Орёл и решка. Реалити-шоу

Екатерина Копыткова
В одиннадцатом классе мы долго спорили, в каком же стиле провести последний звонок. Было много вариантов и предложений, но лишь одна идея была принята всей параллелью единогласно. Тематикой мероприятия стала телепередача "Орёл и Решка". Почему среди всех передач, которых на нашем телевидении превеликое множество, такую огромную популярность завоевал проект, пришедший с иностранного телеканала и так сильно заинтересовавший отечественного зрителя? Могли ли себе представить создатели проекта, что их детище станет долгожителем и сможет продержаться в эфире  более шести лет? К тому же, передача постоянно обновляется, совершенствуется и покоряет все большее количество зрителей по всему миру. "Орёл и решка" — это 286 серий,  объединенных одной  идейной нитью, и неповторимых в своём воплощении. Всем известное пари с монеткой является завязкой каждого выпуска. Из раза в раз зритель непристано наблюдает за приключениями золотой карты и за экономным выживанием ста долларов. Возможно поэтому разноплановости целевой аудитории "Орла и Решки" может позавидовать любой другой телепроект. Так в чем же секрет долголетия проекта, его вечной молодости? Разберёмся в этом немедленно.

По своему жанру "Орёл и Решка" относится к тревел-шоу. Если проанализировать прочие популярные тревел-передачи на телевидении, то сразу можно увидеть преимущества выбранного телепроекта. "Непутёвые заметки с Дмитрием Крыловым" славятся красотой кадров и познавательностью содержания, однако довольны бедны на эмоции. "Открытие Китая с Евгением Колесовым" притягивает публику уникальным взглядом на жизнь в Китае изнутри, на его быт — такую информацию вряд ли сможешь найти на просторах интернета, но у проекта слишком узкая направленность. Ургант и Познер в своих передачах оказались ближе всего к секрету успеха, однако провальной стороной данного проекта стало отсутствие единой линии. И лишь "Орёл и Решка" смог вырваться в лидеры по всем параметрам. Создателям проекта удалось объединить все лучшие качества существующих тревел-шоу и более того, они внесли в этот жанр совершенно новое, а именно: оригинальный сценарий, сопоставительную форму повествования и интригу в сюжете. Все перечисленные компоненты родом из драмы. Сильная и, пожалуй, самая привлекательная грань "Орла и Решки" заключается как раз-таки в его драматургии. Зрители не видят очевидного и сами не замечают, как подсаживаются на передачу, желая вновь узнать, на стороне какого ведущего пребудет фортуна с Золотой картой и какие конфликты и переживания ждут героев программы.

Безусловно, рассматриваемый проект имеет огромную социальную значимость. Засчет главной, денежной антитезы телепередачи, целевая аудитория включает в себя самые разные слои населения. Люди побогаче находят для себя новые развлечения, а народ попроще узнает о самых экономичных, но иногда не менее интересных видах отдыха. Ну, а если карман пустой, как черная дыра, то проект отлично справляется с функцией "экскурсия на диване". Таким образом, "Орёл и Решка" делает путешествия доступными для всех. Стоит также отметить ту лёгкость и живость повествования ведущих, благодаря которым выпуски смотрятся на одном дыхании. Создаётся впечатление, будто бы твой старый близкий друг рассказывает о своём путешествии по Скайпу, и тебе становится настолько интересно слушать этот рассказ, что иногда кажется, ты сам готов вступить в диалог с ведущим и комментировать сложившиеся ситуации. Вот, где кроется истинная магия "Орла и Решки": в его дружеской атмосфере, в самобытности и одновременно с этим понятностью образов ведущих, в их живом языке, фонтанирующим междометиями, и неугасаемом позитиве. Проект удовлетворяет главную потребность аудитории — жажду эмоций. Вдобавок к этому, эмоциональный фон передачи помогает лучше усваивать основную информацию выпуска, создавая ассоциации для своей публики. И это потрясающе! Просмотрев ряд выпусков с аналитической точки зрения, я задалась вопросом: а верно ли определен жанр передачи? А что если "Орёл и Решка" — это такое реалити-шоу, участниками которого являются люди всей планеты?

