СЫНЫ

Виктор Русин
СЫН ПЕРВЫЙ

В августе 1979 года жена родила мне сына, и я был совершенно счастлив! Это был первенец, СЫН – это ли не полное основание считать себя счастливым?! Он стал первым в следующем поколении нашего рода, а было четыре корня-мужика: один из них мой отец, остальные его родные братья и мои дядья. Сына я назвал Денисом.
В полтора месяца, к нашему удивлению, Денис начал требовать еду словами няк-няк или кай-кай! А ещё через месяц, на просьбу: «Поговорим» - отвечал: квак-квак, агр-р и куть-куть… в общем, это был общительный и находчивый парень. Так, в начале шестого месяца жизни, желая похвалиться, а может оповестить о новости, он укусил меня за палец, в связи с чем стало ясно: прорезался первый зуб!
Потом был первый полёт. А было так: шестимесячный Деня под присмотром мамы и бабушки, лежал в своей коляске и мирно играл с погремушками. И самая красивая и звонкая вдруг выпала на пол. А там её поджидал кот. И он принялся с ней играть, а Денис решил посмотреть, кто это там играет с его игрушкой, сел и свесил голову за бортик коляски… а она оказалась тяжелее остального! Ну и вот – полёт! Пусть короткий, но полёт с приземлением… и, слава Богу, без последствий!
Но и к нам пришло время испытаний: в восемь месяцев сынок простудился и началась двусторонняя пневмония. Положили в больницу, стали лечить и наградили ещё и стафилококковым энтероколитом! Это были очень тяжёлые времена: вкололи аж 53 укола во все части тела и даже в голову, а ещё плюс капельницы!!! Пневмонию победили, а желудок испортили: дисбактериоз, обезвоживание – едва выжил сынулька…
……………………………………………………………………………………………………..
Рос он худеньким непоседой, подвижным и чрезвычайно предприимчивым, того и гляди набедокурит. На третьем году жизни, например, залез на крышу сарая, непонятно как, и там стоя на краю крыши приплясывал – пугал и дразнил тёщу и мать, пока его не сняли оттуда и не покарали ремнём – так постигал он принцип: за всё надо платить!
…………………………………………………………………………………………………………
Приучали к самостоятельности и стали класть спать его отдельно, а ему это не нравилось. И вот он принялся искать причину, чтоб изменить ситуацию. Однажды, уже выключили свет, а он уселся в своей кроватке и просит:
- Возьмите меня к себе, а то мне тут одному всякие глупости снятся!
- Какие-такие глупости – спрашиваю, а он отвечает:
- Новости на хакасском языке! 
…………………………………………………………………………………………..
Я вообще-то от природы брюнет (был, сейчас уже нет), а вот он уродился шатеном – в маму, но каждое лето до десяти годов упорно становился блондином. Большую часть лета он проводил на усадьбе у бабушки, рядом небольшая речка, весь день в трусах, а загар к нему прилипал замечательно. И смотрелось это забавно, представьте: головка, покрытая тонким длинным золотисто-белым льном, а ниже коричневые от Солнца личико и худенькое тельце – такое вот, чудо!
Непоседа обладал аккумуляторами чудовищного объёма и изобретательным мозгом, и это не давало никому из нас заскучать. Учитывая его повышенную лазучесть, во все розетки квартиры вставили пластиковые заглушки, легко снимаемые по необходимости. Но всё равно боялись: доберётся и получит… поэтому постоянно стращали его бабайками из розетки! Но первый опыт электротехника всё же состоялся: он нашёл шнур от кофеварки, вставил его в розетку и в выход шнура затолкал два пальца! После этого Денис твёрдо уверовал в страшного БАБАЙКУ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В РОЗЕТКЕ!!!
…………………………………………………………………………………………….
Однажды у нас в гостях были свояк Саша с женой и дочкой. Выпивали, болтали о том, о сём, было лето, а мы были молоды, нам всем казалось, что жизнь вечна и всегда прекрасна – в общем все находились в идиотической уверенности в неизбежности СЧАСТЬЯ! В то время у меня была неплохая аппаратура и многолетняя коллекция хорошей музыки. Если кто не знает, это были годы 1982 или 83-й, а тогда не так просто было заполучить классные записи – дифисит все-обчий!
Так вот, трёхлетние Дениска и сестра Наташка, дочка свояка, развлекаясь чем-то своим – детским, так думалось нам. Мы слушали музыку, жизнь – прекрасна, но сюрпризы бывают! Зачем-то я пошёл на кухню, может посмотреть, чем дети заняты, а может отдохнуть от общения со свояком, но опять ввязался в какой-то разговор… помню, взял со стола стеклянную бутылку с фруктовой газировкой, которую, я сам открывал и разливал гостям. И вот, участвуя в разговоре и держа бутылку в руке, я заметил, как Денис замер и завороженно смотрел на меня, но, увы, не придал этому значения… а зря! Уже позже, когда всё произошло, я вспомнил его лицо – это был взгляд человека на борту тонущего Титаника! 
