Путь и просветление

CОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Бадма, студент буддийского института в Улан-Баторе, входил в ворота дацана вместе со своим Учителем.
У ворот стоял нищий и просил милостыню. Но Бадма, думая о чем-то своем, даже не посмотрел в его сторону.
- Какой ты бездушный, однако, человек, - укорил его Учитель. – Ты не дал этому нищему копейку, без которой, возможно, он завтра умрет голодной смертью!
Эти слова произвели на Бадму сильное впечатление. И на другой день, входя в ворота дацана, он торопливо достал мелкую монету и положил ее в протянутую шапку…
- Что ты делаешь? – возмутился, увидев это, Учитель. – Ведь ты же студент и получаешь крошечную стипендию! А этот нищий – бездельник и пьяница, который пропьет твои деньги в первой же пивной. Да еще и посмеется над твоей наивностью!
Вконец растерявшийся Бадма попросил разъяснить ему столь противоречивые, на его взгляд, замечания, и Учитель сообщил:
- В первый раз я вызвал в тебе угрызения совести искусственным путем. Во второй раз ты подал этому нищему потому, что рядом был я, и ты побоялся услышать от меня слова осуждения. Но где же твоя собственная позиция в этом вопросе?


ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

У одного ламы было двое учеников: способный и никуда не годный.
Когда учеба закончилась, способный ученик решил стать отшельником и ушел в горы. А никуда не годный ученик, сильно любивший своего Учителя, остался в его доме вести хозяйство.
Прошло много лет, и на пороге дома ламы появился ученик, ушедший в горы и ставший отшельником. Обрадовался лама, увидев своего ученика, и решил узнать, чему же он за эти годы научился? Лама подвел его к яблоне и попросил сорвать яблоко, не дотрагиваясь до него рукой.
Ученик принял позу лотоса, сконцентрировал свою мысль, и вскоре в его руках оказалось спелое яблоко!
- И я так умею, Учитель, - услышал вдруг лама, и вскоре в руках его второго ученика тоже оказалось яблоко!
Обрадовался лама успеху своих учеников и предложил им прикрепить яблоки на прежнее место. Но как ни старался ученик, ставший отшельником, так и не смог эту задачу решить. А «никуда не годный» ученик без особых усилий прикрепил яблоко к ветке.


ПУТЬ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Лама привел ученика на берег реки и спросил:
- Что ты видишь?
- Воду, - ответил ученик.
- А что еще?
- Свое отражение в ней.
- А почему ты нахмурился, отвечая на мой вопрос?
- Я бы хотел видеть только воду, без своего отражения в ней, - ответил ученик.
- Прекрасный ответ, - заметил лама. – Рад тому, что ты правильно понимаешь Путь, ведущий к Просветлению. Но как на деле это осуществить?
- Не знаю.
- Неужели не знаешь? – засмеялся  лама и столкнул ученика в воду.


Рецензии