На Муромской дорожке. Сборник статей 3

Василий Лягоскин
НА МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ

Сборник статей в рубрике "Интересное о лесе"
Департамент лесного хозяйства Владимирской области
№ 3. Июнь 2017 года

   Публикуется с разрешения департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области. Печатный вариант. С полной версией (с фотографиями) можно ознакомиться на сайте департамента в рубрике "Интересное о лесе".
   Автор и редактор материалов сборника Василий Лягоскин.


Я БЫ В АРЕНДАТОРЫ ПОШЕЛ - ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Наивные вопросы и ответы профессионала: продолжение

 В  следующий раз в двери  кабинета     на четвертом     этаже     департамента  лесного хозяйства я вошел во всеоружии -   в кармане грелась  плитка шоколада  (почти   такая   же, как   та,    половину    которой   я съел после первой беседы). Увы, Светланы Викторовны Артемьевой на месте  не  было. Она, как мне любезно    пояснила  Дарья Михайловна Ларина, занимавшая  в  отделе    высокую должность   главного     специалиста-эксперта, сейчас отсутствовала по вполне   уважительной   причине - принимала  участие  в совещании, в администрации области.

       - Ну, тогда, - улыбнулся я Дарье Михайловне, - может, вы продолжите просвещать меня? Ведь не случайно же вы главный специалист, да еще эксперт.

   - Спрашивайте, - кивнула Ларина.

   - Что там насчет двадцать пятой статьи Лесного Кодекса? Какой вид пользования самой дорогой?

   Про себя же я подумал: "Раз люди готовы платить кучу денег, значит - и доход собираются получить соответствующий!".

   - Пожалуй, - задумалась ненадолго Дарья Михайловна, - вам следует обратить внимание на такой вид использования лесов, как рекреация.

   - Рекреация - это что?

    - Раньше так называли организацию мест культурно-массового отдыха, различных спортивно-оздоровительных мероприятий.

   - За деньги, естественно, - предположил я, представив себя хозяином загородной базы отдыха, со всех сторон окруженной вековыми деревьями.

   - Это уж как дело поставите, - пожала плечами главный специалист-эксперт, - но за пользование участком леса придется выложить кругленькую сумму.

   - Какую?

   - Размеры арендной платы устанавливает Правительство Российской Федерации, и зависит она от  многих факторов - от категории лесов, на которых расположен арендный участок, от удаленности от дорог общего пользования. Арендатору, который будет организовывать детский отдых, положены серьезные преференции. Но это, как понимаете, куча дополнительных проблем, не связанных с лесным хозяйством. Еще - чем ближе ваша база к дороге, тем дороже будет и плата. Рядом с асфальтированной дорогой плата будет в три с половиной раза больше, чем в глухом уголке, куда можно добраться только на тракторе.

   - Да кто же туда поедет? - возмутился я.

   - А вы сами дорогу туда проложите. Возьмете еще один участок в аренду - теперь по виду пользования "строительство и эксплуатация линейных сооружений".

   - Ага! - возмутился я еще сильнее, - я дорогу построю (у меня словно завалялись  в кармане пара-тройка лишних миллионов на строительство), а вы мне сразу арендную плату в три с половиной раза...

   - Ну, так это не будет дорогой общего пользования. Вот если вы ее передадите на баланс соответствующей службе, и ее внесут в реестр - тогда, конечно...

   - Давайте   про линейные сооружения в следующий раз. Я вот сейчас опять еду в командировку, в Ковровский район. Так там в поселке Мелехово горка есть, Красной называется. Там почти как в Куршавеле - и подъемник, и прокат лыж, и ресторан свой, и домики из  оцилиндрованного бревна; заселяйся и отдыхай! Я  отдохнул один раз. На лыжах спуститься не рискнул, а на "таблетке" покатался, порцию адреналина получил. Денег, правда, оставил немеренно...

 - Очень хороший пример, - улыбнулась Дарья Михайловна, - можно сказать, классический. Дело в том, что там как раз и находится один из арендных лесных участков. Та самая рекреация.

   - Каких лесных участков? - у меня чуть не отвисла челюсть, - там же ни одного дерева нет, даже кустика какого-нибудь хилого. Да и какие деревья на горнолыжной трассе?

   - Лесной участок, - продолжила просвещать меня главный специалист-эксперт, - это не только участок, занятый древесно-кустарниковой растительностью. Это земельный участок, входящий в состав лесного фонда. В основном это, конечно, лесные насаждения. Но могут быть и прогалины, вырубки, гари, лесные культуры, не переведенные в покрытую лесом площадь. Или вообще так называемые нелесные площади - болота, пашни, сенокосы,  даже реки и озера. Ну, еще дороги, просеки, другие объекты лесной инфраструктуры.

  - Болота мне, конечно, не нужны...

   - Не скажите, - усмехнулась Дарья Михайловна, - а может, вы надумаете торф добывать?

