусного масла он не ел ни разу в жизни!
Потом был чай с безумно вкусными пирожными и два роскошных фрукта: огромная груша и манго.
Завершила обед чашка свежемолотого кофе, приготовленная миниатюрной кофе-машиной (к счастью, как она работает, ему тоже вчера показали).
Быстро вымыв грязную посуду, Арсений понял, что готов к дальнейшему общению. И решительным образом потянулся к трубке квартирного телефона.

Но сразу же отдёрнул руку. Слишком рано – начало седьмого. Неудобно так рано людей будить. Надо подождать – хотя бы до девяти утра.
А чем заняться? Книжку читать почему-то не хотелось. Телевизор, что ли, посмотреть? Ему ведь показали, как он включается, - а он так и не успел ничего посмотреть.
Огромный вогнутый экран, возникший над подставкой после нажатия кнопки, выглядел очень непривычно. Но сама работа этого прибора оказалась ещё более неожиданной.
Телевизор XXIII-го века был в принципе не похож на телевизор века XXI-го.

Ведь чем было привычное для Арсения телевидение? Набором программ, по которому в режиме реального времени передавались различные программы. То есть каждый зритель мог видеть только то, что ему в данный момент передавали.
Конечно, передаваемое можно было записать – но внешними по отношению к телевидению средствами.
А вот на компьютере всё было по-другому. Имелся огромный набор информации, из которого можно было выбрать любой файл. И продемонстрировать его на экране.
В начале XXI века казалось, что ещё несколько лет – и телевидение вообще исчезнет. Компьютеры, мол, его заменят.
Ну и что? Двести лет прошло – а оно так и не исчезло.

Так, что там первым пунктом меню? Странная услуга с непонятным именем “Посмотри сам!”
Оказалось, что это нечто вроде WEB-камер. Только гораздо лучше – сразу по нескольким параметрам.
Во-первых, потрясающее качество изображения. Арсений пристроился у самого огромного экрана – но изображение не выглядело ни капельки размытым.
А ещё изображение можно было очень сильно увеличивать – опять же без всякого ущерба для качества.
Но самым потрясающим было количество камер.
В начале XXI было неплохо, если на большой город приходилось несколько нормально работающих камер. А здесь их было гораздо больше. Без всякого преувеличения – их было много.
Не просто много – невероятно много.
Нет, опять не так. КАМЕРЫ БЫЛИ ВЕЗДЕ. И все они работали.
Следующий час пролетел для Арсения, как пять минут. Виртуальные путешествия – штука заразительная! Особенно с таким немыслимым сервисом!

Сначала Арсений полюбовался на Архангельск – и убедился, что это именно тот город, по которому он проехал вчера. А вторым номером (что совершенно естественно) был его родной Санкт-Петербург.
Центр города изменился очень мало. Разве только стал гораздо более аккуратным и ухоженным.
И ещё – в центре Петербурга не было транспорта. Совсем. Совершенно. Только люди преимущественно туристического вида.
Быстро идущих и вообще торопящихся было не видно. Наверное, куда-нибудь быстро добираться было быстрее всего не по поверхности земли.
А потом Арсений стал просматривать сильно разросшиеся окраины. Тем более, живя в Петербурге, он все их неплохо знал.

Большая их часть была застроены домами, которые в начале XXI назвали бы высокими. Но отнюдь не небоскрёбами. Обычно этажей тридцать-сорок, иногда – пятьдесят. Но не больше.
Кое-где встречались и небоскрёбы. И практически всегда не поодиночке, а небольшими группами.
Особо непривычно выглядело побережье.
Долгое время Санкт-Петербург был приморским городом без побережья. Берега Финского залива были заболоченными и на них долго ничего не строили.
Кое-какое строительство на побережье началось лишь в семидесятых годах XX века. Но выборочное и осторожное. По крайней мере, так это запомнил Арсений.
А вот теперь всё побережье было застроено. И как застроено!
Дома, стоящие на берегу моря, были прекрасны. Без всякого преувеличения. Поэтому панорама Санкт-Петербурга со стороны Финского залива была просто потрясающая!

