Пятно

Юрий Юровский
      Семидесятые годы. Поселок Лермонтово.

           Работа на Сахалине порой была сумбурной. Шторма длились неделями. Приходилось ждать у моря погоды. Буквально. В период очередного простоя геофизик Саша уговорил меня съездить в Поронайск*. По дороге на автобусную остановку он заскочил в магазин.

-  Это алжирское. Больше ничего нет. Давай на дорожку.
Сделав первый глоток, я понял, что второго не будет. Гадость неимоверная. Пришлось ее выплеснуть на ближайший дощатый забор. Красные струйки образовали затейливое  пятно.
-  Вот, Саша, чистый сюр. Реализмом здесь не пахнет. Кому понадобилось везти алжирскую мочу на Сахалин?

- Сволочам, ответил Саша, кашляя и отплевываясь.
- А я думаю, благодетелям. Почему? Давай объясню. Во-первых, ну кто еще, кроме Союза, купит у них эту дрянь? А деньгами помочь им надо. Во-вторых, большевики избавляют мусульман от соблазна греха. Коран же запрещает пить вино. В третьих, обеспечиваем их работой на бывших французских виноградниках. Не вырубать же плантации. В четвертых, загружаем морской и прочий транспорт…

-  В пятых - перебил меня Саша - кто-то солидно получил «в лапу», в шестых.
-  Погоди, погоди! Знаю, будет и в шестых и в десятых. Главное, ты понял насчет благодетелей.
-  Все равно сволочи, не сдавался Саша. А о нашем рабоче-крестьянском здоровье подумали?
-  Конечно, подумали. Минздраву ведь тоже надо дать работу. Профсоюзам. После лечения  тебя ведь на курорт пошлют. Ты ведь полбутылки выпил.
-  Пошлют куда подальше. В Поронайск. Кстати, ты знаешь, что местные остряки его иначе как Провоняйск  не называют? И правильно. Такого вонючего города я еще не встречал. Вот там нас и подлечат.
-  Тебя, Саша! Моя порция вон она, на заборе.

          Тут подошел битком набитый автобус, и дебаты прекратились.
Через три года я опять попал на эту остановку. Вспомнил Сашу и невольно посмотрел на забор. Пятно немного побурело, но также явственно проступало на серых досках.
-  Вот это краска! – восхитился я. Три года в сахалинском климате и, надо же, держится. На наших измерительных рейках краска за сезон полностью выцветает. А уж о створных знаках и говорить нечего. Недоумки наши начальники. Не как вино надо было продавать это алжирское пойло, а как краситель. По сходной цене. И была бы нашей Родине от этого немалая выгода.

*) Поронайск - город в Сахалинской области. Японское название Сикука. Порт в заливе Терпения (Охотское море). 24 тыс. жителей.