   - Давайте все-таки про рекреацию, - взмолился я, - время поджимает.
   - Хорошо, - кивнула Ларина, - на месте "Красной горки" когда-то был безжизненный отвал отходов местного карьероуправления. Сейчас бы у них, конечно, такой фокус не прошел. Арендатор, использующий участок по виду пользования "Добыча полезных ископаемых", по окончании сроков аренды должен сдать участок лесничеству рекультивированным, то есть пригодным для посадки леса. А в нашем случае заинтересованный предприниматель  взял в пользование четыре гектара не используемой лесной площади; по сути, террикон, на котором, говорят, когда-то снимали фильм про звездные войны; он облагородил его, и теперь...

   - Снимает сливки, - подхватил я, - очень сладкие.

   - Об этом не знаю, - сверкнула очами специалист, - и не хочу знать. Для департамента, и для бюджета главное, что он исправно - полностью и в срок -вносит арендную плату. А это порядка ста двадцати тысяч рублей в год. Если желаете, могу уточнить.

   - Не надо, - махнул я рукой, мысленно производя нехитрый расчет, - сто двадцать поделить на двенадцать, да на четыре, и еще на сто, - это получается, что можно взять небольшой участок, всего по двадцать пять рублей за сотку в месяц (или еще дешевле - подальше от дороги) - построить там особнячок, и устроить себе персональную рекреацию. Красота!

   - А вот это вряд ли получится, - покачала головой Дарья Михайловна, - в своем проекте освоения лесов вы должны будете обосновать использование участка  именно по этому виду. И ваш жилой домик вряд ли пройдет экспертизу...

   - Это что, мне и противопожарный пункт оборудовать придется?!

   - Да! И много чего еще - все согласно требований законодательства. И еще - процедуру аукциона здесь тоже придется пройти: глядишь, кто-то и перехватит выбранный вами участок.

   Последнее прозвучало почти издевкой. Пробурчав: "Большое спасибо. Мне пора, до свидания!", - я вышел в дверь, и сам не заметил, как оказался на первом этаже департамента. Только тут я вспомнил про шоколадку в кармане. Решил, что это повод еще раз подняться на четвертый этаж, набраться уму-разуму в таком сложном вопросе, как аренда лесов. Но уже в следующий раз. Потому что действительно спешил в Ковровский район. Именно там, как сказал мне генеральный директор ГАУ "Владлесхоз"Виктор Андреевич Себелев, в филиале совсем скоро должны начаться перемены.

                Продолжение следует...

 Для сведения:

-  Арендаторов лесных участков, использующих леса
Владимирской области в целях рекреации                -      54
  -  Общая площадь лесов, переданных в аренду в целях
  рекреации                -     194,9 гектаров
               

КОВРОВСКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК
Часть первая: Один за всех

    В Клязьминском лесничестве (теперь это часть производственного участка) меня ждал мастер Виктор Николаевич Ожегин. Стаж работы в лесном хозяйстве у Ожегина внушительный – более сорока лет; большая часть его приходится именно на это лесничество. Сейчас он остался единственным, кто представляет бывший Ковровский лесхоз на этой промышленной площадке.

 - А было время, - Виктор Николаевич с ностальгией и горестными нотками в голосе водил меня по территории, тишину которой нарушали лишь автомобили, проносящиеся по близкой трассе, - когда в лесничестве работало больше пятидесяти человек.

   - Как давно это было?

   - Вот когда лесхоз разделили на филиал и ГУП (так прежде назвался ГАУ «Владлесхоз»), так все и покатилось под горку… А ведь четыре бригады работало в лесу; два цеха полностью древесиной обеспечивали…

   - И что выпускали? - тут же поинтересовался я.

   - В цеху лесопиления, - Ожегин показал на закрытые двери цеха, выстроенного из кирпича и внушительных бревен, - до четырехсот кубометров доски в месяц пилили. А цех оцилиндровки (теперь он показывал на металлический ангар из двух огромных куполов) до двухсот кубов продукции выдавал.

   - Это той самой оцилиндровки, что идет на строительство домов?

   - Да, - кивнул мастер, - мы и сами дома собирали – по желанию заказчика. И не только домики  – двух-, трехэтажные комплексы возводили по проектам, загородные базы. А еще (глаза Виктора Николаевича загорелись; он стал размахивать руками) – содержали охотничье хозяйства лесхоза, на Богдановских прудах рыбу разводили; даже участок Клязьмы – километров двадцать – в аренду взяли. Одной техники по утрам выезжало…

 Виктор Николаевич задумался ненадолго, вспоминая, и продолжил:

   - Это я вспомнил, как отчеты по механизмам каждый месяц составлял. Считайте, - он начал загибать пальцы, - пять тракторов – четыре в лесу, и один на пилораме; три лесовоза «Фискарс» и один бортовой; три наших, советских джипа "УАЗ" для перевозки рабочих… и начальства, да еще один ЗИЛ с будкой; экскаватор «Петушок», самосвал на базе сто тридцатого ЗИЛа. Одной солярки, да бензина уходило… - вон, емкости до сих пор стоят… пустые. Работники в очереди стояли, чтобы в штат лесничества попасть – тут и зарплаты высокие были – «белые», и полный социальный пакет…
Видели, вдоль дорог беседки рубленные стоят?

