О Корнеслове А. С. Шишкова

Игорь Еремеев Труды
РЕЧЬ – ЗРЯЧИЙ – СЛЕПОЙ – НЕМОЙ – ГЛУХОЙ – ЖЕСТ – ЯЗЫК

1. РЕЧЬ, РЕКА и РУКА
Везде и всегда речь связывается с текущей водой.
Речь льется как ручей-река. Слово сливается  с уст как слива или как яблочко наливное. Петь – пить. «Песня льется по простору…»
Река – рука – река течет в определенном направлении. Вон туда!
Речь – рука: сказать – показать на что-то.
Аналогия речи и реки: река льется из устья в море, речь льется из уст в мир.
Речь – вода. Вода ведет щепку (по А.С.Шишкову) – направление указать рукой
Речь: сказать – указать – показать = научить.

2. ВИДЕНИЕ и СЛЕПОТА
Видеть – ведать – водить. Кто видит – тот ведает – тому и водить (других)
Вождь = видящий. Он указывает нам путь рукой.
Зрение = зарение (о-зарение), видеть зарю (взор – заря, око – солнце)
Противоположен вождю не-вежда, глупый = гол +луп (голо-лупый) – не видящий
(вежды – по-старому веки). Слепой – слепил вежды.
Инверсия: но в тоже время Слепой – ведающий (невидимое) – Гомер, Эдип,.. Бабушка Ванга слепая, но она видит невидимое. Ведьма, ведун – ведающие (про тот свет).
Речь через слова «вода» и «сказать» связывается с Видением, зрячестью.

3. НЕМОТА
Немой = не мой, т.е. Чужой.
Человек = словек по «Корнеслову» А.С.Шишкова. Поэтому не говорящий по-славянски – немой немец. Здесь - славные славяне, т.е. мы, а там (= на том свете) – немцы, т.е. они = не мы. Выражение строго бинарной картины мира русского крестьянина.
(о том, что в слове «человек» содержится два круга чело-коло и век-вече писал в «Теории слов» Липавский.)
В миру говорят: «Молчание – золото», т.е. в миру молчаливость – качество положительное. А про красиво говорящего говорят болтун.
В разговоре один говорит, другой слушает. Один учитель, другой ученик. Т.о. Немой – это ученик (обет молчания против гордости) и идеальный слуга (не разболтает чужую тайну),.. По отношению к видящему-говорящему он второй.
На фоне общего правила приобретает смысл инверсия: «Знающий не говорит, говорящий не знает» (эзотерическое учение Лао-Цзы: поскольку слова не выражают суть, то говорящий не учитель, а молчащий не ученик).
Молчание – молва, молитва, молния, моль, мел, мельник, мыло, малыш, молоко – все белого цвета.

4. ГЛУХОТА
Глухой (голо-ухий) не слышит = не слушает = не слушается – неслух, олух – отрицательное в миру качество. Глухарь токует, сам себя нахваливая перед курочкой, и не слышит как идет охотник.
Глухо-немой объединяет в себе два противоположные с точки зрения мира качества: непослушность (гордость) и послушание (слуга, ученик). Что выводит его за пределы мира, в «страну глухих». Глухо-немые говорят руками. Сказать = показать.

5. ПЕРВИЧНЫЕ ЖЕСТЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ВОЛИ
Девушка, выходя из метро, приостанавливается и из-под навеса протягивает руку, аккуратно поводит рукой в воздухе, и выходит наружу (пробовала нет ли дождя);
Ребенок на мгновение – так, чтобы мы поняли – отворачивает голову от ложки с кашей, которую не хочет («Видеть не хочу!»). Жест может быть усилен: рука отталкивает ложку («Уберите!»), а голова отворачивается в противоположную сторону. И т.п.
Подобные Жесты говорят о желаниях и относятся к первичной области воли.

6. ЯЗЫК КАК СВЯЗАННОСТЬ ИМЁН
Первично выражение желания (или нежелания): «хочу вон то». А дальше идёт имя вещи.
Так руку (указание на желаемое, сопровождаемое мычанием) заменяет речь.
РУКА = РЕЧЬ (допустим, первично звукоподражание: рррычать, ррручей).
Но слова живого языка не бессмысленные бирки, а имена! (концепция Библии) В языке слова-имена связываются ассоциативно между собой, связывая таким образом обозначаемые ими вещи в единое целое, связывая мир в круг.
Далее идёт обобщение от воспринимаемого органами чувств к абстрактному: сладко - лад, горько – горе, дух (запах) – дыхание – душа и т.п.
В языке похожие вещи (или рядом лежащие) называются похоже.
Например, слова из области «смерть» связаны с морганием глаз:
Ночь = не очи (А.С.Шишков), Смерть (сморить – сон сморил, покойник - покой), мрак, морок (мор ока), морг (моргать), пращур (прищур), шурин (щурин – чужой), морковь («сидит девица в темнице…»), мороз, мразь, мороженое, морошка, смерд (смердит как смерть), смородина (черная, в былинах речка Смородина),..
Все это можно было бы «сказать» вариациями закрывания глаз.
(Возможно, язык жестов, язык глухо-немых, повторяет обычный язык: похожие вещи обозначаются похожими жестами.)

7. "КОРНЕСЛОВ" и ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
При таком взгляде на язык заимствованные из других языков слова ослабляют родной язык. В нормальной ситуации, попадая в чужой язык эти иностранцы видоизменяются так, чтобы соответствовать прочим словам своего ряда. Так камушки обкатываются рекой. Но сегодня этому мешают правила правописания, яростно навязываемые извне.
Центростремительной тенденции «Корнеслова» А.С.Шишкова противоположна центробежность этимологического словаря, представляющего собой «царство количества» (по Рене Генону). Здесь малоупотребительным, вовсе неважным для языка словам, уделяется столько же внимания, что и важным. Близкие слова, отличающиеся друг от друга неважными по сути гласными, разбредаются по толстому словарю. Язык и выражаемый им мир теряют смысл. Современный звездочёт смотрит на звёзды – с каждым годом их становится всё больше и больше – и давно уже не видит того, что лежит у него под носом. Он не видит и не хочет видеть в силу своей извращённой антиприродной склонности, ассоциации, которые руководят языком, снами и вообще творчеством человека.
В наше время, когда русский язык быстро захламляется разнообразными американизмами и техническими уродцами, проповедь патриота А.С.Шишкова о чистоте русского языка, становится вновь актуальной.