Вылив ту жёлтенькую «газировку» в рот, я понял:
НЕТ!!! ЭТО НЕ ГАЗВОДА! Это что-то очень, ОЧЕНЬ другое!
И вот тут я и вспомнил затравленный взгляд сына, когда он наблюдал за процедурой поглощения его продукта…
Выплюнув «продукт», я взревел, как раненный зверь: Ну-у, я тебе щас!..
И Деня кинулся бежать под защиту мамы, а я за ним. Забегаем в комнату, он обегает стол с гостями и, понимая, что объяснить уже ничего никому не успевает, кричит, глядя на меня и показывает пальцем на не включенный телевизор:
- О-о, кино-кино-кино!!!
Мне становится смешно, и я хохочу, потому что понял комизм ситуации и разницу этажей нашего Сознания… Одно я так и не понял: кому Денька хотел подстроить свинью?..
……………………………………………………………………………………………….
Одно время любимой песней Дениса была песенка «Шаланды полные кефали…» - он пел её громко и с чувством, к радости окружающих. Но однажды Денис посмотрел мультфильм, где поёт Водяной голосом Папанова и, находясь в гостях у своей сестры (Наташи), целый день ходил и распевал: «Я – Водяной, я Водяной!..»  Проходя мимо деревенского колодца, вдруг услышал лай и стремглав забежав в ограду дома, выпучив глаза, сообщил:
- Наташа, не ходи туда! В колодце Водяной лаит!!!
…………………………………………………………………………………………………..
Вскоре после наступления 1984 Нового года Дениса забыли в автобусе! В городском маршруте №15 г. Абакана ехали Денис, его мама и её сестра. Как водится, женский разговор – скрытая форма гипноза, они всё забывают за разговором. Так и в тот раз: дамы, поглощённые своей болтовнёй, вышли из автобуса, а Денис, глядя в окно, задумавшись о чём-то, не заметил их ухода. Обнаружил, что он один, уже в аэропорту. И не запаниковал. Вернулся сам домой, с помощью незнакомой тёти – дай Бог ей здоровья!
…………………………………………………………………………………………………………
Наступило лето 1984 года, ему было 4 года. Рос он в городе и как всякий городской житель его возраста, не представлял себе: откуда берётся молоко… по телевизору рассказывают: что да как, но кто же слушает в этом возрасте. В это лето мы приехали в Гантиади – есть такой посёлок в Абхазии, рядом с Сочи, на берегу Чёрного моря. Вокруг нас ароматы неведомых растений, морской воздух и шестнадцать дней СЧАСТЬЯ – рай, да и только! Не спеша идём на пляж: сын, моя жена, её подруга с дочкой того же возраста, и я. Переходим железнодорожный путь – из Сочи в Гагры и Сухуми, а возле путей растут кусты чёрной малины. Никогда не видал такую, а здесь её называют ежевикой. И в тех кустах пасутся местные коровы. Одна из них стоит к нам задом, помахивая хвостом. А наш Денис вдруг остановился и выпучил глаза на корову, да как заорёт:
- Ого!!! Смотрите-смотрите!! Какие у коровы яйца!..
…………………………………………………………….
А незадолго до поездки на юг, баба Надя вдруг спросила Дениса:
- А что ты мне с юга привезёшь? – в ответ он спрашивает:
- Что ты хочешь?
Она ему:
- Привези большую раковину с кусочком моря…
- Ладно.
Но баба Надя, засомневавшись, вдруг спросила:
- А ты знаешь, что такое – раковина?
- Знаю. Это где руки моют…
………………………………………………………………….
Вскоре после поездки на юг, в гости к нам приехала наша баба Надя, и Денис сообщает ей новость:
- У нас в садике девки передрались!
Мать стала его воспитывать, мол, нельзя говорить «девки», а Денис ей:
- А у нас все мужики так говорят!
…………………………………………………………………………………………….
Зимой 1984-85 годов, когда ему было 5 лет, Денис стал ходить со мной в спортзал. А там – раздолье и я его не ограничивал: он носился по залу, лазил по шведской стенке, гонял мяч и кувыркался на матах. А однажды я предложил ему попробовать себя на канате. В первой попытке он залез на три метра и забоялся высоты – слез. Но я подбодрил его, сказав, что буду под канатом ловить его, если сорвётся, и он полез, проявил характер и долез! До самого потолка!!! – так вот и растут мужчины.
А потом случилась катастрофа: семья распалась. И я остался один.