В эфир вышел уже 14й по счету сезон, тематики сезонов постоянно меняются: "На краю света", "Неизведанная Европа", "Кругосветка", "Рай и Ад" и другие. Разумеется, не все выпуски были шедевральными. В пример можно привести поездку в Париж из "Перезагрузки", где ракурс представления города был выбран неудачно, и в результате ведущие показали Париж довольно скудно, акцентируя своё внимание не  на самых лицеприятных моментах, притом что Париж богат на действительно достойные внимания достопримечательности. Но одно остаётся неизменным — главные герои, люди, вместе с их переживаниями, с их трагедиями и судьбами. Зрителей также интересует соотношение родного и близкого им по духу менталитета ведущих с бесконечным числом разнообразных культур мира. А как примут нашего человека там, в других странах? А какие там люди? Чем они живут? Эти вопросы хотя бы раз задавал себе каждый преданный зритель "Орла и Решки". Вполне понятное любопытство, которое движет людьми, манит публику к экранам телевизоров снова и снова. Некоторые истории просто поражают. Вспомним серию, снятую в Сан-педро-сула в Гондурасе. Одним из ключевых моментов выпуска становится диалог Леси Никитюк с местным жителем, прихожанином церкви Пастера Даниэля. Как и все прихожане данной церкви опрашиваемый мужчина имел за спиной преступное прошлое. Но прошлое этого человека темнее, чем у других: наемный убийца — вот у кого осмелилась взять интервью Леся. Из диалога мы узнаем, что на счету киллера примерно 130 жертв, он сам не может назвать точное число. В 12 лет он начал заниматься этим, чтобы зарабатывать деньги, чтобы в семье его наконец полюбили. Такая история просто шокирует. Но ещё больше поражает то, что с возрастом убийца стал получать удовольствие от своей работы. Леся также спросила его, сколько стоит один заказ: оказалось, цена человеческой жизни в Сан-педро-суле начинается от 100 долларов. В такие моменты понимаешь, насколько разной может быть жизнь, насколько жестокой и бескомпромиссной. Такие выпуски, как этот, влияют на человеческое мировоззрение больше, чем какие-то ни было фильмы или книги, потому что это жизнь, та самая суровая реальность, сценарий которой не сравнится ни с одним человеческим творением.

Уверена, что с таким богатым спонсором и гениальным сценаристом, как жизнь, "Орёл и Решка" проживет ещё не один год. Однако по правилам медиасферы зрителя всегда нужно удивлять, а со временем это даётся все сложнее и тяжелее. Тем не менее, в мире много людей, способных генерировать новые идеи, поэтому я, как новоиспеченный фанат проекта, хочу предложить его создателям идею для нового сезона — "Орёл и Решка. Экстрим". Новизна заключается в том, что помимо золотой карты ведущими будет разыгрываться ещё один бонус, карта экстрима. Задача владельца этой карты состоит в том, чтобы провести свой отдых максимально экстримально, пробуя на себе самые удивительные туристические аттракционы. Такое шоу будет смотреться интересно вне зависимости от бюджета ведущего, ведь от цены будет зависеть безопасность того или иного развлечения, что несомненно пощекочит нервы и ведущим, и зрителям.

Жизнь многогранна, а время неумолимо. Оно меняет лица и локации, не спрашивая человека, готов ли он к этим переменам. Поэтому нам ничего не остаётся делать, кроме как достойно принимать все испытания, которые преподносит судьба, будь то встреча лицом к лицу со смертью или созерцание рождения нового дня на вершине горы. "Орёл и Решка" — это не просто телепередача в жанре тревел-шоу — это огромная коллекция самых лучших кадров жизни. Цепляя зрителя теми картинами, которые удалось запечатлеть съёмочной группе, проект учит не просто путешествовать, а наслаждаться жизнью в полной мере и ценить каждый момент. "Орёл и Решка" — это фейерверк восторгов и тень разочарований, реки слез и океаны смеха. Это пример необычайной силы воли ведущих и смелости ума авторов проекта, величественность пейзажей и красота человеческих творений. "Орёл и Решка" — это реалити-шоу, где в главной роли — люди мира.