Яблоки

Ирина Кашаева
Несколько лет назад случилось мне ехать в поезде.

Над землёй торжественно плыл август.

Лето в тот год выдалось сухим и пыльным, но август был просто волшебен.
Ласковые вечера из тёмно-синего бархата, звонкие, розовые рассветы и густой, наполненный яблочным ароматом воздух.

Яблочки...

Весёлые , румяные они улыбались, словно сами просились в рот!

И я не выдержала, купила на станции несколько сочных, краснобоких плодов.
В купе со мной оказалась старенькая женщина в чёрном платке.

Мы познакомились, соседка назвалась Оксаной Мироновной, сказала, что едет на Украину, на свою родину.
Взяв со столика сочное, яблочко, я уже собиралась было расправиться с ним.
Но Оксана Мироновна не позволила мне это сделать.

Лена, простите меня, но яблоки нельзя до Яблочного Спаса кушать, тем более , Вы в положении. Вот, послушайте... -мягко произнесла она .
И рассказала мне следующее.

Есть такая давняя примета если яблоко до Спаса отведаешь, с дитём беда случится может.
Родом я с Украины.
В начале тридцатых годов там свирепствовал лютый голод.
В огороде в тот год почему-то ничего не родилось, а если что и вырастало- всё государство отнимало .
Скотину со всех дворов в колхоз угнали.
Ни хлеба, ни картошки, ни мяса...
Ничего не было.
Питались кореньями,хлебом из лебеды, щавелем, ягодами ,грибами, бывало, даже земляных червей ели.
Не брезговали ничем.
Костлявая с косой никого не щадила- люд вымирал целыми семьями. Десять лет мне тогда было, моей сестрёнке Катюшке-восемь.
Голод лютовал, свирепствовал, голод сводил с ума.

Говорят, случались даже случаи людоедства.
Но дети есть дети.
Мы с Катей играли в самодельные тряпичные куклы, кормили их, укладывали спать.
Мечтали, что вырастем, выйдем замуж и у нас будут детки...

Однако, Катиным мечтам не суждено было сбыться...

Старушка примолкла и в уголках её глаз заблестели слёзы.

Однако, она справилась с собой и продолжила.

Тем летом в садах появились яблоки.

И наша мама сорвала несколько штук , чтобы хоть чем-то накормить нас.
Катя была худенькой, слабенькой , болезненной и, поэтому, я отдала ей свою долю яблок.

Что ты творишь, Полина-выговаривала маме её свекровь.

.-Яблоки нельзя до Спаса трогать! Беда с дитями случится может...

Но мама лишь отмахивалась от бабушки, как от надоевшей мухи...

Недели не прошло, как Катюшка наша сгинула...Помню, как после дождя мы по грибы с ней пошли и в лесу она потерялась... Помню, как обезумевшие от горя, мы с мамкой носились по лесу, искали Катю.. Звали, кричали ...
К поискам моей пропавшей сестрёнки присоединились тогда все, и стар и мал.

Но вместо Кати в лесу нашли лишь её тряпичную куклу, с которой сестрёнка никогда не расставалась.

Да ещё яркую цветную тряпицу, которую я вплетала ей в косу обнаружили.

Самой же Катюши и след простыл...

По деревне поползли ужасающие, дикие слухи, что якобы дитё украли и съели. Однако, это ничем не подтвердилось. Но после того страшного случая мы уехали в Россию к родственникам. А моя бедная Катя снилась мне всю жизнь и по сей день всё снится.
Стоит передо мной такая же маленькая, худенькая, с посиневшим от голода скорбным личиком.

Ксана...Ксаночка... Убили меня, убили...-шепчет печально.

Где ты, где Где мне тебя искать-кричу я что есть мочи, но сестрица лишь качает головкой.
Не ищи, мол.
И я просыпаюсь в слезах и плачу, что не смогла,не сумела уберечь её...
А в родной деревне нашей перед самой войной Катюше поставили памятник тарелочка и яблочко на ней.
Люди по сей день идут туда, как на могилу и несут кто что может куклы, конфеты, а на Спас обязательно яблоки...

Говорят, покойная Катя всегда помогает детям.

Просят её, чтобы у больного малыша хворь прошла, чтобы учился хорошо , папку с мамкой слушался и она всегда помогает.
Моя жизнь сложилась.
Закончила курсы медсестёр, всю войну прошла,. до самого Берлина без единой царапины...
Как будто моя покойная Катя берегла меня...

После войны замуж вышла, дети, внуки, правнуки...

Сшила я тряпичную куклу, похожую на ту, на Катюшкину,.

Вот, везу ей теперь.

Сердцем чувствую- ждёт она меня,, недолго мне осталось землю-то топтать.
Так хоть напоследок с Катюшкой встречусь...
.Прощения попрошу, что не уберегла....
Со слезами на глазах, старушка достала из сумки самодельную, тряпичную куклу и показала её мне...

Я не знаю, чем закончилась эта история.

Но, хочется верить, что бабушка Ксана всё-таки выполнила свой долг перед сестрой , что Катя простила её и теперь они вместе.

А яблоки до Яблочного Спаса я больше не трогаю...