Потом Арсений, конечно, посмотрел Москву. Столица России выглядела невероятно красиво. Бережно восстановленный центр – и лес небоскрёбов на окраинах.
Следующим на очереди был Нью-Йорк. Тут уже восприятие попаданца полностью зашкалило. Какой-то сказочный город великанов. Действительно, столица небоскрёбов…
После этого Арсений вернулся к просмотру территории России. Да, там многое изменилось – причём преимущественно в лучшую сторону. Большие города покрылись небоскрёбами, средние превратились в большие, маленькие… Ну тут понятно...
Но был регион, который поразил попаданца больше всего: Юг Западной Сибири.
Он весь была покрыт большими городами. А три западносибирских города – Тюмень, Омск и Новосибирск – превратились в настоящих гигантов, ненамного уступающих Москве.
Арсений сделал в памяти зарубку: надо будет разузнать, почему именно этот регион так поднялся?
А потом вздохул: слишком много ему ещё придется узнать. Слишком много…

Восточная Сибирь и Дальний Восток по уровню развития Западной Сибири явно уступали. Но вот если сравнить их с тем, что было в начале XXI века… День и ночь.
Особенно выделялись четыре города: Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Ну это-то понятно – они и раньше своим масштабом выделялись. Но вот дальше…
Один из городов поразил Арсения до глубины души. Анадырь! Город-чудо, город-мечта, город-сказка! Ряд немыслимо-красивых небоскрёбов, выросших на границе океана и тундры.
Анадырь выбивался из общего ряда виденных до сих пор мегагородов. Он был ДРУГОЙ.
Кто же был его архитектором? И почему он не участвовал в постройке других городов? Надо обязательно спросить!
Вот ещё одна “зарубка” в памяти…

Вначале Арсений хотел коротко “пробежаться” по всему миру. Но сумел остановить себя, хотя и с большим трудом. Нет, это от него не убежит! Сейчас важнее другие режимы телевизора изучить!
Интерактивных услуг “первого ряда” было три: уже освоенная попаданцем “Посмотри сам!”, “Прикоснись к событиям” и “Последние новости”.
“Прикоснись к событиям” показывала в реальном времени наиболее значимые события. Эта были те же камеры – но расположенные в местах, где происходило что-то интересное. События были рассортированы по масштабу: общепланетные, в масштабах государства, в масштабах региона, местные. Тематика событий тоже была разная: выборы и иные политические события, спортивные соревнования, культурные мероприятия, необычные природные явления. И многое другое…
Арсений посмотрел извержение вулкана на Камчатке, тушение пожара в Западной Канаде, митинг Общеамериканской партии в Вашингтоне и Республиканской – в Париже. Ну что ж, идея понятная…
Что там дальше? “Последние новости”?

Но тут-то как раз всё было просто. Обычные новости, точно так же ранжированные по уровням. Правда, ещё и по тематике: политические новости, культурные, спортивные, природные, погодные… И ещё штук сто более экзотических тем. 
Ради любопытства Арсений решил посмотреть космические новости. Оказалось, что завершена очередная станция, плавающая в атмосфере Сатурна. Начато строительство пятого купола на поверхности Плутона. И готовится сдача третьей очереди верфи, строящей звездолёты.
Это были хорошие новости. Не обошлось и без плохих: исследовательская экспедиция из трёх звездолётов была атакована отрядом рейнджеров. Есть раненые и убитые…
Похоже, сильный внешний враг тут всё-таки есть. Но не на Земле, а в космосе.

Отодвинув в сторону желание покопаться в новостях, Арсений продолжил изучение телевидения.
Что такое интерактивные услуги он, в принципе, понял. Теперь надо разобраться с неинтерактивными.
Но тут всё оказалось совсем просто.