   Я кивнул: «Не только видел, но и оценил их внешний вид и прочность – в тех же Дубках больше десяти лет стоят, и ни на сантиметр не покосились».

   - А теперь…, - он махнул рукой.

   
   Вообще-то эту тему я собирался обсудить с генеральным директором ГАУ "Владлесхоз" В.А. Себелевым. Но сейчас я не мог не задать заслуженному работнику пару каверзных вопросов.

   – Я, Виктор Николаевич, тоже вспоминаю начало двухтысячных с большой теплотой. Тогда не только лесное хозяйство богатело и развивалось. Но сейчас – я уверен, даже с теми же объемами леса так шиковать не получилось бы.

   - Почему это? - насупился Ожегин.

   - Давай считать вместе. Вот ты, Николаич, хвалился, сколько народу в лесничестве работало.

   - Да, - кивнул мастер, - больше полусотни.

   - А теперь подсчитаем, сколько из них «обслуживали» работяг – в конторе, и около нее.

   - Давай, - начал загибать пальцы Ожегин, - лесничий – раз; помощник лесничего – два; три мастера леса, два мастера цехов, два бухгалтера, нормировщица, электрик… еще – три егеря, три сторожа, водитель, который начальство возил… лесников считать?

   Я кивнул.

   - Это еще десять человек. Итого получается… почти три десятка! Это мы еще контору лесхоза не подсчитали.

   - Из пятидесяти. Государство, я так понимаю, лесную охрану дотировало.

   - И правильно делало, - набычился мастер производственного порядка. Было хоть с кого спросить!

   - А теперь скажи, Николаич – у арендатора с таким же объемом заготовки древесины какая контора – и прежде была, и сейчас?

   Мастер ненадолго задумался – явно вспоминал знакомых арендаторов.

   - В общем-то, они сами за всех – и за директора, и за мастера. Кто покрупнее, мастеров заводят…, ну и пару-тройку лесоводов.

   - Я больше тебе скажу, Николаич. Они даже бухгалтеров на работу не берут, из экономии. Отчеты им наемные фирмы делают – максимум за пять тысяч рублей в месяц. А сколько ваша бухгалтерия зарабатывала? Как тут с таким арендатором конкурировать? Вот и начали сокращаться – до тех пор, пока ты один тут не остался. За всех!

   Сейчас я намеренно выпячивал эту сторону финансово-экономических последствий перемен в лесном хозяйстве. Конечно, все обстояло не так мрачно. Но перед глазами Ожегина были закрытые ворота цехов, и он согласно кивнул: «Дореформировались!».

   - А что, Виктор Николаевич, как долго надо будет восстанавливать цеха?
Ожегин даже обиделся (а может, оскорбился):

   - Что значит, восстанавливать? Станки рабочие. Завози древесину, и начинай пилить!

   - Вот, - подумал я, - этот вопрос я тоже задам генеральному директору: "Когда здесь заработают цеха?"...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СЕМЕЧКО, ИЗ КОТОРОГО ВЫРАСТЕТ ЛЕС

    Автомобиль повернул к тому теремку, который так порадовал меня своим видом в прошлый приезд. О нем мне еще во Владимире  успел рассказать Виктор Андреевич Себелев. И об этом здании, которое он сам и строил – полтора десятка лет назад – и о своей работе лесничим.

   - И когда было интересней работать? – поинтересовался я.

   - Тогда я был моложе на те же пятнадцать лет, - улыбнулся Себелев, - и этим все сказано. А вот опыт, что я получил в лесничестве, сейчас очень помогает. Например, прекрасно понимаю значимость лесосеменного дела. Ведь вопросы воспроизводства лесов один из главных разделов государственного задания. А в Ковровском производственном участке находилась и находится мощная база в этом направлении.

Это и шишкосушилка, и склад лесных семян, и – особая гордость ковровских лесников – сразу несколько плюсовых сосен. Настоящих, официальных – внесенных в федеральный реестр...

   В усадьбе меня встречали начальник участка Константин Алексеевич Кирьянов и лесничий Ковровского участкового лесничества Татьяна Васильевна Карпеева.

   - Плюсовые сосны – это что? - спросил я у них.

 Они вдвоем  начали наперебой объяснять:

   - Это лучшие, специально отобранные в лесу сосны, превышающие остальных не меньше, чем на двадцать процентов по высоте и  на сорок - по диаметру ствола.

   - А еще, - добавила Татьяна Васильевна,  - имеющие идеально ровный ствол, и хорошую очищаемость его от сучьев. В общем, самые лучшие в лесу деревья – во всех отношениях.

   - И зачем они нужны? Любоваться на них? Снимать на новогодние открытки?

   Вообще-то ответы на свои вопросы я знал; интересно было услышать их от представителей двух разных ветвей лесного сообщества. Ответила опять Карпеева:

   - Эти деревья – генетический фонд наших лесов. Именно с них мы получаем черенки, затем прививаем их на сеянцы, которые потом высаживаем на лесосеменных плантациях. Ученые утверждают, что продуктивность лесов, которые создаются из семян, полученных на этих плантациях, должна будет превышать обычные не меньше, чем в полтора раза.

