Храм Неба дистанция огромного размера ч3

Вячеслав Романович Каминский
Больше! Ещё БОЛЬШЕ!

То, что китайские правители страдали гигантоманией, я уже писал ранее. Тут вам и самая длинная в мире Великая Китайская стена, и самый большой опять же в мире дворцовый комплекс, раскинувшийся на площади в 730 000 кв.м с гостеприимным названием Запретный город. Но и это оказывается не предел. Есть в Пекине сооружение по сравнению с которым и Запретный город покажется всего лишь прихожей. Это самая главная китайская святыня — храм Неба.
Его построили, как дань богам за строительство того самого Запретного города. Тогдашний император Чжу Ди так прямо и заявил: «Сын богов не смеет возводить более грандиозное жилище, чем у божественных отцов» и велел построить самую большую, если не в мире, то уж в Китае точно святыню — храм Неба. Вместе с окрестностями храм этот занимает площадь 2 750 000 кв.м, то есть в 4 раза больше, чем территория Запретного города… Чувствуете размах…Раньше, помимо храма Неба было еще три, правда, чуть поменьше: храм Солнца, храм Луны и храм Земли. Но потом пришли хунвейбины и все их к чертовой матери снесли. Сохранили только этот, самый величественный. Но вовсе не потому, что он являлся вершиной космической четверки, а по более простой причине: его хунвейбины облюбовали для себя… Сделав собственной штаб-квартирой, а также казармой, тренировочной базой, стрельбищем. Короче, нашли ему более правильное применение. А что, территория огромная, со всех сторон огороженная двойным каменным забором, со множеством достаточно вместительных помещений.
Хотя первоначально храм этот служил совсем для других целей и задач. Главным его предназначением было повысить урожайность изрядно истощенных китайских земель. Именно сюда в течение почти 500 лет дважды в год: 15-го числа 1-го месяца по лунному календарю и в день зимнего солнцестояния приносили в палантине из Запретного города императора, чтобы он после трехдневного строгого поста принес Небу щедрые дары. Такую ответственную миссию могли доверить только владыке Поднебесной, имеющему, как известно, божественное происхождение. Ну а кто еще, скажите, мог вот так напрямую общаться с богами, указуя им: в какое время и как долго лить дождям, дуть ветрам, палить солнцу… короче, влиять на погоду. Некому…
Сегодня о присутствии хунвейбинов, впрочем, как и о 23 императорах, которые, согласно историческим запискам, за 500 лет с момента постройки храма приносили жертвы Небу аж 682 раза, в этом величественном храме, к счастью, уже ничего, не напоминает. Комплекс отреставрирован, ему возвращен первоначальный вид и он по праву занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Все величие этого грандиозного архитектурного комплекса я ощутил, когда ранним, но уже достаточно солнечным утром вместе с другими такими же, как и я ценителями Восточного зодчества направился к его неприступным стенам. Еще на подступах к храму мы были очарованы огромной кипарисовой аллеей. Ведь это были не просто кипарисы, а могучие величественные дерева, коим, как утверждал наш гид свыше 1000 лет…
И таких древних исполинов тут насчитывалось 2566 штук. Не считая еще 60000 не менее могучих сосен, столь же почтенного возраста. И чуть ли не под каждым таким деревом мы наблюдали группы весьма почтенных, под стать деревам, старцев, кои предавались разного рода занятиям, совершенствующим их дух и тело. Одни выполняли довольно-таки сложные, учитывая их солидный возраст, физические упражнения, другие разучивали под музыку всевозможные танцевальные движения, третьи самозабвенно пели хором многоголосые канцоны, четвертые писали на земле с помощью гигантской кисти и воды замысловатые иероглифы. Короче, все были при деле. Вот так в Пекине веселятся пенсионеры. Самые счастливые, по мнению нашего гида, граждане Поднебесной. Что нельзя сказать о более молодых гражданах Китая, коим приходится изрядно трудиться, дабы не оказаться на задворках жизни. Причем с самых юных лет. Ведь мало просто хорошо учиться, нужно очень хорошо учиться! И это еще полдела… Ведь кроме общеобразовательной школы, ребенок должен заниматься с репетитором иностранным языком, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, учиться танцам, посещать спортивную секцию… Все это вроде бы и необязательно. Но как сказать… Каждый китайский родитель желает, чтобы его чадо было только первым. И как он (родитель) может допустить, чтоб его отпрыск оказался в чем-то хуже, слабее других детей. Вот и получается, что все в классе учатся и музыке, и танцам, и у-шу, и кун-фу… Все это естественно выливается в копеечку или точнее юанечку… Так что приходится бедным родителям вкалывать в две, а то и три смены, чтобы их любимое чадо было на высоте… Да и само чадо, напрочь лишенное детства вызывает, по правде, не восхищение, а жалость.
