Моя третья жизнь

Татьяна Пороскова
О жуках  и других насекомых я знаю от своего внука Кирилла. До сих пор думала, что блестящий, отливающий золотистой зеленью жук называется «майским».
Но мой двенадцатилетний внук сказал уверенно:
- Это бронзовик.

Как только он начал  ходить по земле, сразу заинтересовался жуками, ящерицами, пауками, мальками, лягушками.
Наблюдал за ними с нескрываемым интересом.
Потом старался откопать кости динозавров. И мы вместе с ним  погрузились в мир этих огромных древних животных.
Потом у него проявился талант рисования. И он рисовал.
А сейчас мир его  меняется,  и я не успеваю следить за ним.
Даже когда он стал жить в городе, то на асфальте замечал ползущую гусеницу или кузнечика.
А сейчас он  может спросить меня:
- Бабушка, в каком веке ты живёшь?
Я не могу издалека, из деревни, проследить за теми изменениями, которые с ним происходят.

Но однажды он сказал мне:
- Бабушка, осенью  я долго ехал на велосипеде и увидел заброшенные яблони и сливы у дороги. Там всё заросло травой и крапивой. Я насобирал и  привёз домой целый рюкзак красных яблок и желтых слив. Мама сварила из них компот.
В этой деревне никто не живёт. Там развалины домов.
- А как называется деревня?
- КраскОво.

Там в детском доме жил мальчик Коля Рубцов. Но он очень тосковал по близким людям. Мама его умерла. Несколько раз он уходил из детского дома в сторону монастыря. А это далеко, километров десять. Но его возвращали.
- Ты покажешь мне эту деревню.
- Да.

Вторую мою внучку зовут Люба . Ей нет ещё и трёх лет. Она очень любит наряжаться.
 В сельском магазине какая-нибудь бабуля спрашивала её:
- Девочка, как тебя зовут? Ты чья?
- Я мамина, папина и бабушкина. Меня зовут Любочка Рубцова.

Весной она садилась со мной на низенькую деревянную скамеечку возле печки.
Я давала ей луковицу и показывала, как чистить лук. Маленькими пальчиками она старательно снимала с луковицы одёжки. Потом, посмотрела, как я ловко чищу луковицу ножом, сказала:

- Бабушка, дай мне ножик!
- Нельзя, Люба! Он острый. Ты можешь пораниться.

Шваброй без ручки, которая отломилась на второй день после того, как я её купила, Люба аккуратно подметала мусор у печки.
Смотрела в открытую дверцу на горящие угольки.
А я объясняла:
- Так горят дрова, чтобы нам было тепло. Но нельзя близко подходить. Угольки горячие, могут обжечь руки.
Я брала в руки клюку и шевелила угли, подгребала их ближе. Иногда выскакивал из топки шустрый уголёк. Я быстро хватала его пальцами и бросала обратно.
Люба просила:

- Бабушка Танечка! Дай мне клюку!
- Пока нельзя. Подрасти.
Давай,  почитаем книжку.
Она внимательно слушала про доктора Айболита.
А потом сама мне рассказывала про него почти без запинок.

Любочке не нравится  ходить пешком,  и у неё плохой аппетит.
Я спрашивала:
- Хочешь горбушку чёрного хлеба с солью?
Она кивала мне и съедала хлеб.

А потом мы шли с ней по деревенской улице. Я показывала ей петушка с курочками за забором.
 Проходили мимо коровы, которая паслась в траве и приветствовала нас долгим мычанием.
- Это корова. Она погуляет на свежем воздухе, пожуёт травки и отдаст людям молоко.
И тебе надо чаще гулять.
-  Я не корова, - коротко сказала Люба.
И я не знала, что её ответить.

А самый маленький ползал по расстеленному на полу одеялу, пускал слюни, пил молоко из бутылочки, переворачивался. Поднимался на четвереньки и раскачивался, пытаясь дотянуться крошечной ручкой до яркой игрушки.

Когда он начинал хныкать, я просила, чтобы мне дали его на руки. А весил он больше девяти килограммов.
Я клала его на левую руку, давала пустышку,  и он моментально закрывал серые чистые глазки.
Я накидывала на его голову лёгкую пелёнку и пела то, что слетало с моих губ:
- Коля, Коля, Николай, сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, поцелуют и уйдут…
Я тихонько проводила рукой по его спинке, ручкам и ножкам. И мне казалось, что  улетают прочь его маленькие страхи и обиды.

А он каким-то неизвестным никому чувством понимал, что я самая надёжная и спокойная и крепко засыпал.
Тогда я передавала его в сильные руки мамы.
- Спи, Коля Рубцов, моя третья жизнь, к которой Господь дал мне счастье прикоснуться.
Вырастай и крепни во сне. Ты улыбаешься.
Ты будешь сильным и надёжным.
 
фото автора