   - Солидно, - кивнул я, - правда, это еще надо проверить на практике. А что (вернулся я к черенкам), сосну тоже можно прививать?

   - А как же! - вступил в разговор Константин Кирьянов, - есть даже специальные методы прививок для деревьев хвойных пород. И наши специалисты прекрасно ими владеют. Вот –  Татьяна Васильевна в свое время как раз такими прививками занималась. Так что, если вопросы лесосеменного дела включат в госзадание – мы к этому, можно сказать, уже готовы.

   От приглашения пройти в кабинет, на чашку чая, я отказался (пока) – не терпелось увидеть лесных «красавиц». Я имел в виду плюсовые деревья сосны обыкновенной.

   Плюсовые деревья действительно впечатляли. Но один вопрос тут же попросился на язык:

   - А сколько лет этой вот сосне?

   - Почти сто пятьдесят, - это ответила, даже не заглядывая в таксационное описание, участковый лесничий - Татьяна Карпеева.

   - Значит, - сделал я нехитрый подсчет в уме, - по человеческим меркам это уже глубоко старый организм; пенсионер. А на замену ему такие же плюсовые деревья есть - лет шестидесяти-семидесяти; в самом, как говорится, соку? А это плюсовое дерево (я похлопал ладонью по могучему стволу) давно пора отправить на покой. Пусть им люди любуются; экскурсии для школьников можно организовать - как в Осиповском дендрарии.

   Больше всех предложением о новых плюсовых деревьях заинтересовался, по-моему, начальник производственного участка. Наверное, примерял его к государственному заданию на следующий год...

   Потом была экскурсия по шишкосушилке Калининского типа; по складу семян, где в больших бутылях толстого стекла своего часа ждали килограммы семян. Остановились мы у странного вида теплицы, в которой росли сотни туй и елочек примерно метрового "роста".

    - Их здесь посадили, чтобы площадь не пустовала. Больно уж здесь земля плодородная. Раньше в этих теплицах, - с гордостью, и понятной грустью объяснил Кирьянов, -  рос наш, ковровский женьшень. Можно сказать, в промышленных масштабах.

   -   Настоящий?! - ахнул я.

   - Самый настоящий, - кивнул Константин Алексеевич, - по целебным свойствам ничем не уступавший природному. Вырастить мы его вырастили, а продать не смогли - на этом рынке все жестко схвачено. Кстати - если поискать, можно найти единичные экземпляры "корня жизни".

   Мы поискали, и - к моему несказанному удовольствию - действительно нашли несколько растений, затерявшихся между елочками.

   - Ну, а готовый к употреблению женьшень остался? - не удержался я от вопроса.

 Хозяин участка неопределенно пожал плечами, и я на сувенир напрашиваться не стал. Мне хватило и впечатлений сегодняшнего дня. Тем более, что с ними, и с некоторыми еще более радикальными предложениями по лесосеменному делу я спешил поделиться со специалистами в департаменте лесного хозяйства...


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ

   Первый вопрос  Виктору Андреевичу Себелеву в его служебном кабинете я задал не о достижениях «Владлесхоза», не о тысячах гектарах посаженного в этом году леса, и не о лесных пожарах, потушенных на первомайские праздники в кратчайшие сроки. Обо всем этом я знал, и относился к достижениям работников автономного учреждения с должным уважением.

   - Здравствуй, Виктор Андреевич, - я знал Себелева уже тридцать лет, и мог позволить себе общаться  на «ты» с генеральным директором учреждения областного масштаба, - вот мы  с Виктором Николаевичем Ожегиным попытались ответить на вопрос – как так получилось, что за неполный десяток лет на предприятиях, которые раньше перерабатывали десятки, если не сотни тысяч кубометров в год, сейчас не работает ни одного цеха? Вроде, и директора все оставались прежние в «перестроечные» для лесного хозяйства годы, и лесу тогда хватало. А цеха закрывались один за другим. Как в Клязьминском лесничестве. Может, руководство филиалов обиделось на то, что у них отобрали властные полномочия, права контроля за лесом, и оставили лишь производство?

    Виктор Андреевич лишь усмехнулся:

   - Это ты сейчас обо мне рассказываешь. Я ведь тоже в те годы работал директором филиала ГУПа – в Камешково. Но ни на кого не обижался. И сам, и подчиненные мои работали, не покладая рук…

   - Так почему же арендаторы, сравнимые с вами по объемам заготовки, тогда покупали скандинавские лесозаготовительные комплексы за миллион евро, да итальянские станки по три миллиона рублей, а филиалы…

   - И я был бы рад обновить технику. Только  не знал – будет ли  работать филиал в очередном году? Лес пилить, и те же пожары тушить.

   - Как это?

   - А вот так. Право на эти работы надо было еще завоевать  на открытом аукционе. И принять участие в нем мог любой желающий.

   - Даже тот, у кого не было лесопожарной техники? – не поверил я.