Впрочем, прошу простить меня за это небольшое отступление, навеянное кипарисовой рощей и ее почтенными обитателями. Ведь мы еще не дошли до нашей главной цели – самого храма Неба. А дойти до него не так-то просто. Сначала надо пройти по Земле. А потом уже по Небу. Именно так из двух частей выстроен этот грандиозный храмовый комплекс. В древности китайцы считали, что небо круглое, а земля квадратная. Так и здесь: что связано с землей – квадратное или на худой конец прямоугольное, что с небом круглое или цилиндрическое.
Наш путь следования к залу молитв о богатом урожае (главному храму) точно соответствовал императорскому маршруту. Войдя через южные ворота, мы попали в Зал Воздержания, очевидно именно здесь император постился, готовя свою тронную речь пред богом. Отсюда уже рукой подать и до Круглого алтаря, где и совершались ежегодные жертвоприношения. Зрелище, по всей видимости, было впечатляющим. Для большей выразительности оно совершалось ночью при свете фонарей, с музыкой, ритуальными танцами и богатыми жертвоприношениями, которые готовили прямо здесь у алтаря в огромной печи, которая сохранилась до наших дней.
Признаться, алтарь Неба, это гигантское сооружение окруженное двойной стеной (внутренней круглой и внешней квадратной) на меня произвел сильное впечатление. Этакая многоступенчатая беломраморная пирамида, венчающаяся огромным опять же белым камнем, окруженным девятью каменными кольцами. Цифра 9 (императорская цифра) здесь встречается на каждом шагу. По мнению китайцев она благоприятствует союзу Земли и Неба. Так, если в первом кольце террасы мы насчитали 9 камней, то во втором их уже было 18 и так до 81 камня в 9-м кольце. Здесь уж мы поверили нашему гиду на слово… На средней и нижней террасах тоже находилось по 9 колец. Поверхность алтаря выложена 3402 мраморными плитами. Даже количество резных балюстрад на террасах кратно 9. Их насчитывается 360, что символизирует 360 градусов окружности неба. И это еще не все нумерологические загадки, преподнесенные нам алтарем. Так, число ярусов алтаря, символизировало три основные силы Вселенной — небо, землю и человека, а также три источника света — солнце, луну и звезды, а еще три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие).
Говорить на вершине алтаря нужно вполголоса, поскольку мраморные балюстрады отражают голос и усиливают его. Впрочем, в храме Неба есть еще одно место, которое усиливает голос куда сильнее — это так называемая Стена Эхо. Наш гид уверяла, что простой шепот рядом со стеной слышен в любой точке вдоль ограды. Мы не преминули тут же провести эксперимент. Я не то, чтобы шепотом, а во всю мощь своего не тихого голоса произносил имя любимой жены, но когда она наконец подошла ко мне, то честно призналась, что ничего не слышала… Может, надо было кричать по-китайски?
Но вот мы дошли и до павильона Жатвенных Молитв. Этакой гигантской тридцати восьми метровой ярко раскрашенной детской пирамидке с тройным резным мраморным карнизом, покрытым синей глазурной черепицей с веселым орнаментом из 5000 золотых драконов…
Именно павильон Жатвенных молитв считается главным сооружением в храмовом комплексе. Удивительно, но это весьма внушительное сооружение держится всего лишь на 28 деревянных столбах и множестве брусочков, реечек и стропил. Нет здесь ни одного гвоздя, никаких-то других дополнительных соединений. И опять же каждый столб, каждая щепочка здесь несут не только физическую, но и смысловую нагрузку. Здесь все подчинено древнекитайской символике. Так, 4 центральных столба называются «колодцем дракона». Они окрашены в красный цвет – цвет огня и символизируют брачный союз Неба и Земли. И обозначают 4 времени года. Еще 12 колонн чуть поменьше в диаметре образуют внутреннее кольцо и символизируют число месяцев в году. Двенадцать колонн наружного ряда обозначают 12 двухчасовых отрезков времени суток. Кроме того, эти 28 колонн символизируют еще 28 небесных созвездий.
Да и те 5000 драконов, что золотым орнаментом покрыли многоступенчатый купол храма, нарисованы здесь отнюдь не только для красоты, а опять же несут глубокий древнекитайский смысл, символизируя соединение Неба и Земли посредством дождя.
Вот такая китайская грамота…
Не случайно этот единственный в стране круглый храм стал символом Пекина – одним из главных его архитектурных памятников.
И хотя весь храм Неба, опять же из-за его гигантских размеров (только ограда вокруг него составляет 12 км), мы так и не обошли, но и увиденного нам вполне хватило для того, чтобы понять строить в Китае умели с размахом. И со вкусом. И со смыслом.