Обе чеченские. Публицистика

Юрий Юровский
            Обе чеченские войны оставили глубокие шрамы в нашей памяти. Тайные пружины развития событий до конца не ясны. И едва ли в ближайшее время будут открыты. Тем интереснее отдельные свидетельства очевидцев, хотя и достаточно субъективные. Так, мне случайно удалось прочесть интервью Сергея Шахрая, в 1994 году пытавшемуся залить пылающий огонь на Северном Кавказе по поручению Б. Ельцина (Лента Ру. опубликовано 24.12.2015. Беседовал Андрей Мозжухин). В это время стреляли не только в Чечне. Не менее активно развивался осетино-ингушский конфликт. Причем возник он совсем не случайно.

             По мнению Шахрая бомбу замедленного действия на Северном Кавказе заложили большевики в далеком 1919 году. И поясняет свое мнение таким образом: В дореволюционной России ключевую роль в регионе играли терские казаки, чьи станицы служили буфером между местными мусульманскими и христианскими народами, не позволяя им враждовать между собой. В нынешнем Пригородном районе Северной Осетии тоже жили терские казаки, естественным образом разделявшие ингушей и осетин. Когда по директиве Оргбюро ЦК РКП(б) о жестком подавлении казачьих восстаний против советской власти на Северном Кавказе физически уничтожили более миллиона терских казаков, на их земли большевики насильно согнали местные горские народы: осетин, ингушей, чеченцев, аварцев и даргинцев". Сам же Шахрай причисляет себя к потомственным терским казакам.

           На вопрос корреспондента: зачем большевики это сделали? Следует ответ: Большевики понимали, что в горах людей труднее контролировать, чем на равнине. В результате возникла очень запутанная ситуация. Тогда за первые сорок лет советской власти границы между национальными образованиями на Северном Кавказе менялись 36 раз (!). Положение усугубилось после депортации горских народов в 1944 году и их возвращения в 1956 году, когда они обнаружили, что их прежние земли таким же принудительным образом заселены совсем другими людьми.

          Определенный резон в этих доводах есть. Действительно менять границы чуть не каждый год между плохо уживающимися между собой народами чревато. Маленькие народы Кавказа не забыли и депортацию. Однако, винить во всех бедах большевиков вероятно не следует. Постсоветская власть наделала не меньше политических ошибок. Многие "фокусы" ельцинского окружения были преступны. Да и сам Борис Николаевич повел себя отнюдь не как миротворец.

           Касаясь мотивов разжигания Чеченской войны, Шахрай приводит неожиданную, на мой взгляд, причину. Он ссылается на приватный разговор с Зелимханом Яндарбиевым в 1992 году. Якобы тот неожиданно разоткровенничался и заявил Шахраю: "Никакой договор мы сейчас не подпишем (имеется ввиду Грозненский протокол). Он нам сейчас не нужен, потому что чеченцы до сих пор остались разрозненным родоплеменным обществом, где все решают тейпы". Когда я в изумлении спросил: "А как же Дудаев, вы же его сами избрали президентом?", Яндарбиев ответил, что Дудаев мало чего решает, поскольку он выходец из неавторитетного тейпа. Дальше он сказал главное: "У нас есть только один путь создания единой чеченской нации - война с Россией, которая сплотит всех чеченцев и уничтожит все сословные перегородки внутри нашего общества".

         Представьте, многовековой уклад и родоплеменной строй, предлагают преодолеть, подливая бензин в огонь военного конфликта. Ради своих амбиций Яндарбиев готов воевать до последнего чеченца. Подзаработав на крови энную сумму, благополучно сваливает за бугор.
   В подобных интервью всегда много личного, эмоций. Каждый участник и очевидец видит в событиях свою правду. Например, не меньше субъективизма и в мемуарах. Так Г.Трошев в своей книге "Моя война", в разделе "Штрихи к портрету" дает крайне негативную характеристику Яндарбиеву И весьма сдержано характеризует Аслана Масхадова.

             Можно как угодно относиться к интервью Сергея Шахрая, к мемуарам генерала Трошева. Верить или все отвергать. Но поразмыслить над его словами стоит. Получается, война была нужна не только по мерзким меркантильным причинам обеим сторонам. Хотя многие деятели без стыда и совести погрели на ней руки. Были не менее циничные "идейные" соображения. Почему бы не разобраться с негодями на процессе типа Нюрнбергского? Полагаю, что простой народ вправе сказать: Будьте вы все прокляты!