   - Даже он, - кивнул генеральный директор.
   - И чем все это обернулось?

   - Вот вам живой пример. В две тысячи одиннадцатом году именно по Ковровскому лесничеству на аукционе развернулась нешуточная битва. В итоге филиал победил, но какой ценой?!

   - Какой?

   - Вместо того, чтобы получить от государства почти шесть миллионов рублей за работы по воспроизводству; по охране и защите лесов, филиал был вынужден заплатить сам –  почти такую же сумму. В сумме это дало минус двенадцать миллионов рублей из бюджета предприятия. До сих пор тот аукцион «аукается»!

   - А зачем? Ну, выиграл бы кто другой - пусть "мучается".

   - А людей куда? На целый год? Директору тогда бы только и оставалось - повесить на контору замок, и самому уйти в отпуск на целый год. И еще не факт, что потом этот замок кто-нибудь открыл бы!

   - Что-то поменялось с тех пор?

   - Поменялось, - кивнул Себелев, - сегодня филиалы ГАУ «Владлесхоз» работают на основании госзадания; работой обеспечены на годы вперед.

   - Ну, тогда, - я вспомнил закрытые ворота цехов производственного участка, - пора их открывать. Подсчитать объемы заготовки, пригласить людей – и вперед!

   - Мы уже проверили готовность филиала к возобновлению лесопиления. И я не сомневаюсь - скоро в этих цехах новые рекорды ставить будем. Потому что это смешно и дико – в лесхозе (так мы иногда по старой привычке называем свои филиалы) нет своей доски. Теперь будет! Приглашаю на открытие цехов.

   - Спасибо за приглашение, - искренне обрадовался я...

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДИЛЕТАНТА И ОТВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
    До завершения рабочего дня я еще успел забежать на третий этаж департамента - в его отдел государственного лесного реестра, экспертизы и лесовосстановления, который возглавляет Ольга Викторовна Аношина. Именно она, и ее подчиненные, отвечают в регионе за вопросы лесного семенного дела.

   - Ольга Викторовна, - начал я издалека, с удовольствием отметив, что все четверо специалистов во главе с начальником внимательно слушают меня, - чем отличается сосна от картошки, или, к примеру, от тыквы?

   - Сосна, в отличие от тыквы, не превращается в карету для Золушки. Вернее, ее можно превратить; только сосну сначала нужно спилить, построгать, ну, и много еще чего - тут я не специалист,  - усмехнулась Ольга Викторовна, - а если серьезно - применительно к вопросам генетики и селекции... то, принципиально, ничем не отличается.

   - Вот! - воздел я к потолку кабинета палец, - тогда почему мы на своем огороде для посадки выбираем лучшие семена, а в лесу... то, что принесут случайные сборщики. Мы даже зачастую не можем сказать, в  каком лесном участке были собраны семена.

   - Зато можем назвать все их характеристики - и всхожесть, и чистоту, и... В-общем, все. Потому что все наши семена проходят проверку на лесосеменных станциях.

   - Но не генетические характеристики?

   - Понятно, - вздохнула Аношина, - вы только что вернулись из Ковровского лесничества, и нагляделись там... всякого.

   - И наслушался, - кивнул я, - и пришел к выводу, что нужно бить в набат. Что время катастрофически уходит. Что  лет через двадцать пять-тридцать в эксплуатационных лесах не останется реликтовых, естественных сосняков и ельников.  Возраста спелости достигнут лесные культуры послевоенных лет; а это уже совсем другое дело. А значит, невосполнимо утратится  генетический фонд наших естественных лесов.

   - Но защитные леса останутся! - это в разговор вступила Регина Витальевна Щавлева, которая в отделе  отвечала за лесные питомники.

   - Останутся, - кивнул я, - но именно за счет эксплуатационных лесов, за счет сплошных рубок, можно прямо сейчас - не дожидаясь десятков лет, когда будет посажены, и достигнуты возраста плодоношения лесосеменные плантации (если до них вообще дойдет дело) - получить семена с улучшенными наследственными свойствами.

   - Объясните! - это Аношина уже почти приказывала.

   - Как бы это попроще... представьте себе два участка с абсолютно одинаковыми условиями произрастания - почва, микроклимат... Возраст, и состав тоже одинаковый. А на одном участке сосны и толще в полтора раза, и выше... Да и внешний вид - участок на первый "А" бонитет тянет. Вывод тут однозначный - наследственные свойства этого насаждения выше. С него и надо собирать шишки - когда будем рубить его.

   - И как нам эти участки определить? - скептически заметила еще одна участница разговора – заместитель начальника отдела Елена Александровна Кислова, - а главное, как заставить арендатора рубить именно этот участок, да еще  в нужное нам время?

   - По первой части вопроса: надо действовать системно. Ведь реестры рубок подаются в лесничества заранее; в год, предшествующий рубке - так?

   - Вообще-то нужно уточнить в отделе лесопользования, - неуверенно заявила Ольга Викторовна, - сейчас ведь правила меняются так часто.