Это был просто видеоархив, в который записывались фильмы, видеоролики, специально подготовленные передачи… В общем, всё, что принято показывать по телевизору.
Никаких номеров каналов не было. Вся информация была строго расклассифицирована по тематике. Для облегчения поиска имелась поисковая система – нечто вроде привычного “Гугла”.
Поиск облегчался наличием дополнительных атрибутов: где и когда был создан ролик, кто его автор, кто спонсоры.
Кстати. А не посмотреть ли что-нибудь о попаданцах из прошлого?

Информация о них была. Но в основном уже известная.
Мол, есть такие странные штуки - темпоральные порталы. Они переносят людей из прошлого в настоящее. Перенос – штука очень вредная, и бедные попаданцы обычно что-то теряют: или свободу, или разум, или даже саму жизнь.
Но даже тем, для кого путешествие прошло относительно благополучно, не позавидуешь. Ведь они – дети своего времени и к другому времени совершенно не приспособлены. Даже мозговой защиты при себе не имеют.
Чтобы помочь этим беднягам, была создана темпоральная полиция. Её бригады базируются либо в региональных центрах, либо в специальных пунктах, привязанных к активным темпоральным порталам.
Темпоральной полиции помогают добровольцы из местных жителей.
Вот, пожалуй, и всё. Не густо.

Арсений хотел узнать, не появились ли в сети материалы о нём самом.
Оказалось, что нет. Более того – они и не могли появиться.
Потому что “информация о конкретных попаданцах является конфиденциальной, поэтому не может быть размещена в общем доступе”.
Вот так. Просто и со вкусом.

Арсений быстро просмотрел базу данных неинтерактивных услуг. Их было много. Просто невероятно много.
Но это никуда не убежит. Пока надо общие принципы телевидения до конца изучить.
Уже через десять минут стала понятна важная вещь: граница между интерактивными и неинтерактивными услугами очень относительна.
С одной стороны, вся интерактивная информация сохранялась в памяти. Можно было смотреть, что происходит перед камерой в данный момент. Но также очень легко можно было посмотреть, что показывала камера раньше. Например, полтора часа назад. Или вчера. Или сорок дней назад в произвольно выбранный момент времени.
Таким образом, история интерактивных элементов, в сущности, составляла некую специальную часть неинтерактивного архива.
С другой стороны, информация в неинтерактивный архив заносилась двумя разными способами. Самый распространённый заключался в том, что информационный элемент заносился сразу, в полностью подготовленном виде.
Но иногда запись шла по мере формирования записи, то есть тоже, фактически, в интерактивном режиме. Пока запись шла, в архиве находился неполный вариант. Как только запись заканчивалась, в архиве оказывался её полный вариант.

Что ещё удалось обнаружить?
Во-первых, то, что телевидение было глобальным. С лёгкостью можно было посмотреть информацию любого уровня: общепланетного, государственного, регионального, местного. Причём не только “свою”, но и “чужую”. Например, Арсений с лёгкостью получил доступ к открытому заседанию городского совета Кардиффа – столицы Уэльса.
Даже языковой проблемы как таковой не было. В большинстве случаев можно было выбирать язык, на котором звучит ролик. Русский вариант имелся очень часто. Это было даже удивительно. Например, какая-нибудь передача чилийского телевидения выпускалась в десяти языковых вариантах – в том числе и русском.
Ну а там, где не было русского варианта, обычно был английский. А так как Арсений английским владел очень неплохо, то и языковых проблем лично у него почти не было. Смотри что хочешь.

Мягко дзинькнули электронные часы. Уже одиннадцать утра! Как он увлёкся!
Надо звонить в соседнюю квартиру и извиняться.
Трубку взяла Людмила. И быстро пресекла попытку извинения.
- Я же понимаю, что телевизор нашего времени – очень интересная штука. Вы ещё быстро успели!
- Стоп! А откуда вы об этом узнали? – удивился Арсений.
- У нас на пульте лампочка зажглась – и мы поняли, что вы включили телевизор. И несколько часов не выключали.