   - Уже уточнил, - усмехнулся я, - в этой части ничего не поменялось. Про то, что таких делянок по области тысячи, не говорите. На первом этапе отбора большая часть отсеется - еще в конторе лесничества. По таксационным описаниям, и рассказам опытных лесничих - они ведь все эти делянки видели; принимали работы по отводу. Значит - могут оценить. А потом специальная  комиссия проедет по лесам, и за неделю определит условно "плюсовые" насаждения. Сколько гектаров леса нужно спилить, чтобы выполнить годовой план по сбору шишек? Десять гектаров, сто?

   - Ну..., - протянула Аношина, - это будет зависеть от урожайности года...

 - Именно эти делянки надо будет рубить в нужные сроки, - продолжил я, - с арендаторами департамент, конечно же, договорится, или ЗАСТАВИТ - дело-то общее! И там, и только там организовать сбор шишек - и самим арендаторам, и филиалам ГАУ "Владлесхоз". А все остальные шишки НЕ ПРИНИМАТЬ!

   - Так это же все сборщики шишек разбегутся! - ужаснулась Регина Витальевна.

   - Разбегутся, - кивнул я, - если их не организовать. Это сейчас они с саночками, да по снежной целине, с топориком за шишками в лес идут. А надо их собрать, посадить в машину, и привезти в делянку - с соблюдением всех требований техники безопасности. Еще и горячее питание организовать. Можно привлечь и тех работников пожарно-химических станций, которым зимой заняться нечем. Мне в Курловском лесничестве жаловались на эту беду. Раньше ведь зимой лесники без дела не сидели! В итоге шишки даже  дешевле, чем сейчас, обойдутся. Так что, девчата, думайте и решайте.

   - Только никакие это будут не «улучшенные» семена. Участки ведь не сертифицированы на «плюсовые»!

   - Так введите какой-нибудь региональный стандарт! Дело ведь не в бумажке, а в конкретном результате. Пусть в будущем леса Владимирской области не полтора раза, а хотя бы на двадцать, даже на десять процентов будут продуктивней... Потомки вам, девчата, большое спасибо за это скажут. Ну, я побежал.

   Ольга Викторовна кивнула было Регине Витальевне, но я замахал руками:

   - Не надо, я чаю уже в Ковровском лесничестве напился - на травах, и с медом собственной заготовки. До свидания!


  Для справки:

   В 2016 году предприятиями региона заготовлено:
   - лесных семян, всего                -    886 кг
     в том числе: сосны  обыкновенной                -     853 кг
                ели обыкновенной                -      33 кг

   Из них арендаторами: всего                -    284 кг
      в том числе: сосны обыкновенной                -    284 кг
                ели обыкновенной                -       0 кг




                ЭТО ИНТЕРЕСНО
                «Корень жизни» по-ковровски

    Женьшень – многолетнее травянистое растение семейства Аралиевых. Произрастает в естественных условиях в Азии и Северной Америке. Традиционная китайская медицина утверждает, что препараты женьшеня продлевают жизнь и молодость.

   Женьшень культивируется в России (Приморский край), странах Юго-Восточной Азии и США. Плантации женьшеня (очень тенелюбивого растения) покрывают навесами, которые пропускают не больше 20-30 процентов солнечных лучей.

   Женьшень оказывает адаптогенное, противорвотное, общетонизирующее действие; стимулирует аппетит. Также стимулирует центральную нервную систему, повышает артериальное давление, умственную и физическую работоспособность. Снижает содержание холестерина в крови…

Все это я вычитал позже, в Интернете. Теперь же не мог не задать несколько вопросов начальнику участка Константину Кирьянову.

   -   Костя, тяжело было с женьшенем?

   - Больше всего проблем было с охраной – лезли все, кому не лень; особенно, когда женьшень цвел. А потом – когда корешки выросли так, что не стали помещаться в поллитровые банки (это на пятый год жизни) – не стало отбоя от желающих приобщиться к этому чуду природы. Уже в готовом к применению виде.

   - И как вы его готовили?

   - Заливали корни сорокапроцентным раствором этилового спирта («Водка – по формуле Дмитрия Ивановича Менделеева!», - перевел я для себя), и настаивали…

   - И все?

   - И все – по чайной ложечке настойки на ночь, и «долгая счастливая» жизнь обеспечена.

   Константин Алексеевич улыбался. Я улыбнулся в ответ – и ему, и собственной мысли:

   - Чайная ложечка, а лучше рюмка такой настойки на ночь действительно простимулирует все – и аппетит, и крепкий сон, и хорошее настроение утром... даже если  в нее не положить женьшень…





                СОВЕТЫ МАСТЕРА

   О том, что главный лесничий Ковровского лесничества не все рассказал про чудо-доску, про "золотой стандарт" лесопиления, я не забыл. И сейчас напомнил об этом Михаилу Волкову:

   -  Что-то ты, Михаил Вячеславович, говорил об особенностях этой доски?

   - Помню. Тут очень важным является тот факт, что  ширина доски соотносится с ее толщиной как три к одному.

   - Ну, и что?

   - А то, что если две доски соединить друг с другом гвоздями посредством коротких кусочков длиной тридцать-сорок сантиметров, которые всегда остаются в процессе строительства, и которые старые мастера называют "чибышами", то получится тот самый брус сто пятьдесят на сто пятьдесят.

   - А не проще купить такой брус на пилораме?

   - Проще... но дороже. К тому же изготовленный нами "брус" обладает замечательными свойствами.

   - Какими?

   - Во-первых, он легче (и дешевле тоже) на треть. Во-вторых, он может выдержать нагрузку там, где цельный брус лопнет.

   -  Не может быть!

   - Может, - улыбнулся Михаил, - представьте, что в купленном на пилораме брусе оказался сквозной табачный сучок, или другой физический дефект. Вот в этом месте он и лопнет.

   - А составной брус?

   - В нем лопнет одна доска, а вторая будет служить не менее надежно. Надо только подобрать две доски так, чтобы противдруг друга не  оказались большие сучки.

   -  Пожалуй, соглашусь. Что-то еще интересное с этим "брусом"?

   - Дальше еще интереснее, - Волков улыбнулся теперь интригующе, - вот вы, например, сможете соединить два цельных бруса по всем правилам столярного мастерства?

   - Даже теоретически не смогу. Пазы там всякие...

   - Вот, - явно обрадовался главный лесничий, - а наш искусственный брус сможет соединить даже начинающий строитель - под любым углом. "Пазы" там уже готовы - пространство между теми самыми чибышами. Вставляйте  в пазы двух "брусьев" еще один чибыш, да приколачивайте гвоздями на сто пятьдесят. Все - соединение готово.

   - Как-то несолидно это, - засомневался я, - не по-современному - гвоздями. Сейчас столько всяких саморезов продается - и черных, и желтых, и серебристых. Любой длины. У меня для таких случаев как раз и шуруповерт куплен.

   - Это тоже старые мастера советуют. Там, где доска или брус подвергается давлению на сжатие, или - напротив - на разрыв, саморезы не подойдут.

   - Почему?

   - Потому что они каленые. При нагрузке могут лопнуть - прежде всего на резьбе. Как правило - как раз в месте соединения досок. А старый добрый гвоздь мягкий; он не лопнет, а лишь немного вытянется, согнется. Вот таким образом - из сколоченного бруса - втроем-вчетвером можно на готовом фундаменте за выходные собрать каркас садового домика шесть на шесть метров; со стропильной системой, да балками под полы и потолки.


   - Нет, - я возразил с уверенностью опытного строителя, - шесть на шесть не получится. Доски имеют еще один стандарт - как раз шесть метров. А стропильная система должна иметь вынос за пределы стен; хотя бы сантиметров по двадцать с каждой стороны дома; а лучше - еще больше.

   - Это так, - не стал спорить Волков, - но, во-первых, наш "брус" можно наращивать по длине - теми же чибышами. А еще надо знать другой "секрет".

   - Какой?

   - Это современные комплексы готовят лес сортиментами ровно по шесть, или четыре метра - как программусоставят. А на старых пилорамах - там, где свои бригады заготавливают лес бензопилами, да колесными тракторами, вальщики обязательно делают припуск по длине. Главное для них - чтобы бревно было не меньше стандарта. А больше... Так что покупайте пиломатериал на таких пилорамах, убедившись в качестве пиления, и сортируйте доски. Уверен - отложите на потолочные балки и по шесть-сорок, и по шесть с половиной метров...

 Ну, а по готовому каркасу даже одному можно не торопясь собрать стены. Например - снаружи из блокхауза, а внутри обычной вагонкой. Я бы советовал ее сколотить вертикально...

   Я не стал спрашивать, почему. Решил, что именно с этого начну нашу следующую беседу.


                ЛЕСНИКИ ПИШУТ

    Про древнюю владимирскую землю, ее леса и реки, можно прочитать не только в  летописях, стихах и прозе, воспевающих родной край. Встречается упоминание о ней и в других жанрах литературы. Например, в фантастических романах, и фэнтези. Именно на территории одного из лесничеств Ковровского лесхоза оказался пришелец из космоса, герой одного из таких романов "Черная боль Земли", автором которого является директор Владимирского лесничества В. Лягоскин. Предлагается короткий отрывок романа - о том, как Свет, главный герой с далекой планеты,  попадает на Землю, в 1982 год...


   ...А Свет уже исчез в лесу; так же бесшумно, как он делал все. Стремительная пробежка опять напомнила ему о родном доме и о Волке – вот так же он бегал на берегу Русинки наперегонки с подрастающим псом. Он выскочил на поляну, и дикий поросенок – может тот же, вчерашний – не успел среагировать. Охотник подхватил его на руки и лес заполнил пронзительный визг. Охотник  пощекотал несчастное животное, добавив децибел  крику, и отпустил его  на свободу. Впереди показался тот самый ручей, где он вчера устроил заготовки красной глины.

   Здесь охотник затормозил. Тело еще не разогрелось, но  Свет с наслаждением окатил себя холодной водой. Показалось ему, или нет, но морозные иголки, тысячами впившиеся в кожу, впрыснули в него не только свежесть осеннего утра, но и малую толику магической энергии, которую не нужно было возвращать.

   - Живая и мертвая вода, - вспомнил он еще одну русскую сказку.

   Эта вода было живой. Может, она проходила через какую-то рудную жилу, а может, действительно чудесные свойства ей дарила земля?

   - Древняя земля, - подумал Свет, - здесь  тысячи лет  свои жизни за нее отдавали  герои и простые люди! И где-то в этих краях родился и жил тот самый Илья Муромец.

   Охотник даже обрадовался – ведь с самого утра он пытался наметить план собственных действий. Что делать, и куда идти в первую очередь? Вот первый пункт назначения и появился – Муром.

   Высушить покрасневшую кожу Свет решил проверенным способом – на бегу. Рядом с речкой вилась утоптанная тропка. По ней он и понесся, едва сдержав радостный клич. Пока кроме Сашки, да Угодина, он никого здесь пока не видел, но знал – и по записям в компе Мыльникова, и по вчерашним разговорам за поздним ужином - что места здесь оживленные. Речка скоро исчезла, ушла под землю, а тропинка вывела его на высокий берег полноводной реки. Он оценил ее ширину – не меньше сотни метров, и вспомнил название – все из той же вечерней беседы – Клязьма.

   Внизу, у берега, было многолюдно. По крайней мере, для него полтора десятка человек были уже толпой. Стояли две машины – одна большая, с высокими бортами за длинной кабиной; вторая – поменьше; марку ее Свет, естественно, знать не мог.

   - Хорошо хоть, что такое машина знаю, - улыбнулся охотник, не выходя из-за толстой осины, что скрыла его от людей внизу, - а если бы сразу из своего леса сюда попал… бежал бы сейчас без оглядки.

   Бежал бы он потому, что автомобили одновременно завелись и заревели, исторгая клубы сизого дыма. А люди уже расселись – даже в кузов заскочили несколько мужиков, погрузивших какие-то емкости. Скоро на берегу остались только клубы дыма, осевшая на изъезженном пятачке пыль, да тот объект, ради которого, собственно и приезжали сюда люди. К торчащей прямо из-под земли трубе диаметром не меньше сорока сантиметров вела выложенная камнем-дикарем тропка. А из самой трубы бил тугой фонтан кристально чистой воды, которой Свет обрадовался как хорошей знакомой. Это была та самая речушка, которая спряталась от него под землю. И вот тут уже фонтанировала не только вода, но и чистая энергия, которую охотник принялся черпать полными ладонями.

   Он видел ее особым взглядом; чувствовал каждой клеточкой своего тела. Подобные чувства – пусть неосознанно - наверное, испытывали и другие люди. Иначе, зачем бы они приезжали сюда за водой? А рядом – прямо за толстыми стенками трубы - текла другая вода. Охотник зачерпнул и эту – речную – ладонью, и тут же выплеснул. Даже не попытался понюхать, а тем более попробовать на вкус. Эта вода еще не была мертвой, но все шло к тому. В ней было столько примесей, смертельных для всего живого, что Свет, машинально оттерев руку о штаны, искренне пожалел и рыбу, которая в этой реке еще водилась, и бобра, который неторопливо подплывал к противоположному берегу...



                ЛЕСНИКИ СМЕЮТСЯ

     В.Н.Ожегин, охотник со стажем: "А вот еще был случай!"...

  После охоты вечером старший созывает охотников к костру:
     - Все здесь?
     - Все!
     - Слава Богу! Значит, я все же в зайца попал.

     Глухой таежный магазин. Бригадир лесорубов приходит сдавать обратно партию электропил.
     - Вы понимаете, - говорит он, - в инструкции написано, что за час можно напилить пять кубометров дров. А у моих парней больше трех никак не выходит.
     Продавец - просто на всякий случай - сунул шнур в розетку.
  - Ой! - вздрогнул бригадир, - а чего это она у вас зажужжала?!

     Иду я по лесу, смотрю - муравьи лесника тащат. А лесник веселый такой, поет:
     - "Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее...".

     Вчера лесоруб Егорыч со своей бензопилой "Дружба" возвращался с лесосеки. На него напали шесть хулиганов. Победила "Дружба".

     Чтобы в лесу узнать, где север, а где юг, нужно посмотреть на дерево. Если дерево - карликовая береза, то это север. А если пальма - то юг.

     - Что самое главное в лесу?
     - Туалетная бумага. Особенно в хвойном.

     Приехал парень из города  погостить к своему дяде-леснику. День живет, второй... Делать нечего - скучно, тоскливо. На третий день дядя и говорит:
     - Что это ты дома все сидишь, скучаешь? Взял бы ружье, собак; сходил бы в лес, да пострелял.
 Ну, парень взял ружье с собаками; ушел. Возвращается вечером довольный, веселый. И сразу к леснику:
 - Спасибо, - говорит, - дядя. А у тебя еще собаки есть?